Проповедь на праздник Пятидесятницы
1. ЗНАЧЕНИЕ ПРАЗДНИКА
День Пятидесятницы – это Троицын день, праздник в воспоминание сошествия Святого Духа на Апостолов и вместе с тем во славу Пресвятой Троицы.
Велик и светел этот день. Торжественно и радостно празднует его св. Церковь. И как ей не ликовать сегодня?! Сама она как Божие строение, имея основание для своего бытия в лице Самого Спасителя (1 Кор. 3. 11), создается именно Духом Святым. Им крещаются и посвящаются первые архипастыри – Апостолы, от которых преемственно передается в Православной Церкви до сих пор благодать священства. Духом Святым окончательно открыты и уяснены Апостолам тайны Царствия Божия и всё содержание нашей христианской веры, наших уставов и учреждений. Тем же Духом Святым сообщается спасительное действие церковным таинствам. Им даруются все силы к благочестию, к спасительной жизни. Им побеждаются языки, народы и приводятся в послушание вере. Им хранился и будет вечно храниться неповреждённым залог нашего спасения.
«Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого... вы знаете» (Ин. 14, 16–17). «И будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края, земли» (Деян. 1, 8). – Так Господь наш Иисус Христос утешал Своих учеников и так завещал им, когда оставлял их на земле, в мире. Свое обетование Господь исполнил. В пятидесятый день после Его вознесения на небо Дух Святой в виде огненных языков сошел на богоизбранных Апостолов, вселился в их чистые души, стал их Утешителем и Помощником, Хранителем и Руководителем.
Кто мог подвигнуть св. Апостолов, людей простых, неискусных в слове не только возвещать высочайшее евангельское учение, но и защищать его перед самоуверенными книжниками и перед гордыми своим внешним благочестием фарисеями?! Как они могли убедить человечество, что их проповедь есть истинное слово Божие, что их дело есть дело неземное?! – Только силой Духа Истины, Того Духа, Который наставил бы их «на всякую истину» (Ин. 16, 13), напомнил бы им все, чему учил их Сам Господь (Ин. 14, 26), дал бы им и «уста и премудрость» (Лк. 21, 15), и облек бы их Божественным могуществом творить знамения и чудеса.
Дух Святой просветил св. Апостолов, укрепил их, неясное для них до сих пор сделал ясным. Осенённые благодатью Св. Духа, они возвестили истинное боговедение, преобразовали нравы, обычаи падшего человечества, всю его жизнь. Прежде слабые, колеблющиеся, св. Апостолы теперь явились столь твердыми в своих упованиях на Божие благоволение, что никакие скорби не могли поколебать их мужества в исповедании Христа Распятого и Воскресшего или хотя бы на одно мгновение увести их ум и сердце от устремлений к миру Горнему. «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? – спрашивали они и отвечали: «Ни смерть, ни жизнь... ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8, 35, 38–39). Под водительством Св. Духа Божественные ученики во всю землю пронесли слово веры и спасения, основали ряд Поместных Церквей, привели к Богу тысячи, десятки тысяч погибавших, обратили в прах вековую языческую религию Рима.
Дорогие отцы, братья и сёстры! Обручение Духа Святого дается и нам, православным христианам, через св. таинства и священные действия Церкви. Дух Святой и нас соединяет в един дух с Господом и самое тело наше творит храмом Божиим, членом живоносного Тела Спасителя. Узнать и даже убедиться в том, есть ли с нами Дух Святой, не трудно. Плоды Духа, по апостольскому слову, – это: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22–23). Радостно и легко нам, когда стоим мы на молитве – значит, с нами пребывает Дух Святой. Спокойна наша совесть, не терзается обидой, гневом, злобой – это плод Духа. Стремимся мы всей своей душой любить человека, творить ему только добро – это опять-таки плоды Духа.
