Проповедь на праздник Рождества Христа Спасителя

Проповедь на праздник Рождества Христа Спасителя

РОЖДЕСТВО ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ (25.XII-7.I)

1. РАДОСТЬ ПРАЗДНИКА

«И рече им ангел: не бойтеся

се бо благовествую вам радость велию,

яже будет всем людем: яко родися вам днесь

Спас, Иже есть Христос Господь»

(Лк. 2, 10–11)

Почти двадцать веков прошло с тех пор, как эту радостную весть принес пастырям Небожитель, но и сегодня радость ее не померкла. Пройдут и еще сотни, тысячи лет, а радость о рождестве Христовом не ослабнет, не потеряет своей силы, ибо событие это есть величайшее в истории домостроительства нашего спасения явление милости Божией к грешному человечеству. Истинно великую радость возвещает Ангел. Эта радость, по его́ предвещанию, будет не одному семейству и даже не одному народу, а всем людям Божиим в мире – сколько их есть, было и будет, – всем, кто только не закроет своих духовных очей, чтобы увидеть ее, кто не ожесточит своего сердца, чтобы почувствовать ее и познать.

Наступает время явления чудес любви и благоволения Божия сидящим во тьме и сени смертной (Мф. 4, 16). Рождается Тот, Который был обетован прародителям еще в раю как сокрушающее главу змия Семя Жены, Которого с радостью ожидали лучшие люди Ветхого Завета. Рождается Спаситель мира, Который соединит небо с землей, приведет Правду вечную, созиждет на земле благодатное царство мира и радости о Духе Святом, направит наши ноги на путь любви, благочестия – на путь, ведущий в вечность. Поэтому-то св. отцы считают праздник Рождества Христова «более всех праздников достойным почитания и благоговения», «матерью всех праздников»108. А св. Церковь призывает: «Небо и земля днесь пророчески да возвеселятся, Ангели и человецы духовно да торжествуют... прииде бо Чаяние языков»109.

Бедственна и тяжела была участь человека после грехопадения. С того дня вся история человечества была подобна виденному пр. Иезекиилем свитку, в котором было написано: «Плач, и стон, и горе» (Иез. 2, 10). Томимый совестью, человек искал путей примирения с правосудием Божиим, стремился найти утраченную стезю к истине, но не обретал, а зло и развращение возрастали и усиливались, принося новые скорби и еще большие мучения.

Многое требовалось, чтобы вывести людей из такого состояния – и Господь это совершил.

С рождением Христа Спасителя падает преграда, разлучавшая нас с Богом. «Оправдание закона (по слав.: «Ни едино убо ныне осуждение...»), – говорит св. ап, Павел, – исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» (Рим 8, 4). Сошедши на землю и став человеком, Сын Божий принимает на Себя всё бремя наших грехов и всё наказание за них. Он добровольно страдает за нас и переносит все тяжести мучений, что в совокупности должны были перенести люди (см. Ис. 53). «Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет», – учит св. Церковь110.

Христос Господь принес людям и высочайшую истину. В Нём воссиял «мирови свет разума»111. Пришел Господь – и всюду разлился свет истинного боговедения, истинной религии. Теперь мы знаем, что Бог наш, сотворивший небо и землю, есть един по существу, но троичен в лицах, есть Дух, вечный, всеблагой, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный, есть Бог святости и любви. Всё это открыл нам Сам Господь наш Иисус Христос. Возьмите в руки св. Евангелие, почитайте его – и свет Христов, доступный и мудрецу и простецу, озарит ваши сердца.

Нужно было сообщить людям новую жизнь – и Он сообщил ее. Он дал нам в снедь Свое честное Тело и Свою пречистую Кровь как источник воскресения и вечной жизни. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, – учит Он, – имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие... Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 54–55, 53)

Нужно было дать человеку для новой жизни и новые силы – и Он дал их. В пятидесятый день Своего славного воскресения Он ниспослал на св. Апостолов Духа Святого, Который с тех пор живет в св. Церкви и укрепляет верующих Божественной благодатью.

