Проповедь после акафиста иконе Божией Матери «Взыскание погибших», 2001 год
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, братья и сестры, впервые в наступившем году собрались мы на акафистное пение, и время говорить нам о духовном нашем пути. Кто был на предновогоднем молебне, может быть, обратил внимание – может быть, нет, – я говорил о том, что мы благодарим Господа Бога за благодеяния, бывшие на нас в мимошедшем лете благости Его. Благодеяния великие и знаменательные. Ширится пространство Православия по всему миру и в нашей земле, умножаются храмы, умножается паства, вновь в центре Москвы воздвигнут величественный храм. И весь мир, не только мы, православные люди, но и во многих странах, где мне приходилось слышать и видеть самому (не позже, чем вчера вечером говорил я с людьми издалека), надежда мира – на Православие, и именно на Русскую Православную Церковь. И потому в своем новогоднем слове после благодарения Богу говорил я вам, что нынешний год – год, в котором мы должны показать Господу плоды духовного возрастания.
По существу, я должен был бы говорить это тем, которых нет сегодня в храме, потому что вы пришли – те, которые хотите этого, – но и вам суждено быть апостолами, нести слово веры в мир, в окружающее нас людское собрание. И именно так все устрояет Господь, что именно сегодня мы вступаем в подготовку к Великому и светлому предпасхальному посту. Сегодня читалось Евангелие, в котором евангелист Лука со слов иных апостолов – а может быть, и сам был свидетелем того, потому что он приходил из Малой Азии в Иерусалим на праздник Пасхи, а это произошло в предпразднество Пасхи иудейской, – повествует о том, как начальник налоговой службы города Иерихона, большого по тем временам торгового города, лежащего на пути, торговом пути, соединяющем Малую Азию, Сирию с Египтом, – он, этот человек, желая увидеть Господа, не постеснялся того, что он взрослый и, может быть, даже уже пожилой, потому что он был уже начальник, не постеснялся того, что на нем длинные одежды (в те времена носили только длинную рубаху до ступней ног, хитон, и ткань, обернутую вокруг плеча) – вот в этой неудобной одежде вместе с мальчишками он полез на дерево, чтобы оттуда увидеть Господа Иисуса Христа. И что произошло далее, – те, кто был сегодня утром в храме за литургией, вы помните, для тех, кто не был, я возьму труд прочитать:
«Во время оно прииде Иисус во Иерихон, и се муж, нарицаемый Закхей, и сей бе старей мытарем, и той бе богат, и искаше видети Иисуса, кто есть, и не можаше от народа, яко возрастом мал бе. И предитек возлезе на ягодичину, да видит, яко хотяше мимо ея проити. И яко прииде на место, воззрев Иисус виде его, и рече ему: Закхее, потщався слези: днесь бо в дому твоем подобает Мне быти. И потщався слезе, и прият его, радуяся. И видевше вси роптаху, глаголюще, яко ко грешну мужу вниде витати. Став же Закхей рече ко Господу: се пол имения моего, Господи, дам нищим, и аще кого чим обидех, возвращу четверицею. Рече же к нему Иисус: яко днесь спасение дому сему бысть, зане и сей сын Авраамль есть. Прииде бо Сын Человечь взыскати и спасти погибшего» (Лк.19:1–10).
Я прочитал умышленно на том церковнославянском языке, на котором читают в Церкви и на котором слышали это все, кто был за литургией. Но слышу я повсеместно, что труден и непонятен язык, и с этой целью прочитаю то же в русском переводе, и прошу вас обратить внимание на те, я бы сказал, более слабые, не совсем передающие смысл и силу Евангельского повествования, слова, которые звучат в нашем современном языке.
«Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот некто именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть, кто Он, но не мог из-за народа, потому что мал был ростом. И забежав вперед, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал: «Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно мне быть у тебя в доме». И он поспешно сошел, и принял Его с радостью. И все, видя это, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку. Закхей же, встав, сказал: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и если кого чем обидел, воздам вчетверо». Иисус сказал ему: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Аврамов. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшего».