Имея Духа Святого, мы имеем ту же заповедь, какую получили св. Апостолы – быть свидетелями, благовестниками Христа Спасителя «до края земли». Заповедь эта широка и многообразна. О Христе Спасителе свидетельствует не только тот, кто здесь, в этом св. храме, проповедует, читает, служит, но и тот, кто дома поставит в красном месте св. икону, зажжет перед ней лампаду, научит детей своих вере или даже просто перекрестится, проходя возле храма, не постесняется. А каким великим свидетельством может служить наша жизнь, когда она благочестивая, богоугодная. Если мы заглянем в древнюю историю христианской Церкви, то увидим, что первые христиане больше всего свидетельствовали о своей глубокой вере именно св. жизнью. Во всём тогдашнем языческом мире господствовал жестокий эгоизм. Христиане же показывали примеры преданнейшей любви к человеку, самого бескорыстного участия. «Смотри, как они любят друг друга, – говорили язычники, привыкшие только ненавидеть и убивать, – как они готовы друг за друга даже умереть». Да, утверждают христиане, мы так живем, ибо так жить научены нашим Спасителем, Который сказал нам: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 15, 12). «Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).
Вспоминая сегодня сошествие Св. Духа на Апостолов, а через них на Церковь и дальше на нас самих, мы должны помнить, что благодатные дары Св. Духа будут служить нам во спасение, если мы их будем возгревать молитвой и делами благочестия, верой и святой жизнью. Дары Св. Духа неоценимы – бесценны. А чем драгоценнее дар, тем несчастнее и страшнее бывает его потеря. Сохраним же их и умножим!
Аминь.
2. «ЦАРЮ НЕБЕСНЫЙ, УТЕШИТЕЛЮ... ПРИИДИ И ВСЕЛИСЯ В НЫ»
Сегодня сразу после Божественной Литургии будет совершаться особая служба в воспоминание сошествия на св. Апостолов Духа Утешителя. Во время этого богослужения будут читаться коленопреклоненные молитвы о ниспослании и нам Духа Святого, Духа премудрости, Духа разума и страха Божия. Св. Церковь будет молиться о даровании благодати Духа Святого всем присутствующим, а также прежде усопшим отцам и братьям нашим, и прочим сродникам по плоти, чтобы и они удостоились быть участниками Царства Славы «в стране живых... зане ни един есть чист пред» Богом «от скверн, ниже аще един день живота его есть».
Без благодати Духа Святого нет спасения, нет истинного христианства. Сам Господь наш Иисус Христос неоднократно говорил; что для Его последователей необходим этот Божий дар. Особенно много сказал Он об этом в беседе с праведным Никодимом, пришедшим к Нему узнать, что нужно делать, чтобы спастись. «Истинно, истинно говорю тебе , – учил Никодима Господь, – если кто не родится свыше.. от воды и духа, не может войти в Царствие Божие: рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин 3, 3, 5–6). Смысл слов Спасителя ясен: если не произошло духовного рождения, если не получены благодатные дары Духа Божия – невозможно увидеть Царство Божие и войти в общину Христову. Поэтому Господь, прощаясь со Своими Учениками перед вознесением на небо, заповедовал им не выходить на всемирную проповедь до тех пор, пока не снизойдет на них обещанный Дух Утешитель. И св. Апостолы, облекшись силой Духа Святого и опытно познавшие ее необходимость, спасительность, также прямо и решительно свидетельствовали: «Кто Духа Христова не имеет, тот и не его» (Рим. 8, 9).
Если и мы с вами, дорогие отцы, братья и сёстры, сейчас хотя бы взглянем на свойство нашей св. веры, то увидим то же. Сущность деятельного христианства состоит в борьбе со злом, в совершенном искоренении, распятии греха, похотей, страстей, в обновлении всех сил тела и души, в единении с Божественной Лозой – Христом Спасителем. Достигнуть всего этого или совершить всё это мы можем только с помощью Божественной силы Духа Святого. Нет Духа Божия – нет и настоящей христианской жизни, жизни подлинно духовной.
