Проповедь под праздник Воздвижения Креста Господня, 2003 г.
Величание поётся таким образом, что Крест будто нас уже спас от работы вражьей, но если бы мы были уже спасены, тогда либо нас Господь уже забрал бы к Себе, как бывает чаще, либо поставил нас на какое-то жертвенное служение, чтобы мы, уже не думая о спасении своей души, служили бы нашему ближнему, но это тоже не происходит. А почему же так поётся: «имже нас спасл еси от работы вражия»? Потому что искупление уже произошло, каждому из нас нужно только это усвоить. С этим самая большая трудность, потому что ведь крест – это очень большой труд для нашей души в том, чтобы добровольно его на себя принять, его понести. Это настолько трудно, что Самому Сыну Божию понадобилось сойти с небес и пройти весь человеческий путь жизни, терпя и с самого рождения Своего, будучи ещё младенцем, то, что родился в пещере для скота, даже не в человеческом жилище, с детства испытал гонения, спасался от смерти со Своей Матерью и Своим мнимым отцом и его детьми. Потом период отрочества, учения, период непонимания.
Вообще все дети испытывают такие трудности, потому что, как правило, родители их не понимают. Это непонимание проявляется в том, что у родителей к детям недостаток любви, поэтому они часто не знают, как быть с детьми, поэтому разражаются, излишне кричат, некоторые даже часто бьют. Ребёнок беззащитен, не может ничем ответить, вот так очень многие дети страдают от своих родителей и вообще от взрослых, которые их калечат часто прежде всего духовно, нравственно, но, к сожалению, бывает, даже и физически. Как физическая травма бывает неисправима, душевная травма бывает неисправима никогда, к сожалению.
Конечно, у Спасителя родители были святые люди, не нам чета, но им трудно было вместить в свою голову и сердце, что перед ними Сам Бог Творец вселенной, Этот маленький мальчик, Который растёт на их глазах. Несмотря на все упреждающие пророчества, несмотря на знание Священного Писания, несмотря на это ожидание, тем не менее, это было очень трудно. Конечно, Господь от этого страдал. Потом, когда Он уже стал взрослым, и когда Его Мать просила помочь людям на браке в Кане Галилейской, Он ей сказал: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой (Ин. 2, 4). Он сказал это с такой глубокой скорбью, потому что ты просишь, тебе кажется это очень просто – взять и претворить воду в вино. Да, каких-то физических и нравственных усилий для этого не требуется. Действительно, Он Сын Божий, Ему все стихии повинуются, и претворить воду в вино технически, если можно так выразиться, для Него не представляет никакого труда, но первое же чудо – это первый шаг на Голгофу. Люди этого не простят, это кончится обязательно, как повышенный холестерин кончается инфарктом, так и здесь, первое чудо кончится тем, что Ему придётся умирать. Ему было особенно больно, что об этом просит Его Мать. В этой просьбе Она не видела той дальней перспективы Его смерти, поэтому в Его словах слышится этот укор. Не как к Матери, а как к Своей ученице в христианстве. Конечно, Господь и от этого скорбел, и в этом тоже был Его крест, который потом распространился и на учеников. Сколько Он их учил, а они Его не понимали, не чувствовали, задавали глупые вопросы, забывали, что Он им говорил. Он тоже от этого страдал.
Таковой была вся Его жизнь, которая закончилась на Кресте, Воздвижение Которого мы празднуем всею Церковью по всей нашей стране. Как солнце идёт, в одном храме, в другом, в третьем, так от Владивостока до Калининграда совершается это богослужение, прославляется Крест Господень. Приходит народ Божий, прикладываются ко кресту, поют песнопения. Идёт как бы волна такого пения по всей стране, восхваление Сына Божия. Началось это ещё раньше, в Японии, потому что там тоже по нашему календарю православные японцы прославляют Крест Господень. Сейчас у них уже наступает следующий день, они уже будут Божественную литургию свершать.