Обращу, прежде всего, внимание ваше на то, что два выражения в нашем русском тексте не удовлетворяют меня и, думаю, также и вас. По-славянски говорится: «Закхее, потщався слези». Мы знаем в нашем русском языке слово «тщание». Это очень сильное слово. «Во время оно, восставши Мариам иде в горняя со тщанием… и вниде в дом Захариин и целова Елисавет» (Лк.1:39–40). Матерь Божия, получившая благовестие Архангела, со тщанием пошла по горным тропинкам из Назарета в Иерусалим. Вот это слово «тщание» имеет значение не только быстроты, но также и усердия. И как в греческом, так и в русском, несет положительное содержание. Когда мы говорим: выполнить работу тщательно, – это значит не кое-как, а с усердием, внимательно, но быстро.
Второе выражение: «Днесь в дому твоем подобает Мне быти». В русском языке это опять-таки может быть сказано более простым словом: «надлежит». И еще хуже то, что переведено: «Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно мне быть у тебя в доме». Совсем обычное, уличное выражение. Якобы так, проходя, походя – между тем как в славянском: «потщався слези: ибо в дому твоем подобает Мне быти», – а не просто: «Скорей, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя». Будто бы Господу Богу уж очень «надобно»!
В чем же дело? На что я хочу обратить ваше внимание? Итак, первое: «тщательно», «потщався», «с усердием», «быстрее» и «во имя лучшего исполнения дела», – Господь сказал, – сойди с этого сука, и скорее поспеши домой, ибо «подобает Мне быти». «Подобно»! Когда люди возмутились и сказали: «Как это праведник может быть в доме грешника?» Но Господь, – и это передано нашим церковным языком, как греческим, так и славянским, – сказал: «Подобает» – то есть это какое-то особое подчеркнутое значение слова. Мы говорим «подобает», когда хотим сказать что-то чрезвычайно важное. Господь Вседержитель считает, что ему «надлежит», ибо дом «достоин», чтобы Он посетил его. И когда народ возроптал, Он ответил: «Да! Я это сделал сознательно. И Я подчеркиваю, что это дом достоин посещения». Потому что он служит великой цели – спасению грешного человека». И что это спасение совершится, и совершилось уже в сознании, мы видим в словах Закхея: «тем, кого я обидел, отдам вчетверо. То, что я накопил неправедным путем – половину отдам нищим». Вот вам «эффект», вот вам результат одного только желания.
Но этого мало! Далее идет повествование в Евангелии еще более важное, потому что сказано, что народ ждал, он встречал Его. Почему такая масса была встречающих людей, почему через несколько дней встречали Его с ветвями, восклицая: «Осанна Сыну Давидову!» (Мф.21:9; Мк.11:10). А потому что – вот дальше Евангелист Лука в следующем абзаце говорит: «Когда же они слушали это, – вот те, возмутившиеся люди, – присовокупил притчу Иисус, ибо Он был близ Иерусалима» (Лк. 19. 11). И они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие. Мессия – Победитель, Освободитель! – идет в Иерусалим.
«И так сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться. Призвал он десять рабов своих и дал им десять мин (это десять фунтов, мина – это фунт серебра, четыреста грамм, довольно большая монета). И сказал им: «Употребляйте их в оборот, пока я возвращусь». Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами. И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов – тех, которым дал серебро, – чтобы узнать, кто что приобрел. Пришел первый, говоря: «Господин! Мина твоя принесла десять мин». И сказал ему: «Хорошо! Добрый раб! За то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов». Пришел второй и сказал: «Господин! Мина твоя принесла пять мин». Сказал и этому: «И ты будь над пятью городами». Пришел третий и сказал: «Господин! Вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок. Ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий, берешь, чего не клал и жнешь, чего не сеял». Господин сказал: «Твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! Ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял. Для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я получил его с прибылью?» И сказал предстоящим: «Возьмите его мину и отдайте имеющему десять мин». И сказали ему: «Господин, у него уже есть десять мин». – «Не сказано ли вам, что всякому имеющему дано будет, а у не имеющего отнимется и то, что он имеет? Врагов же моих, тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною». Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим» (Лк.19:12–28).