А если так, то каким образом можно получить благодать Св. Духа? Где и какие имеются к этому стяжанию средства? – Образов получения благодати и действительных средств к сему имеется достаточно. Для получения благодати нужно прежде всего иметь искреннее сердечное желание, соединенное с твердой и непоколебимой верой. Нужно также убегать от всякой неправды, греховной скверны и творить добро. Средства к стяжанию благодати имеются, главным образом, в храме. Здесь всё от Духа Божия и всё к Нему ведет. В совершаемых в нём св. таинствах и обрядах подается обильная благодать Св. Духа, возрождающая нас, очищающая, освящающая, укрепляющая, короче – спасающая. Здесь есть пища духовная, пища жизни вечной – Тело и Кровь Христа Спасителя. Достойно причащающийся св. Тайн, в глубоком смирении и осознанном покаянии, становится в един дух с Господом. Здесь всегда светит нам и указует путь жизни слово Божие, слово Духа. Поистине храм есть селение Божие – дом Св. Духа, особенно сегодня, в день Пятидесятницы – день, по преимуществу, благодатный. И подобно тому, как входящий в дом, наполненный благоухающими веществами, и сам исполняется их, так и пребывающий в храме приобщается Духа Святого, возносится своим сердцем в горнее, на небо Святым Духом в храме «точатся благодатные струи, напаяюща всякую тварь ко оживлению», «Святым Духом всякая душа живится».
По слову св. Иоанна Златоуста, «Дух приходит» во время молитвы. А это средство всегда при нас. Чем больше и усерднее человек молится, тем способнее он становится к восприятию благодатных даров. Без молитвы душа хладеет, мертвеет и не воспринимает ничего духовного и святого. Как физическая жизнь поддерживается дыханием, так духовная – молитвой. Отчего бывает нам легко и радостно после долгой и искренней молитвы? Отчего проходит в душе нашей после такой молитвы раздражение, гнев? Отчего слабеет само влечение ко греху? – От того, что благодать Духа Святого сошла в нас и очистила нас от всякой скверны.
Молиться нужно как можно чаще, постоянно – в храме, дома, в пути. Но особенно следует усердно творить молитву в минуту жизни трудную, когда теснится в сердце грусть, когда скорби, как волны, набегают на нашу душу. И Дух Утешитель ободрит и укрепит нас, как успокоил и утешил сегодня самих св. Апостолов и как утешал многих великих подвижников. Вспомним сейчас хотя бы одного из них – преподобного Пимена Многоболезненного (†1110). Этот Киево-Печерский подвижник всю свою земную жизнь провел на одре болезни. И что же – унывал ли он, скорбел или роптал? – Нет! Он не только сам не падал духом, но вселял бодрость и радость в сердца других. "Маловер, – говорил он согрешившему брату, – разве ты не знаешь, что терпение не остается бесплодно?!». Кто же вливал в душу этого страдальца живительную силу, отраду? – Дух Святой, Дух Утешитель!
Итак, приемлется благодать Св. Духа искренним желанием, а усвояется и удерживается теплой молитвой, постоянным упражнением в делах правды, добра, благочестия.
Да удостоимся же и мы восприять Духа Святого, да укрепит Он нас в наших делах и подвигах и да хранит нас Своей Божественной всесильной благодатью!
Царю Небесный, Утешителю благий, просвети наши сердца от тьмы греховного заблуждения и неведения, очисти нас от всякой скверны, наставь нас на всякую истину, укажи нам средства к познанию истины, внеси в нас любовь, мир и радость, прииди и вселися в нас! Аминь.
