Проповедь после чтения акафиста иконе Божией Матери «Взыскание погибших»
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Кто был сегодня утром за Божественной Литургией, слышал чтение Евангельской притчи, которую Господь произнес пред множеством людей, о том, что есть Царство Небесное. И привел пример посеянного семени, говоря о том, что Царство Божие возрастает в человеке. Заканчивается объяснение этой притчи, где Господь сравнивает человека, слышащего слово Божие, и с каменистой почвой, и с сухой, засоренной бурьяном и всякими сорняками, и придорожной землей, где птицы клюют все, что там попадается. И заканчивает словами: «Тот же, кто слышит слово Божие, и принимает его сердцем добрым и благим, и плод творит в терпении» (См.: Мф.13:1–8; Мк.4:3–20, Лк.8:5–15). И вот, братья и сестры, эти наши вечерние службы, когда стихают заботы дня и шум как будто бы становится менее слышен, когда в душе наступает, может быть, уже даже утомление некоторое, но и большая тишина, – вот это и есть время возделывания той самой почвы, на которую падает семя слова Божия. Мы пели сегодня в акафисте очень много призываний Царице Небесной, называя Ее всеми именами, какие только может изречь человеческий язык, в которых выражали и Ее любовь к роду человеческому, и наше почитание Ее, и силу Божию, которая дана Ей, и множество чудес, которые Она постоянно являет.
И заканчиваем – я обращаю внимание и на тринадцатый кондак, и на молитву, где мы просим: «Помоги нам!» – и в том, и в другом, и в третьем. Но обратимся чуть раньше, к икосу десятому, где сказано: «Молимся, помоги всем погибающим и беспомощным». Вот тут-то и кроется секрет нашей молитвы, братья и сестры! Еще Иоанн Златоуст, скончавшийся в начале V века, в 407 году – это более полутора тысяч лет тому назад, – оставивший нам богатое наследие в своих проповедях и творениях, сказал очень важную и простую вещь: «Когда Господь хочет помиловать человека, – а Он хочет помиловать весь мир! – Он внушает молитву об этом другому человеку». Почему? Разве не может сам человек о себе просить? – Может. Но молитва за другого всегда бывает, может быть, более трудной, но более успешной. Ибо самой природой определено, что мы просим себе: даждь нам днесь и хлеб насущный, и оставь нам долги наша, – все это так естественно, так понятно. Но когда человек в некоем духовном самозабвении считает себя достойным всякой кары Божией и просит о другом – это сильнее в очах Божиих. Ибо Господь и Себя истощил ради спасения человека. Пришел к Своим – Господь Иисус Христос! – и Свои Его не приняли. А тем. Кто принял, дал власть быть чадами Божиими (См.: Ин.1:11–12).
Вот так, братья и сестры, в этом молитвенном усердии надлежит помнить нам, что наряду с нашими неизбывными, постоянными нуждами, которые и жгут, и печалят, и угнетают, и побуждают усердно молиться, вспомнить надлежит и о тех, кто беспомощен. А сколько их! Которые пока еще не знают ни силы Божией, ни слово Божие для них не звучит. Сколько сейчас тех, кто в изнеможении отдает душу свою Богу в болезнях и страданиях! Сколько несчастий доносит до нас всякое слово письменное, устное и образное. И вот Господь призывает нас в этот вечерний час для того, чтобы мы сейчас, в этой вечерней тишине, когда не отвлекает никакой посторонний шум, через свое сердце пропустили стопы тех, кто, изнемогая, идет к Богу, или пока еще не нашел к нему дороги.
И вот тут-то и нужна нам помощь Царицы Небесной, Которая видит нужды каждого и помогает по мере надобности в той именно форме, которая потребна, и в тот именно час, когда, казалось бы, теряется всякая надежда на помощь извне.
Вот это-то и разрыхляет сердечную нашу почву, вот в эту-то добрую почву, добрую и благую, которая возделывается терпением, и бросает Господь то семя Царства Божия, которое прорастает из малого семени, – как опять-таки говорит Господь: семя Царства Божия, казалось бы, меньше всех семян – потому что мир пренебрегает этим семенем. Но потом оно вырастает в могучее дерево, так что и птицы, и звери в тени его находят себе прибежище и покой (См.: Мк.4:26–32).
Так пусть же Матерь Божия будет благой Ходатаицей о том, чтобы и наше сердце, доброе и благое, вместило в себя всю боль мира и принесло этот плод в терпении, – и велика награда на небесах всем, кто слышит это слово и взращивает его в своем сердце. В этом и умножаем мы плоды Царства Божия, которые так обильно посеяны в нашей Русской земле. Аминь.