Проповедь после акафиста иконе Божией Матери «Взыскание погибших», 1998 год

Проповедь после акафиста иконе Божией Матери «Взыскание погибших», 1998 год

Сегодня в чтении акафиста я хотел бы обратить ваше внимание, братья и сестры, на икос восьмой:
«Все житие наше на земли болезненно и печали исполнено от клеветы, досаждения, укорения и иных многовидных бед и напастей. Немощствует бо тело, изнемогает и дух наш. К Тебе убо прибегаем, Богомати, пред пречистою иконою Твоею припадающе. Исполни радости и веселия скорбныя сердца наша, да вопием Ти: радуйся, Путеводительнице, к Небесному Отечеству нас руководящая. Радуйся, Царице неба и земли, врата райская нам отверзающая. Радуйся Милостивная, нас милующая. Радуйся, Домостроительнице, житие наше добре устрояющая. Радуйся, руно орошенное, еже Гедеон предвиде. Радуйся, блаженное чрево, невместимого всеми Бога вместившее. Радуйся, Неопалимая Купино. Радуйся, Нерушимая Стено. Радуйся, Живоносный Источниче. Радуйся, Цвете Неувядаемый. Радуйся, Умягчение сердец злых, радуйся, Умиление благих. Радуйся, Благодатная Богородице Дево, Погибших Взыскание и всех скорбящих радосте».
Вот, братья и сестры, казалось мне, что эта часть акафиста, составленная десятилетия, – столетия – тому назад, писана именно для нас – для вас – для нашего времени, ибо многих печалей, многовидных бед и напастей исполнено наше время. Но я хочу обратить внимание на слова: «Радуйся, Домостроительнице, житие наше добре устрояющая». Господь неоднократно в Своих притчах и поучениях приводил пример дома, как образ нашей жизни. И действительно, что дороже – после жизни – для человека? Это его дом. И вспомним, как завершает Свое наставление в Нагорной проповеди, в Евангелии от Матфея, Господь Иисус Христос. Он говорит: «Кому уподоблю мужа мудрого? Муж мудрый строит дом свой на камне. И подули ветры, и пошли дожди, и налегли на дом тот, и он устоял, потому что был на камне. И кому уподоблю мужа неразумного? Тому, кто строит дом свой на песке. И подули ветры, и налегли дожди. И не устоял дом тот, и разрушился, и было падение его великое» (См.: Мф.7:24–27). Апостол Павел в послании к коринфянам тоже много говорит о «доме» верующего, следующего за Христом. И говорит: «Кто мудрый строитель? Тот, который точен, который верен и не нарушает правил построения». (См.: 1Кор.3:10) А апостол Петр, более того, говорит, что все вы, верующие, вы – камни дома Божия, живые камни, из которых слагается живое здание – Церковь.(См.: 1 Пет.2:5) И вот об этом-то и позаботился мудрый создатель акафиста, который с такой любовью и усердием мы поем здесь, напоминая нам, что Матерь Божия – Домостроительница как нашего личного спасения, так и Созидательница нашего общества и нашего Отечества. И недаром называют Россию Домом Пресвятой Богородицы. И многократно мы празднуем в честь Ее икон праздники в наших храмах, и единственный во всем мире праздник – Покрова Пресвятой Богородицы. Задумаемся над этим, братья. Я думаю, что и слова мои здесь излишни, потому что каждый из нас знает, как строить дом Господень – по заповедям Его.
Правда, может быть, не всем дано было великое счастье родиться в христианской семье, когда от родителей с младенчества был наставлен человек в правилах христианского жития. Не всем в юности довелось получить светлые уроки веры. Но все сейчас имеют возможность беспрепятственно придти в храм и здесь услышать слово Божие. И в окружении святых икон, в преизобилии благодати Божией, ощутить мир в душе, зовущий его остаться здесь всем своим существом, всеми мыслями, всеми чувствами. Ибо здесь, в Дому Божием, надлежит нам быть.
Вспомним пример отрока Иисуса, который мальчиком двенадцати лет отстал от родителей, когда они пришли – названный Его отец, Иосиф, и Пречистая Дева Мария, – на поклонение в Иерусалимский храм, и уже выйдя из города, из Иерусалима, заметили, что с ними нет их любимого младшего отрока. Думали: может быть, Он пристал к кому-нибудь из близких, знакомых людей? Но и там Его не оказалось. И тогда они побежали в храм и там застали Его в окружении мудрых учителей иудеев, рассуждающих о тайнах духовной жизни, о вере, о Библии. И с упреком сказала Ему Пречистая Дева: «Сын Мой, зачем же Ты нас так напугал? Почему Ты остался здесь?» И Он ответил Ей: «Разве Вы не знаете, что в доме Отца Моего надлежит Мне быть?» (См.: Лк.2:41–49) Вот так, братья и сестры, храм наш – это дом Отца и дом нашего Спасителя. Это дом наш, здесь живет наше сердце, сюда мы приносим свои радости и скорби, здесь мы получаем ответ на наши нужды и наши прошения.
Но это не значит только чтобы придти в храм и выплакаться здесь, пожаловаться на кого-то или на что-то, иной раз забыв о себе, о тех бедах, которые мы причиняем кому-то. Чаще всего бывает именно так. Но храм – еще и школа. Чему же учимся мы здесь?