С сегодняшнего дня сама телесная смерть не страшит нас, не ужасает, а возбуждает к упованию, к радости, потому что Спаситель для того и приобщился нашей плоти и крови, чтобы «смертью лишить силы имеющего державу смерти» (Евр. 2, 14). Даже воздыхания окружающей нас твари, подвергнутой преступлением человека суете, отныне не так тяжки и болезненны, ибо она будет освобождена «от рабства тлению» (Рим. 8, 21).

«Слыша это, оставь уныние, – призывает св. Иоанн Златоуст. – Выше всякой надежды и ожидания то, что Бог стал человеком. Если это совершилось, то и всё последует затем с разумной последовательностью. Он не унизил бы Себя так безрассудно и так напрасно, если бы не имел возвысить нас. Он родился по плоти, чтобы тебя возродить по духу... Итак возрадуемся и возвеселимся, с радостью вспоминая наши блага. Если патриарх Авраам был рад видеть день Господень, и видел, и возрадовался, – тем более нам, когда мы видим Бога в пеленах – это страшное и изумительное зрелище – следует радоваться и веселиться, удивляться и приходить в изумление от величия такого благодеяния""112.

Но, дорогие отцы, братья и сёстры, чтобы радость наша была чистой, духовной, святой, необходимо, чтобы она выражалась в делах, ведущих нас к Богу, приближающих к Нему. Господь пришел к нам во плоти для нашего исцеления. Как Небесный Врач Он дал нам лекарства – св. таинства. – И нам нужно их принимать с живой верой в их спасительное действие. Господь принес новый закон – и нам должно исполнить его со всей любовью и усердием. Только при таком условии мы можем надеяться на исцеление. Хотя Спаситель наш и всемогущ, но не спасет нас без нас, без нашего свободного участия в деле спасения и, тем более, вопреки нашему желанию. Преподобный Антоний Великий так говорил своему ученику: «Ни Бог, ни я тебе не помогут, если сам не будешь трудиться. Духовная жизнь подобна дереву, телесный подвиг – листьям, а душевное делание плоду»113.

Итак, православные христиане, если мы желаем по-настоящему почувствовать радость сегодняшнего праздника, если желаем радоваться по-христиански, то мы должны чаще посещать храм Божий, усилить и домашнюю молитву, больше читать святое Евангелие и, конечно, проявить деятельную любовь к нашим ближним.

Будьте истинными христианами – православными христианами – вот тот великий урок, который дал Сам Господь и исполнение которого доставит истинную радость!

«Небо и земля днесь пророчески да возвеселятся!»114. И да проникнет эта радость о Христе родшемся вглубь самой нашей жизни, чтобы никакие земные невзгоды или скорби не могли ее ослабить или погасить!

Аминь.

2. СЛАВА В ВЫШНИХ БОГУ – НА ЗЕМЛЕ МИР

«Слава в вышних Богу, и на земли

мир, во человецех благоволение» (Лк. 2, 14)

Так воспели Ангелы в ту спасительную ночь, когда на землю сошел Бог во плоти.

Эта песнь и обрадовала и удивила пастырей. Она же огласила всю вселенную – и одних людей она воздвигла к торжеству, других подвигла к размышлению.

От той великой ночи отделяет нас почти двадцать веков. С того времени в жизни человечества многое изменилось: ушли в прошлое великие, считавшиеся вечными и нерушимыми, империи, изменились культуры, стали новыми социальные условия жизни, облик земли стал неузнаваем. И лишь одно осталось неизменным – свидетельство Ангелов, обращающих наш взор ко граду Вифлеему.

