Проповедь пред шуйскою паствою, 30.06.1864 г.
Не в первый вступаю я град в настоящий поезд мой, но в первом вашем граде встречаю полное радушие, простотою веры и непринужденною искренностию растворенное. Избыток утешения от сего разрешает язык мой на похвалу вам и благожелания. По широте любви вашей да расширит Господь над вами щедродательные длани Свои и исполнит вас всякого блага, – да благословит домы ваши, и чад ваших, и все дела рук ваших и отвратит всякую беду, могущую возмутить ваш покой и ваше довольство.
К сей молитве хотел бы я приложить указание способов упрочения почивающего на вас благословения Божия, если б не знал, что они не неведомы вам и входят не стороною во все порядки жизни вашей. Нелишним, однако ж, и при сем нахожу сказать вам языком обычного присловия: имеете – берегитесь потерять, что имеете. Апостол Павел в свое время уверял: «Ныне... ближайшее нам спасение» (Рим.13, 11). А нам ходом текущих среди нас событий теснится в мысль уверение, – что ныне ближайшее к нам опасение за спасение. Тогда оно само как бы давалось в руки, а ныне и нехотя много встретишь такого, что покушается исхитить его из рук наших. «Блюдите убо, како опасно ходите... немудри, но якоже премудры, искупующе время, яко дние лукава суть» (Еф.5, 15–16).
Дни века сего всегда были лукавы и пребудут такими, но наш век не больше ли всех других лукав и не больше ли потому мудрости требует от нас, чтоб искупить сие опасное время, обратив противодействие ему в куплю спасения. У нас и вера, и жизнь, и благочестие – все окружено искушениями.
С одной стороны невежество, обратившее букву в догмат, расширяет область свою; с другой – ложно направленное просвещение, не хотящее знать даже Божественных словес, развращает умы, прельщая их призраком истины. С двух противоположных концов действует враг света и добра и теснится в здравую еще средину, чтоб поколебать и ее и возобладать ею. Находящимся в сей средине надобно сказать: «Кто к какому концу ближе, с того и проразумевай опасность и опасливо ходи среди расставляемых сетей». Точка опоры для действования против суемудрия есть положение: «Божия никтоже весть, точию Дух Божий» (1Кор. 2, 11).
Точка опоры для действования против невежественного лжеверия: бегай «сечения» (Флп. 3, 2), не отпадай от единства веры и в общности православного исповедания и исповедующих его умей обретать истину.
Таковы опасности для веры. Но кто чист и тверд в вере, встречает другие опасности там, где должен ходить по вере. Привходят к нам отовсюду обычаи и возмущают порядки жизни, в кои, не без указаний свыше, от начала облеклась святая вера наша. Блюдитесь по ложному стыду изменить правилам веры, в угоду шатким и изменчивым правилам света. Заводятся способы удовольствий будто невинных, которые, однако ж, как по скользкой покатости, легко столкнуть могут в ров греха и страсти. Блюдитесь здесь неразборчивого увлечения, чтоб не запятнать души чистой и совести непорочной. А там – то слишком большой расчет, то нерасчетливость, то мода летучая, то все затрудняющая привязанность к заведенному однажды, то прихоть, то неотразимая нужда, то приязнь привлекающая, то неприязнь отталкивающая представляют своего рода противоположности, пред лицом которых деятелям добрым, может быть, поминутно необходимо напоминать: «Блюдите убо, како опасно ходите» (Еф.5, 15). Это опасности для жизни по вере. Во избежание всех их – одно правило: «Заповеди веси? Не отступай от заповедей, хоть бы и живот надлежало положить за то».
И дух благочестия – многодвижный и разнообразный, питаемый верою и жизнию и их взаимно питающий и с ними разделяющий их опасности, сам по себе не менее требует блюдения внимательных. Много проявлений его, много уклонений в нем от истины во всех его видах! Одного пленяет более видимая сторона, другой увлекается более невидимым и внутренним. И та, и другая – спасительны в связи; но ни та, ни другая не ведут к добру при исключительности, рождая то пустосвятство, то мечтательную отрешенность. В сих случаях – и немалый нередко труд лишается всякого плода и должного возмездия. Во избежание сей беды один закон: «Иди срединою и минуешь опасности».
Так всюду блюдитесь! Светлый вид спасительного образа действования слагается из веры и дел, из внутренней и внешней жизни. От высоты веры ниспадая в жизнь и от внешнего переходя к внутреннему, движения его, переплетаясь, составляют крест, который свыше приносит освятительное и укрепительное благословение и плодотворно расширяет круг жизни каждого.
И вот то, чем навсегда упрочивается благоволение Небесного Отца, дающего блаженство внутреннее и довольство внешнее. Сохраните в сем виде устроение жизни вашей, и Бог, богатый в милости, будет с вами. А когда Бог с вами, все будет ваше – и земное, и Небесное. «Вы Христовы, – говорит Апостол, – Христос же Божий. С Ним и в Нем вы становитесь – «язык свят... род избран ...люди обновления» (1Пет. 2, 9)». Вы присны Богу и, как свои Ему, составляете предмет ближайшего попечения Его, которое не бывает тщетно.
Сие благоволительное око Промышления Божия да пребудет выну утверждено над вами. Аминь.
30 июня 1864 года, в г. Шуе, в соборе