Проповедь на праздник Успение Божией Матери
УСПЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (15–28.VIII)
1. ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ И КОНЧИНА
День смерти обычного человека бывает днем печали и горя. Скорбит сам умирающий, прощаясь навсегда с земной жизнью, со всем тем, что ему было дорого на земле и к чему он был привязан. Скорбят, разлучаясь с ним, и те, которые его любили, кому он был родным или близким. Скорбят еще и потому, что в такой день особенно чувствуют временность, быстрое течение своего бытия, вспоминают свою неизбежную участь. Но сегодня, вспоминая кончину, вернее, успение, Божией Матери, никто не скорбит, а все празднуют, никто не плачет, а все торжествуют. Сама св. Церковь в своих молитвословиях и песнопениях восклицает: «Воспою, радуяся, Тоя успение».
Отчего это так? Почему?
Потому что Божия Матерь не уходит во мрак могилы, а переходит от земли к Небу, от временных скорбей к вечным радостям, от земного уничижения к небесной славе. Окончилось для Нее время разлуки со Своим Сыном и Господом. Отныне Она будет видеть его непрестанно и уже не на кресте, не в уничижении, а в величии Божественной славы. Горний мир встречает Ее ныне с торжеством, ибо доселе он только взирал на Нее как бы издали как на честнейшую Херувимов и славнейшую Серафимов. Мир дольний радуется, ибо верит, что во успении Своем Она не только не оставит его, но получит еще большую возможность ходатайствовать за него перед лицом Своего Сына и Бога.
Дорогие отцы, братья и сёстры! Умирает и погребается честнейшая Херувимов и славнейшая Серафимов, во гробе полагается Источник жизни. Неумолимо веление правды Божией, сказанной еще первому человеку в раю: «Смертию умрешь» (Быт. 2, 17), «возвратишься в землю, из которой ты взят»(Быт. 3, 19). Наступит час и не замедлит, когда и наша душа разлучится с телом. Но пречистое тело Божией Матери не осталось во гробе, а воскресло для жизни со Своим Божественным Сыном. По гласу Архангела воскреснем в день последний и мы, с тем лишь различием, что одни из нас восстанут «в воскресение жизни», а другие «в воскресение осуждения» (Ин. 5, 29). Чтобы оказаться в числе первых – воскреснуть для вечности со Спасителем, необходимо уподобиться Божией Матери в жизни, нужно Ей подражать.
Взглянем же своими духовными очами на сияющий Божественной славой облик Пресвятой Девы Марии.
Еще в трехлетнем возрасте Она оставила Свой дом и посвятила Себя на всегдашнее служение единому Богу. Хотя Она была приведена в храм по обету праведных родителей, но их обет стал и Ее обетом. По внутреннему стремлению Своего преданного Богу сердца Она хранила совершенную чистоту и девство. В этой преданности Богу и любви к Нему и лежит источник всех Ее добродетелей – Ее совершенства. Пищей Ее души была непрестанная молитва и поучение в слове Божием, украшением души – глубочайшее смирение, служение другим, труд. Перед Своей кончиной Она часто уединялась для молитвы на Елеонскую гору, то место, с которого Господь наш Иисус Христос, благословляя своих верных последователей, вознесся на небо.