Небесные Вои радуются, что с вочеловечением Сына Божия на земле воцарится мир Божий, милость и благоволение. На землю сходит не Бог отмщения, а Бог милосердия, не судия, а отец, сходит не наказывать за грех, а разрешить грех и помиловать грешника. «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй и полезная всем подаваяй», премудрый и всеблагой Бог Сам идет к человеку, чтобы открыть ему путь к вечной жизни, дать ему верные истинные средства спасения. Верными свидетелями этому явятся лики многочисленных апостолов и миссионеров, мучеников и исповедников, святителей и пустынников.

По определению Святителя Русской Православной Церкви прошлого столетия, «Ангелы в краткой песни своей возгласили три важные догмата». Первый догмат – это «слава Богу», второй – «на земле мир» и третий «во человецех благоволение»115.

1. Св. Ангелы возносят сегодня Богу славу в вышних, величают Его, прославляют за Его бесконечную любовь к людям, отдающую Сына Своего единородного, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 15). Они в славословии свидетельствуют о тех великих страданиях, которые понесет за нас Сам Господь наш Иисус Христос, чтобы мы не страдали вечно, а получили нескончаемое вечное счастье. Закон правды требовал наказать преступника. И если бы действовала только Правда Божия, то мы бы погибли духовно. Никто, даже самые великие праведники, не могли взять на себя грехи всего человечества. Это совершил и совершил добровольно по Своей безграничной любви Сын Божий Спаситель.

2. В рождественскую ночь Ангелы воспели также: «...и на земле мир».

Понятие мира многообразно. Есть мир внешний. Это мир между родителями и детьми, мужем и женой, между соседями и целыми странами, – короче: всякое согласие между людьми, братство, мирное сожительство. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам», – говорил Господь Своим ученикам накануне страдания (Ин. 14, 27).

Есть и другой мир, также оставленный Спасителем (Ин. 20, 19). Это мир внутренний, мир с Богом и со своей совестью, очищенной от всякой греховной скверны. Раскрывая это понятие мира, митрополит Московский Платон говорит, что в рождественскую ночь Ангелы воспели как бы так: «Слушай, вся земля! Вонми, вся поднебесная! Весь человеческий род! Благовествуем всем вам мир. Вы были враги Богу: своими без числа преступлениями... беззакониями... пороками... Но ныне... разделяющая вас от Бога преграда разрушилась; ныне небеса отверсты, и пламенное оружие, двери райские стерегущее, далеко бежит; ... ныне с вами Бог примиряется. Воззрите на лице Его: уже оно к вам сияет отеческой любовью; Он Сам идет (в тексте: «бежит» – К.С.) к вам на сретение и подъемлет руки на объятия вас... готовит славный пир, и понеже хотел ознаменовать, сколько любит вас, то не изобрел лучшей для вас пищи, как угощать вас даже Телом Своим, напоевать даже Кровью Своею. Таково состояние не есть мир, мир незаслуженный, мир пречудный, мир бесценный, когда толико непостижимого величества Бог снисходит к человеку, к персти, брению и ничтожеству? Это видя, – глаголют Ангелы, – мы... не могли удержаться, чтобы не воспеть мир на земле и этим пением огласить небо и землю, воздвигнуть весь человеческий род»116.

Мир Христов там, где живет Сам Христос Господь, где действуют Его св. заповеди. Нет мира в душе, семье, обществе – значит владычествует не Христос, а грех, значит живут не по духу Христову, а по влечению страстей. Мир Христов должен восприниматься и усваиваться и верой во всесильную помощь Божию, соединенной с молитвой, и верой деятельной, соединенной с любовью, трудом, подвигом.

Так воспринимала мир, возвещенный Ангелами, древняя Церковь, так она понимает его и в наше время117.

