Проповеди на праздники:


Проповедь под Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, 2002 г.

Евангелие, которое завтра будет читаться во всех храмах, очень важно для нашего благочестия со многих сторон, но самое главное, что в этом Евангелии есть – это то, что Господь самую высочайшую истину духовной жизни раскрывает женщине, которая по принятой в Израиле иерархии духовных ценностей занимала самое низшее положение, то есть имела пять мужей, да и то они не очень-то мужья. Просвещённым понятно, что под этим имеется в виду. Да и потом, не иудейка, а самарянка, к тому же всему ещё и женщина. На востоке, к сожалению, это очень укоренилось даже у христианских народов, которые стали христианами, что женщина – это что-то второстепенное. А уж для тех, которые приняли ислам, женщина – это даже и не человек. Хотя, как всегда, умная женщина так всё делает, что она является и хозяйкой дома, и муж незаметно для всех делает всё, что ей надо. Но это умная женщина, остальные считаются вторым сортом. Есть даже женские имена, которые отражают взаимоотношение к женщине.

И вот, Господь именно ей открывает истину. О чём это говорит? О том, что нет человека так сильно согрешившего, которому абсолютно невозможно понять истину. Это первое, а второе, что Господь к каждому имеет такое снисхождение. Поэтому апостолов удивила не только эта дивная беседа у колодца, но и Его отношение к ней. Господь всё понимает, и нашу такую натуру падшую, склонную ко греху, и любит нас, жалеет. Он не осуждает, Он только хочет спасти. Он ей не одну руку протягивает, а как бы две руки. Она грешная женщина, поэтому Он к ней с удвоенной любовью отнёсся. А третье – это то, что суд человеческий, который распределяет, кто повыше, кто пониже, все эти наши человеческие суды совершенно неправильны, иначе и быть не может. Люди духовно слепы, только Бог знает о человеке нечто, что позволяет Ему надеяться на наше спасение. И нам нужно над этим поразмыслить и глубоко постараться понять, что никакого человека нельзя уничижать, но наоборот, подражая Христу Спасителю, надо стараться каждому человеку, особенно грешному, особенно заблуждающемуся, оказывать всяческое снисхождение. Только так мы можем его спасти.

В заключение расскажу такой эпизод, который был на самом деле. Шли молодые монахи и шёл с ними, а потом отстал Макарий Египетский, которого впоследствии назвали Великим Макарием. Замечательный монах, который жил в IV веке. Потом он догнал этих монахов, они оказались избиты. Он спросил у них, что случилось. Они говорят: “Мы шли, увидели языческого жреца и обличили его”. А он шёл с каким-то поленом и отлупил их. Нормальная реакция: “Дурак”. “Сам дурак”. А если в руке полено, можно объяснить, какой ты умный. Преподобный Макарий потом тоже догоняет этого человека и говорит: “Привет тебе, о, труженик”. Они как-то разговорились, шли вместе дорогой. Потом он бросил своё полено, бросил своё язычество, крестился и стал добрым христианином. Вот такой пример, что он смотрел в этом человеке на красоту его жизни. Вот он идёт, несёт полено, он трудится. Он приветствовал его труд, отнёсся к нему именно с той стороны, которая была в нём самая лучшая. Почему Макарий это сделал? Потому что он был человек божественный. Господь именно так всегда поступает.

В 89% или 95% случаев приходит человек грешный, изломанный, всей жизнью своей завязанный в какой-то тугой, неразрешимый узел. Чтобы ему выстелить дорогу к храму, Господь что только ни делал, чтобы он только пришёл, задумался, чтобы всячески его устроить, помочь, такое дивное снисхождение. И нам нужно так стараться. Чему главному мы должны научиться в этой жизни? Это любить друг друга, больше ничему. Если мы не научимся, значит мы вообще в жизни ничего не поняли, всё бессмысленно, у нас в жизни не будет самого основного. Понятно, что нельзя сказать: “Ну всё, с воскресенья начну любить”. Ничего не выйдет, этот процесс очень длительный, но нужно в этом направлении трудиться. Если мы будем иметь именно эту цель, если поступки наши будут диктоваться именно этим стремлением, то постепенно у нас в этом направлении будет сдвиг. Может, мы и не достигнем любви, как была у преподобного Макария, даже скорее всего, но всё-таки хоть какой-то будет сдвиг в этом направлении. И Господь будет с радостью приветствовать это, потому что движение к любви – это движение и к Богу тоже. Вот, собственно, и всё.



Проповеди на праздники:

Наверх