3. ДУХ СВЯТОЙ С НАМИ
Еще в Ветхом Завете пророк Иоиль предсказывал: «Излию от Духа Моего на всякую плоть» (Иоиль. 2, 28). Это пророчество свидетельствовало, что придет время, когда каждый верующий и живущий по вере примет благодатные дары Духа Святого. Это время исполнилось. Сегодня мы, дорогие отцы, братья и сёстры, празднуем «Духа пришествие... и надежды исполнение». Дух Святой, сошедши на св. Апостолов, пребывает в Церкви Христовой и изливается на всех ее верных членов. Все мы духоносцы, или должны быть ими при посредстве Божественных таинств, совершаемых в Церкви. «Разве не знаете, – обращается св. ап. Павел к христианам, а значит и к нам, – что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?... Храм Божий свят, а этот храм – вы» (1 Кор. 3, 16–17). Все мы еще в дни своего младенчества получили первые необходимые благодатные дары Св. Духа в таинстве Крещения, когда были принесены в Божий храм нашими восприемниками. И после этого каждый из нас неоднократно умножал эти св. дары через принятие других церковных таинств, через участие в священнодействиях Церкви, через чтение и слушание слова Божия, через молитву дома и в храме.
А если пребывает с нами, в нас Дух Святой, то есть, имеются и Его спасительные действия. Эти действия или дары различны (1 Кор. 12, 4, 6).
Первое действие Всесвятого Духа, по слову святителя Феофана (Говорова), есть «оживление души» оживление закостенелого чувства, вызов недовольства своим нравственным одряхлением. При таком воздействии Духа Божия человек стремится вырвать из своего сердца корни гордыни, победить жестокость самолюбия, уничтожить в себе всё скверное, нечистое, полностью освободиться от грехов, пороков, страстей.
Дух Святой, как Дух Истины просвещает ум верующего, согревает его сердце, дает новое духовное направление всем его силам и способностям – «тепло прилежать к божественному».
Даром Духа Божия является также духовная крепость. Под Его всемогущим осенением не остается бессильным никакая добрая мысль или святое желание, не изнеможет никакое благое слово (Лк. 1, 37). Вспомним, какими были Апостолы до сошествия на них Духа Святого и какими они стали после того, как получили огненное крещение Духа Божия? Робкие, боязливые и даже слабоверные, они не выдержали даже первых испытаний: как только враги взяли Божественного Учителя в Гефсиманском саду, они в ту же минуту разбежались. А когда увидели Его умершим и погребенным, готовы были впасть в отчаяние. Они не сразу поверили и вести о Его воскресении, хотя предупреждены были об этом величайшем чуде Самим Христом Спасителем. Но как изменились они, можно сказать переродились, в день сошествия Св. Духа! Теперь мы видим в них людей крепкой, пламенной веры, чрезвычайной неустрашимой смелости, неутомимой ревности в благовестии слова Божия. Они видели и знали, что на своем пути встретят и насмешки, и издевательства, и заключение, и даже мученическую смерть, но ничто и никто не могли остановить их в святом и великом подвиге. Что может равняться или с чем можно сравнить эту высоту апостольского служения? – Пусть каждый из нас сам ответит на этот вопрос.
От силы в силу, от веры к вере, от одной добродетели к другой ведет Дух Святой православного христианина. Как сад цветет и плодоносит только тогда, когда своевременно получает живительную влагу, так и каждый из нас живет настоящей духовной жизнью только тогда, когда орошается небесным дождем – благодатью Святого Духа. Родившиеся «свыше от Духа Святого, – учит св. Макарий Великий, – многообразными и различными способами бывают путеводимы Им... Иногда они... радуются радостью и веселием неизглаголанным. И в иной час бывают... как бесплотные Ангелы, находясь еще в теле, чувствуют в себе такую же легкость и окрылённость... Иногда душа упокоевается в некоем безмолвии, в тишине и мире».
Велики и спасительны плоды Св. Духа. Легка, отрадна и радостна жизнь со Св. Духом.