3. «Во человецех благоволение», – такими словами заканчивается ангельская песнь. Небожители прославляют Господа за то, что Он Своим пришествием во плоти проявляет высочайшее благоволение к людям: насадит среди них благую волю, возродит их в религиозном отношении, вдохнет в них самоотверженную братскую любовь. «Нет больше той любви, – скажет Он Своим ученикам, – как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Христос Спаситель возвестит людям самые чистые и возвышенные законы нравственности. Вместе с этими законами Он дает и средства, силы к их выполнению (1Пет.1, 3), при помощи которых всякий верующий в Него может очиститься от грехов и переродиться, победить всякую страсть и совершить всякое добро. И когда благая воля Божия распространится среди людей и утвердится, когда сердца людей будут направлены на дела любви, когда люди поймут, что истинное богатство и ценность их жизни состоит в постоянном совершении добра, тогда они и вступят в мир подлинного, настоящего счастья, которое станет преддверием вечного счастья и жизни вечной.

Дорогие отцы, братья и сёстры! И мы подобно Ангелам должны славить Бога. Для этого каждому из нас нужно как можно чаще посещать храм Божий, с благоговением внимать всему тому, что здесь совершается. Дома также следует всегда молиться. И никто в этом нам не помешает. В самом деле, кто нам запретит начинать и оканчивать каждый день молитвой?! Садиться за стол и вставать из-за него с молитвой?! Или призывать имя Божие в начале всякого дела?!

Прославляя Спасителя устами, мы должны славить Его и жизнью – построить свою жизнь так, чтобы она соответствовала нашему высокому званию «православный христианин». А для этого пусть всякий изгонит из своего сердца всё плохое и заполнит его добрым. Гордый пусть возлюбит смирение и кротость, раздражительный – терпение и миролюбие, беспечный – заботу и попечение о душе. Только в этом случае явленные человечеству воплотившимся Сыном Божиим благодеяния послужат нам во спасение.

Дай Бог, чтобы наступивший новый год был годом мира, чтобы люди стяжали внутренний мир и, проникшись братством и любовью, перековали свои мечи на плуги и серпы!

Да украсит нашу жизнь благая воля, чтобы мы единым сердцем и едиными устами могли повторять ангельскую песнь: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человеках благоволение».

Аминь.

3. КАК НАМ ВСТРЕТИТЬ ХРИСТА

«Христос с небес, срящите...»

Сегодня земля становится не просто подножием ног Небесного Царя, но и Его престолом (Мф. 5, 34–35). Вся Его премудрость, благость, всё величие и сила чудес как бы оставляют небо и переселяются на землю – небеса преклоняются к человечеству. Ни в чём так не открылись бесконечные совершенства Божии, как именно в воплощении – земном рождении от Марии Девы Превечно Рождающегося от Бога.

В сегодняшний день Царь неба и земли, по Своему бесконечному милосердию и любви к нам, нисходит на нашу грешную землю, принимает всю нашу человеческую природу, кроме греха. Нисходит Он на землю для того, чтобы нас возвести на небо. Он подвергнется здесь унижению, чтобы нас возвести к небесной славе; испытает множество страданий, чтобы нам доставить вечные радости. «Высокий Бог, – учит св. Церковь, – на земли явися смиренный человек, хотяй привлеши к высоте»118.

Итак, отныне с нами Бог, как Он был и в начале сотворения мира с нашими прародителями. Отныне мы не люди гнева, а чада любви Божией и наследники неба.

Слыша о таком снисхождении Господа к нам, ради нашего спасения, что же мы должны делать?

Когда Спаситель благоволил родиться от Пресвятой Девы Марии, творения Божии поспешили встретить Его, воздать Ему славу и принести Ему свои дары. Земля принесла вертеп, небо – путеводную звезду, бессловесные – ясли, пастыри – поклонение, волхвы – многоценные дары, небесные воинства – славословие. А как же нам встретить нашего Спасителя? Что ожидает Он от нас?

Прежде всего мы должны очистить себя от всего греховного и недостойного звания христианина.