Святая жизнь Божьей Матери и Ее блаженная кончина учат нас тому, что и мы должны всем сердцем искать Бога, твердо хранить Его повеления и ходить путями Его (Пс. 118, 2–4). Сердце свое нужно оберегать от всего нечистого, душу свою украшать молитвой и делами любви. Надо взять себе за правило: не делать ничего вопреки голосу совести, не нарушать сознательно ни одной Божией заповеди, тотчас изгонять из своего сердца и ума всякое недоброе желание, всякий недобрый помысл. Все силы своей души надо приучить чувствовать всегда Божие вездеприсутствие, помнить, что не только наши тела, но и мысли, и думы всегда видны, всегда открыты перед очами Всеведущего и Вездесущего. Такое духовное бодрствование придет не сразу, достигается оно постепенно. Для его стяжания нужен постоянный подвиг, подвиг всей жизни
Если так мы будем жить, то кончина наша не будет печалью. Ибо что такое смерть? – Это конец теперешней жизни и начало будущей. Но ни конец жизни не может быть в противоречии с началом будущей, ни начало будущей – с ее продолжением в вечности. Царство Божие начинает строиться в душе человека именно еще здесь на земле, и в зависимости от того, насколько человек построит его, меняется и отношение его к смерти. Какая временная жизнь, такая и смерть, а какая смерть, такая и жизнь будущая. Благочестивый человек умирает не только мирно, но даже с радостью. Без печали проводят его в последний путь и ближние, знавшие его св. жизнь и видевшие его блаженную кончину. Его добрые дела встретят там, когда дух его будет проходить по мытарствам в течение сорока дней, и когда Небесный Судья будет выносить Свой приговор (Гал. 6, 8).
Истинный христианин не отвергает земную жизнь, а радуется, любуется ею, как величайшим бесценным даром Божиим. Но, радуясь этой земной жизни, он еще больше радуется, что здесь на земле он получает познание другой – небесной жизни и стяжает ее.
По молитвам Владычицы нашей Богородицы да поможет нам Господь достойно пройти свой жизненный путь, да пошлет Он нам христианскую кончину и добрый ответ на последнем суде.
Аминь.
2. БОЖИЯ МАТЕРЬ С НАМИ
"Приидите, всемирное Успение Всенепорочныя Богородицы празднуем», – такими словами св. Церковь возвещает нам о великом сегодняшнем дне и призывает всех его праздновать.
Смерть, будучи завершением земной жизни, у различных людей бывает разная, как разные бывают сами люди и как неодинаковы их жизни. Отсюда естественно ожидать, что у Божией Матери, жизнь Которой была необычной, и кончина должна быть единственной в своем роде, какой ни у кого из смертных не было. И св. Церковь об этом так именно и свидетельствует. Хотя Пресвятая Дева и не была изъята из закона смерти, но, как и Божественный Сын Ее, восторжествовала над смертью – силой Господней восстала из гроба прежде всеобщего воскресения.
После вознесения Христа Спасителя и сошествия Св. Духа на св. Апостолов Божия Матерь некоторое время находилась в Ефесе – городе, где жил св. Иоанн Богослов, заботам которого Она была вручена велением со креста (Ин. 19, 26–27). Но сердце Матери влекло туда, где каждый шаг был освящен стопами Ее Божественного Сына. Вернувшись в Иерусалим, Она особенно любила посещать те места, которые соединены были с воспоминаниями важнейших событий жизни Спасителя. Это: Вифлеем, Гефсимания, Голгофа, Елеон. Здесь Она часто и долго молилась. Она молилась о скорейшем распространении по лицу земли св. Евангелия, об обращении и вхождении в Церковь погибавших в неверии; молилась об утверждении только что основанных Церквей и о насаждении новых Церквей. Но все Ее прошения заканчивались молитвой о том, чтобы Господь скорее разрешил Ее от уз плоти, чтобы всегда быть с Сыном лицом к лицу. Во время такой молитвы Она увидела архангела Гавриила, который возвестил Ей час отшествия из сего мира. С великой радостью приняла Она эту весть и стала готовиться к Своему отшествию. Единственным желанием Ее оставалось повидаться со св. Апостолами, проститься с ними, преподать им благословение, утешить и воодушевить их надеждой на Свое заступление у Небесного Престола. Апостолы в это время находились в разных странах, благовествуя о Христе распятом и воскресшем. И вот, как говорится в церковном молитвословии, «собрася чудно всечестный лик премудрых Апостол погребсти славно тело» Пречистой Богородицы. Промыслительно было то, что ап. Фома прибыл в Иерусалим лишь на третий день после успения Божией Матери и очень огорчился, что не смог проститься с Ней. Чтобы его утешить, Апостолы повели его к месту погребения, но когда открыли гробницу, тела Божией Матери в ней не было. И тогда они поняли, что опоздание ап. Фомы было делом Промысла Божия, благоволившего открыть всему миру Ее воскресение. К вечеру того же дня, когда Апостолы собрались вместе в храмину, явилась в небесной славе и сиянии Сама Царица Небесная и возвестила Апостолам самое радостное, самое отрадное: «Я всегда с вами». Апостолы поклонились Ей и воскликнули: «Пресвятая Богородице, помогай нам!»
