Проповедь под праздник Преображения Господня, 2003 г
Детское религиозное сознание в Преображении фиксирует только освящённые яблоки. Ребёнок, когда исследует мир, ещё плохо говорит, ему обязательно важно то, что он трогает руками, взять в рот. Конечно, ребёнку дают яблоки уже спелые, а где поюжней, там и виноград, поэтому у него остаётся ощущение вкусного и приятного, что до известной поры нельзя вкушать, потому что ещё зелено, а потом уже можно.
Понятно, что ради такой очень милой и действительно радостной вещи Господь бы не стал Свою кровь проливать, не стал бы, избрав трёх учеников, восходить на самую высокую гору палестинскую пешком, и конечно, не увидели бы они преобразившегося Господа. Это всё не ради этого. В такой подоблачной и наоблачной выси свершилась беседа Христа Спасителя с величайшими пророками израильскими на глазах у учеников. Беседа была о крестной смерти Христа Спасителя, о том, что надлежит Ему пострадать. Вот это действительно важная вещь. И глас Отца Небесного из облака, которое осеняло Христа и пророков, тоже, конечно, не ради освящённых или неосвящённых яблок. Это всё такое ещё ребячество. Оно тоже необходимо, как некие опоры, которые в сознании человека должны запечатлеть в себе важность и величину события. Господь знает особенность падшего человеческого ума. Объясняя Своим ученикам тайны Царства Небесного, Он, как высшее проявление человеческой жизни, его некую радостную кульминацию, но с предвкушением в будущем ещё чего-то более важного, сравнивал Царство Небесное с брачным пиром.
Что для обычного человека радость? На свадьбе погулять да выпить, да чтоб вина хватило, да чтоб всего было вдоволь, да чтобы все родственники, знакомые и друзья собрались. Дай Бог, чтобы без обычной русской драки после этого обошлось. Потому что многие считают, что выпить – это вообще такая цель жизни. Об этом весь разговор, на это зарабатывают, это является даже продуктом обмена между людьми, денежным эквивалентом. Уже становятся в этом смысле профессионалами, поэтому погулять на свадьбе становится уже чем-то очень значимым. От этого рождается, к сожалению, уже алкоголизм, который на второй стадии являет агрессию. Поэтому, естественно, имеют место быть драки по совершенно незначительным поводам, даже и без повода, потому что что-то привиделось человеку, показалось или послышалось, из-за этого уже смертоубийство и как минимум драка. К сожалению, это бывает среди людей, подверженных этой немощи, очень часто. Большинство убийств, восемьдесят процентов, совершаются в пьяном виде на совершенно не преступной почве, а на самой обыкновенной бытовой. Недавно пришлось узнать, что самое распространённое орудие убийства – это кухонный нож. Человек свою жизнь концентрирует вокруг кухни: он там готовит, потом он там ест. Только во время переваривания пищи куда-то уходит, а так всё время в кухне. А тут ножи в россыпи бывают разных конфигураций. Это, к сожалению, оказывается каким-то роковым явлением.
Господь собрал лучших из лучших Своих учеников, троих из двенадцати, для того чтобы в их сердце и уме запечатлелись вот эти важные вещи. Во-первых, то, что Его ожидает крестная смерть. О, дивная беседа надмирная, свидетелями которой они были, чего они как человеки обычные грешные не были достойны, и от этого тоже сердце их смущалось. Сам вид преобразившегося Господа, стоящие на воздусе фигуры смиренных пророков, которые самим видом своим являли им всё величие Самого Христа Бога. У них это часто путалось, потому что они со Христом ели, пили, общались. Иоанн Богослов говорил, что трогали своими руками. Видя, что если уж Моисей и Илия, живым взятый на небо, в такой склонённой позе, они поняли, что вообще кто мы такие, чтобы здесь оставаться и созерцать. Конечно, это было такое потрясение, что ждёт Господа крестная смерть. В это было очень трудно поверить, это уяснить, с этим согласиться, с этим смириться. Но должно быть так. Это было в исторически-воспитательном плане к ученикам в отношении Христа. Вот так Он их воспитывал, вот так Он их готовил, вот так бережно Он им растолковывал, вот так Он умолял Отца Небесного, чтобы и Он Своим гласом утвердил это: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. 17, 5). Вот оно, Слово Божие, дано и явлено человеку только с одной целью – чтобы человек слушал Слово Божие, склонялся перед Ним, как склоняются величайшие из людей, которым эти люди поклоняются.
Есть цель практическая, уже, можно сказать, прикладная в отношении восприятия каждым из нас этого Слова Божия, насколько мы можем это послушать. А цель – преображение всей нашей жизни, чтобы мы из долины смерти поднялись на гору Фаворскую. Это путь действительно трудный, и Своим шествием Господь это подчёркивает, для того чтобы жизнь изменить, чтобы достигнуть того, что человек от радости забывает обо всём, что есть внизу. Как забыл об этом апостол Пётр, испытав эту неземную радость вкушения Царства Божия. Путь к этой совершенной радости, к созерцанию Божества лежит через крест, на который надо не роптать, а стараться смиренно его нести, следуя на гору за Господом.
Преображение – это очень важный праздник для нашего христианского благочестия. Поэтому Святая Церковь избирает его, как двунадесятый. Вот, например, наш храм посвящён этому празднику, это наш престольный праздник, праздник Преображения. Мы как бы поднимаем этот праздник ещё выше, до уровня престольного праздника, для того чтобы в нас это тоже запечатлелось, как главный праздник церковного года, как некая кульминация на пути короткого Успенского поста. Яркая вспышка литургического света, которая весь этот пост озаряет, чтобы лучше запечатлеть в нашем уме. Зачем? Потому что наш ум помрачён, он во мраке. Постоянно с этим сталкиваемся, что даже если на какой-то миг нам удаётся что-то понять, ещё реже – почувствовать, то потом очень легко опять погружаешься во мрак обыденной жизни, такой грустной, печальной, унылой, тяжёлой и безрадостной. Господь пришёл к нам, чтобы открыть нам путь к совершенной радости. В этом Преображении, в этом событии, как в притче, всё изъясняется. Преображение, как праздник – это есть просто рассказ о всей жизни во Христе. Всё необходимое для спасения есть в Преображении, поэтому, созерцая икону Преображения, мы созерцаем и такое наставление о нашем спасении. Нам нужно постараться, чтобы это запечатлелось в нашем сердце на как можно дольше, чтобы оно в нас жило и освещало Фаворским светом наш путь. Спаси всех, Господи.
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/propoved-111195/