Но благодать Св. Духа не сообщается людям насильственно, против их желания или воли. Да и после получения она может остаться бесплодной и даже совсем угаснуть, если люди не возгревают ее стремлением к добру, к святости, не следуют ее внушениям, а, наоборот, обращают свою жизнь на предметы, противные Духу Святому. Предостерегая от подобных явлений, св. ап. Павел призывает: «Духа не угашайте» (1 Фес. 5, 19), «Не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4, 30), «Хорошего держитесь» (1 Фес. 5, 21). Подобно тому, как рачительный садовник охраняет, окапывает дерево, приносящее плоды, дерево благонадежное, так и Дух Божий питает и укрепляет тех, кто предается Его водительству, желает приносить и приносит добрые плоды.
Что же нужно делать, чтобы не угасить Духа Божия, а возгреть его в себе? – Нужно избегать всякого греха, удаляться от всего порочного, отвращаться от всего оскверняющего душу.
Св. отцы Церкви учат, что возгревать Духа Божия мы можем чтением, слушанием слова Божия с искренним намерением сообразовать с ним свою жизнь, свое поведение. От слова Божия дышит особенной благодатью, ибо оно есть откровение, дело Духа Святого. Тот, кто часто, постоянно читает его, проникается его духом и постепенно приготовляет свое сердце в чистейший сосуд – приятное вместилище Духа Божия.
Важным средством к пребыванию нашего духа с Духом Божиим, к стяжанию Его, служит молитва. Молитва – это золотой ключ, который открывает все сокровища Божественной благодати. «Есть молитва – есть и Дух Божий. Нет молитвы – нет и Духа Божия». Только молиться надо в простоте сердца. Не нужно допускать какую-либо искусственность, напряженность и, тем более, фарисейство. Нужно одно: смиренное и искреннее сердце. Такую молитву знали святые Божии люди и больше всего заботились о ней.
Будем же, дорогие отцы, братья и сёстры, возгревать в себе Духа Всесвятого, стремиться быть достойным Его жилищем. Будем призывать Его благодатную помощь на всех путях нашей жизни, и Он пребудет с нами, ибо для того Он сошел на нас во св. Крещении, для того сходит на нас в других св. таинствах Церкви, для того Он сегодня сошел и на св. Апостолов.
«Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа» да будет со всеми нами (2 Кор. 13. 13).
Аминь.
4. БЛАГОДАТЬ И ДОБРЫЕ ДЕЛА
"Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа» да будет «со всеми вами» (2 Кор. 13, 13). – Такими священными словами св. ап. Павел заключает свое второе послание к Коринфской Церкви.
Сегодня – в день Пресвятой Троицы – эти апостольские слова особенно близки нам. Чего более естественно желать ныне, как не общения со Святой Троицей?! Наступил великий христианский праздник – день духовной свободы, благодатного обновления и усыновления Богу. С этого дня благодать Св. Духа сообщается каждому крестившемуся во имя Св. Троицы и право верующему христианину. Подобно тому, как солнце своими лучами сообщается органическим телам, входит в них, разогревает, оживотворяет и возвращает, так и мысленное Солнце – Господь Бог – Своим Животворящим Духом сообщается православным христианам, членам Тела Христова – Церкви, проникает в их духовное существо, освящает, оживляет и укрепляет.
Без благодати Св. Духа мы не можем стать истинными христианами и наследниками Царствия Божия – не можем спастись. "Я, – рассуждает один св. пастырь-молитвенник, – нравственное ничтожество: без Господа нет у меня истинно верной мысли и доброго чувства, и прямо доброго дела». Благодать Божия есть именно та спасительная сила, которая дает нам то, чего у нас нет или чего нам не достает, помогает там, где мы слабы – немощное врачует и оскудевающее восполняет. Вот поэтому-то Сам Господь наш Иисус Христос неоднократно говорил о благодати Св. Духа как необходимой силе в домостроительстве нашего спасения. Так, незадолго до Своей крестной смерти, Он, раскрывая св. Апостолам тайну нашего спасения, сказал им: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16, 7). И перед Своим славным вознесением Господь, преподав Своим ученикам последние наставления, велел им никуда не отлучаться, но пребывать в городе до тех пор, пока не сойдет на них обещанный Дух Святой, и они облекутся силой свыше (Деян. 1, 4, 8). Также учили о необходимости благодати Св. Духа и св. Апостолы, опытно познавшие ее спасительное действие. «Если же кто Духа Христова не имеет, – говорит св. ап. Павел, – тот и не Его» (Рим. 8, 9).