Вот св. сказание об успении Божией Матери, как оно передано богоносными отцами Церкви. Матерь Жизни восходит на небо с плотью, чтобы быть нашим небесным покровом и заступлением, чтобы быть всегда и везде с нами. Данное Апостолам обещание в известной мере может быть отнесено не только к отдельным людям, но и вообще ко всему человеческому роду. Эта мысль находит свое яркое выражение в словах тропаря сегодняшнего праздника: «Во успении мира не оставила еси, Богородице».
В житии блаженного Андрея, Христа ради юродивого, говорится о том, что этот святой за свою праведную жизнь был удостоен увидеть обители неба. Смотря на сонмы и лики святых, он удивлен, что среди них нет Божией Матери и спросил Ангела: «А где Сама Пресвятая Владычица?». Ангел ответил ему: «Ее сейчас нет здесь: Она на земле утешает несчастных, скорбящих и страждущих, отирает слезы вдов и сирот и всех требующих Ее помощи и заступления». Нужно ли разъяснять эту последнюю мысль, дополнять? – Нет: она ясна. «Как живя в сем мире, – говорит, обращаясь к Богоматери, св. Герман, – Ты не была чужда небесных обителей, так и по отшествии Ты не удалилась от общения с людьми, поелику явилась небом всевышнего Бога чрез вместительную для ношения Его Свою утробу и соделалась для Него духовною землёю чрез вместительное служение плоти Его, так что отсюда нам легко заключить, что, как обитая на земле, Ты постоянно была с Богом, так и преставившись от человеческого жития, не оставила сущих в мире». И дальше св. Герман в уста Спасителя вкладывает такое обращение к Пресвятой Деве: «Как Я, не будучи от мира, милостивыми очами вижу сущих в мире и управляю ими, так и Твое предстательство не отнимется от мира до его скончания».
Что благое, радостное обетование Божией Матери простирается во все века и времена Церкви, свидетельствует бесчисленное множество являемых Ею благотворений во всех частях света. Благодатным залогом всегдашнего пребывания с нами Пресвятой Владычицы служат Ее чудотворные иконы. Все эти св. иконы и установленные во славу Ее церковные празднества есть не что иное, как священные памятники Ее благодатных посещений, Ее благотворных явлений, Ее небесных милостей человеческому роду. Свящ. Предание повествует, что когда св. ев. Лука написал первую икону Божией Матери, то Она Сама сказала перед ней: «С тобой Моя благодать и сила». И эта благодать поистине пребывает!
Необходимо только помнить, что Владычица мира пребывает там, где есть вера в Сына Божия, от Нее воплотившегося; где есть вера в Ее всесильное ходатайство перед Спасителем; где есть вера в то, что Матерь Божия есть и наша небесная Матерь; где, наконец, есть стремление отобразить, осуществить Ее духовные свойства и добродетели: покорность воле Божией, чистоту и целомудрие, смирение и кротость, терпение, любовь к ближним и участие в их судьбах.
Будем же, дорогие отцы, братья и сёстры, стремиться к тому, чтобы всегда быть достойными любви Божией Матери, и Она во успении Своем нас не оставит.
Пресвятая Богородице, помогай нам!
Аминь.