Прежде всего, нам дается живой и действенный пример Царицы Небесной. Да, ей было особое благоволение Божие. Она родилась у благочестивых родителей, Она с младенческих лет отдана была в храм и там провела Свои детские и первые девичьи дни, оттуда отдана была в дом благочестивого, праведного Иосифа ради сохранения Ее непорочности, с тем, чтобы потом пронести этот свет в мир. И там Она получила единственное и неповторимое благословение Божие: стать Матерью Богочеловека Господа нашего Иисуса Христа. С трепетом приняла Она это высокое послушание. «Се раба Господня, да будет Мне по глаголу Твоему» – ответила Она Ангелу, естественно, в начале усумнившись в возможности его откровения. (См.: Лк.1:34–38) Но родился Младенец.
Мы ждем праздника Рождества Христова и не забываем, в сколь трудные времена Господь пришел на землю, каким образом нищеты облекся Он для того, чтобы показать нам Своим примером трудность бытия человека в мире, жесткость людей, отказавшихся принять Его Матерь в последние часы перед рождением Младенца. Вспомним и о тех людях, оставшихся безвестными, которые, по-видимому, приютили это бедное семейство, ибо когда пришли волхвы поклониться, они застали их уже в некоем доме. (См.: Мф.2:11) Вспомним и злочестивого Ирода, повелевшего избить младенцев. (См.: Мф.2:16) Сколько воспоминаний приходит нам в этот праздник! И вместе с радостью праздника, с благодарностью, мы вспоминаем многие и многие темные стороны земной жизни. И во всех этих обстоятельствах Матерь Божия не издала ни ропота, ни жалобы… И оружие прошло Ее сердце, когда праведный Симеон предсказал Ей великую скорбь, которую Она получит, следуя по стопам Своего Сына, проповедовавшего миру спасение и отпущение грехов. (См.: Лк.2:34–35)
Однажды только напоминает нам Евангелие, как близкие люди, испугавшись за ту враждебность, которая окружала Господа Иисуса Христа, захотели взять Его и отвести в безопасное место. И ученики сказали Господу Иисусу Христу, находящемуся в окружении людей в доме: «Вон там братья Твои и Матерь Твоя, видеть Тебя хотят и взять Тебя хотят». И Господь сказал: «Вот Мои братья – кто окружает Меня». (См.: Мк.3:21, 31–35). И это вынесла Царица Небесная. Вспомним и Ее боль при распятии Сына. И во всех этих переживаниях, во всех муках сердечных сохранила Она беспорочную преданность Богу. И потому в полном смысле может быть Она Домостроительницей спасения, устроение дома нашего устрояющей. Вспомним и то, что Ей первой было благовестие о воскресении Ее Сына. Об этом мы поем в пасхальных песнопениях: «Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! – ибо Сын Твой воскрес тридневен от гроба» (Задостойник Пасхи). И далее Царица Небесная взяла в удел Себе землю для проповеди Евангелия. Труд, прошедший чрез всю Ее жизнь, Она завершила апостольским служением.
Вот так, братья и сестры. Один только этот пример говори о том, что Домостроительница наша, Покровительница наша, Ходатаица пред Богом и мудрая Наставница – Царица Небесная – примером жизни Своей показывает каждому из нас тот путь, который неизбежно проходит человек в своей жизни. И завершается он – радостью. То была радость воскресения, то была радость обретения новых чад, то была радость уже вечного пребывания у престола Божия. Итак, братья и сестры, вспомним то, с чего мы начали наше рассуждение. Муж мудрый устрояет дом свой на камне веры, на фундаменте заповедей Божиих. В чем состоит это устроение? – В устроении, прежде всего, дома своей души. И второе – в устроении своего домашнего дома. Недаром апостол Павел называет семью «домашней Церковью» (Рим.16:4). Как часто бывает в нашей жизни, что в дом мы приносим с улицы и раздражение, и боль, и именно в доме, прежде всего, разрушается внутренний мир человека. Позаботимся о чадах, о младших наших, наследниках, которым предстоит идти дальше по жизни. Именно в доме должны они получить первые наставления христианской жизни.
Вы мне скажете: «Да, но кто, кто нас научит?» Да, было время, когда даже в Церкви было трудно произносить слово назидания. Но сейчас так много книг! Прекрасные книги старого и нового времени лежат повсюду. Одни, может быть, дороги, недоступны, но другие – доступны по цене. В каждом доме должна быть книга Священного Писания. И надо как можно больше приучать детей своих и самим читать те душеполезные наставления, которые так щедро сейчас поступили на наши книжные полки. Вы скажете, что не каждый может собрать себе библиотеку. Да, но есть друзья, от которых одна книга может переходить из рук в руки, и кто-то, прочитав один раз, передаст ее другому, а другой передаст третьему и одна книга послужит нескольким домам для их устроения. И если Матерь Божия увидит, что мы готовы откликнуться на Ее голос и устроять свой собственный дом, дом души и дом нашей семьи, будет Она верной Домостроительницей, дающей нам крепость духа и выдержку в трудные дни нашей жизни, и радость, которая обязательно, которая неотвратимо придет к нам в конце какого-то долгого или короткого пути, – смотря по воле Божией. Будем же помнить об этом, дорогие братья и сестры, и просить Царицу Небесную быть нашей доброй Домостроительницей, ибо Она готова и ждет, – мы только должны первыми сделать шаг и просить Ее об этом. Аминь.

Наверх