Вот в этом повествовании столько, братья мои и сестры, смысла, что всего за один раз, может быть, даже и не перескажешь. Ну, прежде всего, какова внутренняя, так скажем, «политическая» обстановка была в этом приточном царстве? Этого владыку не любили. Требовательный был, жесткий, может быть, даже жестокий человек. И когда он ушел, устроили «внутренний переворот» и сказали: «Пусть не возвращается!» Но, конечно, каждый был себе на уме, и каждый был хозяином своего дела. И поэтому, когда увидели, что он возвращается, оказалось, что они не теряли времени даром во время его отсутствия. Тот, который получил десять фунтов серебра, приобрел еще и таким образом увеличил свое богатство. Который получил пять фунтов серебра, также получил еще. И видя такой оборот дела, они принесли свое серебро этому жестокому господину. А третий сказал: «Так как я не хотел, чтобы ты возвращался, я ничего и не делал – ни тебе, ни себе. Вот, получи свое, в тряпочку завернутое…» Что было дальше, мы слышали, повторять не буду. Обычно в народе есть такое суждение, что: ну вот, кому дано, тому и будет, потому люди и богаты, потому они и возвышаются, потому им и счастье в руки идет.
Но вот отцы святые говорят о том, что здесь под видом притчи о внешнем богатстве, говорится, прежде всего, о дарах духовных. Тот, кто пуст, тот, кто не трудился, – тому и не даст Господь приращения его духовного богатства. Частично эта притча, конечно, к нам не относится, потому что мы не ненавидим Господа, – мы любим Его, мы поклоняемся, мы верим, мы почитаем, и чаще всего просим для себя тех или иных от Него благ и благословений. Поэтому эта часть к нам, братья мои и сестры, при всей нашей слабости и греховности, не относится.
Но что же делать? Господь послал нас в мир и каждому дал таланты. Одному – слово, другому – дела, одному – ясность мысли, другим – подвиг жизни. Многие жалуются, что теперь вот они терпят скудость. Но ведь это терпение! Это тоже стяжание внутреннего духовного богатства! Может быть, потому Господь и ведет таким трудным путем Россию, чтоб мы поняли, что наше-то богатство, как говорил Апостол: наша жизнь – на небесах! (Флп.3:20) Царство Божие внутри (Лк.17:21), не во внешнем блеске, а в том духовном озарении, духовном благодатном мире, который поселяется в душе человека вследствие его веры, молитвы и труда. И потому, если мы думаем, что Господь нам чужд, то действительно, мы и не обращаем внимания на тот дар, который Он дал нам при рождении. Но если мы знаем, что Господь ждет нас, и подобно тому, как Он вошел к грешному Закхею, зайдет и к каждому – а ведь мы помним, чем заканчивается последняя книга Священного Писания Нового Завета: «Вот Я стою у дверей твоего сердца, и стучу, и тот, кто откроет Мне, к тому Я вхожу, и разделю с ним трапезу» (Откр.3:20). Вот это, братья и сестры, и есть наша прямая и очень высокая, ответственная задача на предстоящий, начавшийся уже, и последующие годы нашей жизни.
Что делать? Практически каждый задает этот вопрос. Сейчас такое благодатное время, братья и сестры! Вспомним, много ли у нас было Библий дома десять лет тому назад? Сейчас Библия продается в каждой маленькой и большой церковной лавочке, и даже в гражданских магазинах. Как люди старались, рискуя благополучием и жизнью, провезти Библию через границу! Как боялись взять там, читая за рубежом, – чтобы только никто не увидел, и просили, чтобы кто-то перевез им через границу Библию. Сейчас Библия повсюду. Поэтому первое, что мы должны читать – Новый Завет, и читать подобно тому, как я сейчас прочитал вам. Это не урок, это не какие-нибудь филологические исследования, – это простая для всех нас методика чтения. Кто знает языки, тому особенно интересно читать Евангелие.
