Проповеди на праздники:


Проповедь под Преображение Господне, 2002 г.

По Своему обыкновению Господь пошёл в пустынное место помолиться. На этот раз Он избрал гору Фавор, самую высокую в Израиле, но очень легкодоступную. На неё можно пешком забраться без всякого снаряжения. На этот раз Он взял с Собой Своих любимых учеников – Петра, Иакова и Иоанна для того, чтобы они Его сопровождали. Он молился Отцу Небесному, но они, будучи людьми вполне земными, как это свойственно всем нам, заснули. Господь погрузился в молитву, как вдруг что-то толкнуло апостолов, они все одновременно проснулись и увидели совершенно дивное зрелище – вся одежда Христа Спасителя, Его руки и ноги, лицо излучали свет. Свет ослепительный, как снег, хотя в Палестине снега не бывает, но, может быть, когда-то они по каким-то другим местам ходили и видели. Время от времени бывает, недавно, например, на Пальма-де-Майорке снег выпал. Может, и им когда-то довелось увидеть такое необыкновенное зрелище. На фоне такого чистого неба ещё светлее всё сверкало. Конечно, не только тот свет их удивил, но и то, что Христос оказался не один. Он стоял на воздухе, а рядом с Ним были два пророка. Они их сразу узнали. Как во сне мы часто узнаём незнакомых людей, так и здесь. Конечно, они их никогда не видели, но узнали и Илью, и Моисея. Они беседовали о том, что Спасителю надлежит умереть и в третий день воскреснуть. Господь беседовал с пророками о Своей крестной смерти. Они вострепетали от этого зрелища и исполнились блаженства. Их охватила такая неземная радость, которую они не испытывали никогда. Можно сказать, что никто из людей ещё никогда не испытывал такой радости – находиться в присутствии Господа. Господь Своё Божество скрывал в человеческой плоти. Он воплотился и был всем явлен как Человек. Как сказал пророк Исаия: нет в Нем ни вида, ни величия (Ис. 53, 2). Он был такой обыкновенный, скромный, ничем не выдающийся внешне. Всё в Нём было умеренно, тихо, смиренно, благородно. Ничего яркого и привлекающего взоры.

Здесь Господь им приоткрыл эту Славу, дал им возможность увидеть то, что им видеть было ещё нельзя. Это было, конечно, преждевременно, они к этому не были ещё готовы. Но так как они были ученики, Он, забегая вперёд, дал им эту возможность. Мы сейчас говорим о Преображении, а как мы, грешные, можем об этом говорить? То, что они видели, и то, что там произошло, нашим чувствам, нашему уму, нашему сердцу абсолютно недоступно. Более того, и не может быть доступно. Это удел людей подлинно, глубоко и с самого начала духовных, которые ведут ангельскую жизнь начиная со своей юности, для того чтобы так очистить своё сердце, чтобы узреть Бога. Тех людей, которые сподоблялись подобных вещей, всегда было один-два за сто лет. Тем не менее, раз мы ученики, Господь нам говорит, и мы созерцаем это опосредованно через евангельский рассказ и через иконы. Мы можем только мысленно этому сподобиться. Каждый из нас в свою меру может, очищая своё сердце, приближаться к этой блаженной радости и приближаться к Преображению. Господь в Своём Преображении являет нам богооткровенные истины, которые мы должны усвоить и понять, будучи людьми церковными.

Что же мы должны понять? То, что вера наша и общение с Богом, как это и было у Христа Спасителя, пусть не в такой степени, должны совершить в нас преображение. Наша жизнь тоже должна просиять и словами, и делами, и отсутствием злых дел. Всё то, что противоположно этому миру, всё, что составляет духовную жизнь, должно в нас просиять. Путь к этому очень трудный, он лежит через преодоление немощи человеческого естества, как апостолам пришлось преодолевать свой сон. Надлежит труд, как они восходили на гору. Господь их именно в гору взял, Он мог где-нибудь в долине или роще помолиться. Как преподобный Серафим – Николай Александрович Мотовилов его попросил, преподобный стал молиться, Господь Святый Дух сошёл на него, и он тоже преобразился. Его лицо засияло, как рассказывает Николай Александрович в своих записках. Господь специально на гору пошёл, потрудился и их сподобил этому труду, чтобы показать нам, что путь к этому лежит только через труд. Не нужно бояться духовных трудов, а нужно очень много тратить сил на то, чтобы преобразить свою жизнь. Вот это будет угодно Богу. А как это сделать, Господь отвечает: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 17) Его слушайте. Поэтому, слушая Евангелие, принимая его всем сердцем, мы можем встать на этот путь. Помоги нам в этом, Господи!



https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/propoved-109090/




Проповеди на праздники:

Наверх