Наше греховное состояние начинается с плохих мыслей. С изменения наших мыслей должно начинаться и наше исправление. Худые мысли ведут к духовной гибели, добрые – ко спасению. Если мы будем чаще думать о Боге, о душе, о красоте добродетели и сравнивать с этой красотой безобразие греха, то вскоре у нас появятся и добрые желания, а добрые желания непременно перейдут в добрые действия. Частое же совершение добрых дел станет у нас навыком, нашей внутренней потребностью, и мы, с помощью благодати Божией, станем новыми людьми, созданными «по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4, 24).

Если есть в ком-либо какая-нибудь греховная скверна, он должен освободиться от нее во имя чистоты грядущего Святого Святых, есть ненависть, злоба – погасить любовью ради родившегося ныне Начальника мира и кротости. Гордый да смирится и перестанет думать только о себе. Невоздержанный да остепенится. Беспечный да устремит мысли свои к Вифлеему и да подумает о смысле своего земного призвания.

Когда люди ожидают к себе дорогого гостя, то они свой дом очищают, выметают, приводят вещи в порядок, готовят и лучшую трапезу. При том всякий час ожидают его, чтобы встретить при дверях с радостью и усердием. Так должны поступать сегодня и мы, православные христиане, встречая великого небесного Гостя. Каждый из нас должен приготовить свою душу, чтобы Господь мог войти в нас и сотворить в нас Свою обитель (Ин.14, 23). Каждый христианин должен доказать, что он Его ученик, что хотя он и грешит, падает, но не желает оставаться во грехах, а стремится встать и выйти на твердый путь следования за своим Божественным Учителем.

Св. Церковь учит, что встречать любвеобильного Спасителя необходимо с душой, горящей огнем любви.

Когда у Христа Спасителя спросили «Какая наибольшая заповедь в законе?» Он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» (Мф. 22, 36–37). Любить Бога так – значит отдать ему всё свое сердце, душу и разум, творя во всём всегда не свою волю, а Его; любить так, чтобы никакие противные силы, никакие обстоятельства жизни не могли отторгнуть от этой любви. Любить Бога – значит любить правду и удаляться от беззакония, бороться с живущим в нас ветхим человеком. В нас, в нашем сердце, воле, в мыслях действует сила греха, которая стремится удалить нас от Бога, внушить суетные желания, возбудить страсти (см. Рим. 7, 15–25). Победить эту силу – значит проявить заповеданную любовь к Богу.

Любовь к Богу не отделима от дел Божиих, а дела Его – это безграничная любовь к людям. Этими делами и мы должны усеять свой жизненный путь. Каждый из нас в благодарность Господу за Его снисшествие к нам должен возлюбить ближнего своего «как самого себя» (Мф. 22, 39) и творить ему добро всеми возможными средствами – кто чем и как может. Господь сошел к нам по великой любви к нам, и мы взойдем к Нему по любви нашей к Нему и к нашим земным братьям. Но человек духовно слепой рассуждает иначе. Я, – говорит он, – сыт, здоров, имею все земные блага и ни в чём и ни в ком не нуждаюсь. А о том, что он духовно беден, пуст, не знает закона Божия, связан страстями, не думает и не желает думать. Сшедшему с небес Господу и ищущему посетить нас он отказывает. "Душа, – обращается он к себе самому, – много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12, 19). Но вспомним, что Господь сказал этому грешнику: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12, 20).

Дорогие отцы, братья и сёстры! Встретим же ныне родившегося Христа Спасителя с чистым сердцем и живой любовью к Нему. Чем больше мы будем преуспевать в христианском благочестии и приближаться к Нему, тем больше и Он будет приближаться к нам и помогать нам.

Сердце чисто сотвори в нас, Боже (Пс. 50, 12)! Пошли нам Твою содействующую благодать чувствовать добро и совершать ею! Сохрани нас в Твоей святыне, чтобы мы могли встречать Тебя всегда!

«Христос с небес, срящите».

Аминь.

 

Проповеди на праздники:

Наверх