Вспомним Святейшего Патриарха Сергия. Какую тяжелую жизнь он прожил! Какие страшные годы он прошел! Но он каждый день, поднимаясь в пять утра, читал Евангелие на древнееврейском, церковном греческом и церковнославянском. Его спрашивали: «”Дедушка”[6], что Вы делаете, зачем?» Он говорил: «Чтобы не терять квалификацию». То есть он тот дар, который получил еще на школьной скамье, возвращал, хотя никакой надобности ему не было ни в греческом, ни в еврейском. Но он, взяв на себя однажды этот урок, исполнял его, возвращая этот талант.
Поэтому, когда жалуются – и совсем недавно с ответственными людьми у меня был разговор о переводе на русский язык, – я говорю: «Да не может передать русский язык всего того, что сказано в нашем церковнославянском». Прекрасный язык! Язык нашей классики, язык, который выражает такое изобилие и богатство чувств – и все же, если вдумаемся, чтó сильнее: «потщався слези» или «слезай поскорей», «слезай быстрей»? Думаю, что здесь никаких пояснений не нужно.
Поэтому, первое, что мы должны, братья и сестры – это читать Новый Завет, внимая каждому слову.
Второе: мы приходим в церковь. И благодарю вас, и Матерь Божия радуется, и Господь посылает благословение, что вы пришли сегодня, пожертвовали вечерний воскресный час для того, чтобы провести его здесь. Зачем пришли? – Пришли, чтобы попросить, чтобы получить. Кое-кто – и поблагодарить. Но больше всего – зная, что Господь нам Прибежище и Сила (Пс.45:2), пришли за этой силой. А ведь не только в храме – возвышаться духом нужно круглый год, каждый день, в молитвенном подвиге, в молитвенном созерцании своего состояния, в молитве постоянной.
Сколько правил духовных нам дано! Преподобного Серафима правило, которое так просто и так нелегко исполнить: трижды в день повторять трижды – «Богородицу», трижды – «Отче наш» и – «Верую». На это уходит несколько минут – все зависит от скорости, с какой кто читает. Но найти утром, днем и вечером эти три минуты, чтобы прочитать это – не всякий находит. А ведь за это – Преподобный Серафим сказал – великое благословение от Царицы Небесной! А молитва Иисусова, которая возвышенно поднимает подвижника в те пределы, которые неописуемы человеческим языком, – пределы духовной жизни, беспредельные сферы духовной жизни! Нам это не дано в постоянной суете. Но постоянное памятование имени Господа Иисуса Христа, когда оно всегда на памяти, столько приносит благословения, столько внутреннего мира и радости! Поэтому и говорят наши наставники: не смущайтесь, что мы не несем подвига высокой духовной жизни. Но повторяя слова молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного» – с раскаянием, с желанием просить, чтобы Господь действительно не дал нам того, другого, третьего, а помиловал прежде всего! И это путь, которым должен идти каждый человек.
И множество других путей. А скольким, братья, требуется сочувствие! Сколько людей ждут сочувствия! Те, которые приходят и просят – это счастливые люди. А те, которые не придут и не знают, которые находятся в отчаянии! Поэтому молиться за них, за тех, кто «терпит зиму» при шестидесятиградусном морозе без отопления, за тех, кто находится в постоянной опасности, за тех, кто по немощи не может дойти до храма – это наш долг, братья и сестры!
И да будем мы преумножать данные нам таланты, чтобы не услышать нам в свой адрес горького упрека из уст Господних, но чтобы за тщание наше сказал Господь каждому из нас: «Днесь в дому твоем подобает Мне быти. Днесь спасение дому сему бысть». Аминь.