Но для нашего спасения нужно не только действие благодати Божией, а и наше собственное участие. Перестанем мы подвизаться – и Дух Святой перестанет нас спасать. Обратите внимание на условия нашей физической жизни. Мы живем благодаря тому, что дышим воздухом и вкушаем пищу. Но если бы кто перестал дышать или принимать пищу – он непременно бы умер: сами по себе ни воздух, ни пища не помогли бы ему. Подобное видим и в мире духовном. Св. Дух непременно очистит нашу душу от греховных скверн, но только тогда, когда и мы сами будем бороться за нравственную чистоту. Он обязательно нас наставит, просветит, но только тогда, когда и мы устремим свой ум к свету Истины. Преподобный Антоний Великий так говорил своему ученику: «Ни Бог, ни я тебе не помогут, если сам не будешь трудиться». «Одно нужно, – наставляет духовник свое чадо, – стремись жить по заповедям Евангелия, борись, сопротивляйся добровольно дурному влечению. Если поддашься – кайся перед Господом, проси прощения. И опять борись, и так до смерти». «Борись с немощью, молись, сколько есть сил, и Господь не презрит немощи плоти и духа твоего... Чувствуешь себя грешником, нечестивым, скверным, лукавым, хульным и потому не хочешь приступать к Владычице и молиться Ей, – но потому-то и помолись усердно, что ты сознаёшь себя таким грешником, не лежи в тени греховной, прийди к Владычице, встань перед образом Ее в чаянии, что Она Сама тут, покажи Ей без стыда свои язвы греховные, имей к ним омерзение и проси Ее очистить тебя от этой духовной проказы и не постыдишься».
Действие Божественной благодати и нравственная активность человека в духовной жизни представляют собой одно органическое целое. Оба эти явления неисключимы из духовной жизни и немыслимы друг без друга. Но определить, как они, соединяясь, не стесняют одна другую, или обозначить черту, где они соприкасаются, весьма трудно. В какой-то мере уяснить их взаимодействие можно образно. Так, представляем, что нам необходимо поднять какую-либо тяжесть и с этой целью мы протянули к ней руку, но как только наша рука прикоснулась к тяжести, невидимая Сила присоединилась к нашей руке, взяла ее и вместе с нами подняла тяжесть. Если бы не было действия этой Невидимой Силы, мы не смогли бы поднять и меньшей тяжести, но если бы мы не употребили труд, то невидимая рука Всемогущего не стала бы поднимать одна за нас тяжесть, благодать Божия не осенила бы нас, не споспешествовала бы нам.
Известный отец Церкви св. Киприан Карфагенский вот как писал вскоре после своего крещения к Донату о благодати Божией: «Когда возрождающие воды омыли пятна прежней жизни и в очищенное и оправданное сердце полился небесный свет; когда приняв Духа Небесного, соделался я... новым человеком, тогда чудным образом сомнения разрешились в уверенность, тайны начали открываться, мрак исчезать; то, что прежде казалось трудным, сделалось удобным, невозможное стало возможным».
Конечно, и при содействии Духа Святого духовное совершенство достигается христианином не без труда. Но Дух Святой облегчает этот труд, вливает крепость и радость в сердца стяжающих Царствие Божие.
Будем же, дорогие отцы, братья и сёстры, просить Триединого Бога, чтобы Он даровал нам «от Божественной силы... всё потребное для жизни и благочестия́» (2 Пет. 1, 3), и одновременно будем употреблять все усилия к исполнению заповедей Божиих – «подвигом добрым» подвизаться, веру сохранять (2 Тим. 4, 7), помня, что если мы не можем сами спастись без Бога, то и Бог без нас, без нашего подвига не спасет нас.
Аминь.