Для чего Святая Церковь прославляет Крест Господень? Для того чтобы мы научились этот крест принимать, как бы он труден ни был. Как всякому живому существу, нам хочется крест отвергнуть. Как необъезженная лошадь сбрасывает всадника, как муха улетает от того, кто хочет её прихлопнуть. Только человек может сознательно идти на крест. Ради чего? Ради Господа нашего Иисуса Христа, Который нам указал этот пусть ко спасению. Невозможно найти другой путь без того, чтобы взять свой крест и следовать за Ним. Другого пути просто нет, поэтому как бы ни хотелось, как бы трудно ни было, как бы наше естество этому ни сопротивлялось, надо учиться. В этом, собственно, отчасти состоит христианство. Мы в течение нашей христианской жизни должны научиться принимать свой крест, чтобы спасти свою душу. Иначе возникает некое противоречие, потому что крест попускается Богом для нашего спасения, у каждого свой. У кого болезнь, у кого скорбь, у кого проблемы с родственниками, у кого проблемы с деньгами, либо их очень много, либо их очень мало. У каждого человека, если его выслушать как следует, ели он будет жаловаться на свою жизнь, мы увидим, что очень много всякой скорби. Задача заключается в том, чтобы нести всё это без ропота. Ведь есть такие вещи, от которых никуда не денешься. Допустим, человек близорукий, надо очки, можно операцию сделать соответствующую, есть какие-то упражнения для глаз, чтобы укрепить их, всякие способы есть. Хочешь ты или не хочешь, но что-то придётся потерпеть. Либо носить очки, терять их, перезаказывать, ломать, наступать на них ногой, забывать, всё время мучиться. Либо раз отмучаться, рискнуть, сделать операцию. Может быть удачно, а бывает и нет. Опять помучаешься. А можно и так терпеть, всё время щуриться, веко верхнее натягивать, стараться увидеть во что бы то ни стало, терпеть от людей, которые долго мучаются, когда ты что-то прочтёшь. Всё равно какой-то стороной, даже при такой распространённой вещи, и то придётся терпеть. Этого никак нельзя миновать, нужно просто с этим смириться. Есть вещи, от которых, как мы говорим, никуда не денешься. Чем скорее человек это сделает, тем лучше, причём это можно делать спокойно. Мы можем мысленно выслушать слова Христа, которые Он произнёс на Кресте. Представляете, человек испытывает такую смертную муку, но в Его словах нет ни гнева, ни обиды, ни осуждения, ни проклятия. С Его уст срывается только молитва, только забота о Матери, только прощение тех, кто Его убивает. В таких, можно сказать, труднейших обстоятельствах в Нём не находится никакого раздражения, неприятия.
Мы часто по какому-то ничтожному пустяку мечем громы и молнии. Как прийти от того состояния души, в котором мы находимся, к тому, которое требуется? Жизнь так устраивается Промыслом Божьим, чтобы мы постепенно от простого к сложному решали эти духовно-нравственные задачи. Для чего? Можно сказать, чтобы каждому хотя бы к концу своей жизни стать нормальным человеком, оказывавшимся способным на человеческие поступки. Не только как животное или насекомое – всё только себе или в какой-то период своей жизни немножко своим детям, а вообще ближнему своему. Цель этого креста только одна – достижение любви. Господь взошёл на Крест по любви. Нас призывает туда взойти, для того чтобы и наше сердце оказалось способно на любовь.
Некоторые до того, бывает, осатаневают, что даже другому человеку препятствуют проявить любовь. Можно наблюдать такую картину, что ребёночек хочет поделиться с другим чем-то, а мать его учит: “Ты не давай, это твоё”. Он уже сердечком своим готов на любовь, а ему в этом препятствуют. Или кто-то кому-то окажет какие-то дружеские чувства, а другие над ним смеются. Очень часто бывают такие случаи с людьми. Есть такие категории людей, сейчас уже встречающиеся крайне редко, редко-редко, а раньше я ещё помню, такие люди довольно часто были. Во всяком случае, прямо несколько человек помню. О них говорили, что они безотказные. Что его ни попросишь, он то и сделает. Причём сделает добровольно, не как дяде или отцу родному, а как самому себе делает. Тратит время, силы, конечно, никаких денег этим людям в голову не приходило брать. Человек просит, ну как отказать. Есть такие люди, и что? Как к нему относятся, вместо того чтобы радоваться, что у меня в доме живёт такой прекрасный, безотказный человек, везде его фотографии повесить, перед этими фотографиями лампады, что вот есть такой христианин? Он же Богу уподобляется, потому что Бог тоже безотказный.
Кто бы Богу ни молился, даже если не православный человек, человек другой веры совсем, какой-то чудак или даже какой-то злодей, Господь ему не отказывает никогда. Бывает, медлит с исполнением, но не отказывает. Господь слышит всех, все шесть миллиардов людей к Нему взывают, кто время от времени, кто каждый день, Господь всем помогает. Любой человек, который имеет опыт обращения к Богу, всегда говорит: “А мне Бог помогает”. Господь не спрашивает, ходит ли он в церковь, соблюдает ли он пост, живёт ли он по заповедям или хуже животного. Ничего не спрашивает, старается с любовью, как чаду Своему, помочь. Конечно, этому всему бесы препятствуют. Часто даже крещёный человек, ходящий в церковь, хочет какое-то доброе дело сделать, а его эти крещёные домашние останавливают. Вместо того чтобы поощрить: “Молодец, давай и мы тебе в этом поможем”, начинают останавливать. Вот до какого безумия мы доходим.
Поэтому и выносится на середину храма Крест Господень, чтобы ещё раз нас усовестить, чтобы ещё раз нам напомнить, в чём смысл христианской жизни, чтобы ещё раз напомнить, зачем мы живём. Если в нашей жизни нет любви, есть только любовь к себе, к своему комфорту, своему покою, то это жизнь не христианская, это жизнь антихристианская. Это надо постепенно в себе постараться изжить силою Честнаго и Животворящего Креста. Помоги нам в этом, Господи! Аминь.