Проповедь под день памяти апостола Андрея Первозванного, 2002 г.
Апостол Андрей Первозванный чтится на Русской земле как апостол земли Русской в силу того, что в древней летописи было предание о том, что когда выпадал жребий, какому апостолу в какую землю идти, на территорию нашей страны выпал жребий идти апостолу Андрею. У нас в стране был высший орден в честь Андрея Первозванного, который не так давно восстановили. Всегда к нему особое почитание. У нас есть иконочка даже, которую я приобрёл в городе Патры, где пребывают его святые мощи. Я прикладывал её к этим мощам и там освятил. Это копия той иконы, которая там у раки помещена, там до сих пор хранятся частички креста, на котором он был распят. Не такой обычной формы, как изображается крест, а иксобразный. Он был прибит именно к такому кресту, поэтому некоторые страны избрали именно такой крест. В России, в частности, у морского флота такой крест диагональный. Это крест Андрея Первозванного. Это особо чтимый для нас, для русских, угодник Божий, поэтому очень радостно, что в будний день все мы так собрались в немалом для буднего дня количестве, чтобы почтить этого замечательного ученика Христова, родного брата апостола Петра.
Сегодня мы читали Евангелие от Матфея, где повествуется о том, как Господь подошёл к Галилейскому озеру и увидел там рыбаков – Петра с Андреем, Иакова с Иоанном и позвал их: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков (Мф. 4, 19). Такое странное дивное дело. Моисей, прежде чем Господь на него возложил послушание быть вождём народа Израиля по пустыне, который он водил сорок лет, до этого он сорок лет пас стада, как бы приобретал навык. Сначала общался с бессловесными животными, а потом уже, когда вырос и приобрёл необходимые навыки, Господь повелел ему пасти род Израиля и вести его в землю обетованную. Сначала искал для овец пажити, состоящие из травы, а здесь уже земля обетованная, которая принесла бы свободу народу от египетского плена. Действительно такое служение, которое Господь уготовил для Своих первых учеников – это служение похоже на ловлю рыбы, поэтому те душевные свойства, которые приобретает рыбак, который профессионально этим занимается, им позже пригодилось. Как всегда, совершенно не случайно большинство апостолов были рыбаками. Почему Господь избрал для апостольского служения именно рыбаков? Потому что они в душе имели уже необходимые качества. Какие же это качества? Во-первых, рыбак должен быть человеком очень наблюдательным, он должен быть человеком, полностью полагающимся на Бога. То ли будет улов, то ли нет. Рыбак должен быть очень выносливым и терпимым ко всякой непогоде, ко всяким испытаниям, происходящим от стихии. На море всякая бывает погода, а есть всегда надо и рыбу ловить. Потом рыбак должен обладать большим терпением, вниманием и многими другими качествами в душепопечительской работе, к которой их готовил Господь. Все эти качества им очень пригодились в дальнейшем, потому что Господь хочет в эти церковные сети каждого человека уловить. Почему? Потому что, если не уловит Господь, то уловит дьявол. Другого пути для человека не дано. Человек не может просто пребывать в некоем пространстве и быть ничьим. Русский народ заметил, есть такая пословица: свято место пусто не бывает. Сердце человека – это тоже такое святое место, которое предназначено быть обителью Святаго Духа. Поэтому, если сердце на заполнено благодатью Божьей, если ум не направлен к Богу, то направлен к чему-то ещё. Это что-то ещё – это есть всегда грех. Некоторые люди спрашивают: «А вот это грех?» Всё грех, вся жизнь, отделённая от Бога – это всё грех. Как только человек чем-то увлекается, забывает о Боге, даже чем-то весьма приличным, разводит анютины глазки, если он делает это не во славу Божию, то это грех. Не обязательно какие-то зверства совершать или заниматься каким-то непотребством. Разные формы греха существуют. Недаром так случилось, что Господь первых Своих учеников поставил именно на это апостольское служение. Вообще Господь всех призывает. Он обращался к апостолам, но и ко всем христианам: идите, научите все народы (Мф. 28, 19). Каждый христианин, не только священники, призван быть глашатаем Царствия Божия и также должен трудиться над тем, чтобы и самому исполнить то, что Господь повелел, и научить кого-то ещё. Прежде всего, конечно, своих домашних, чтобы они видели в нас добрый пример кротости, терпения, любви, послушания, внимания к слову Божию, усердия, трудолюбия и многих необходимых вещей. Всякое доброе дело имеет в себе красоту. Все люди, созданные Богом, естественно стремятся к красоте. Поэтому Достоевский высказался однажды, что красота может спасти мир. Это действительно так, потому что люди тянутся к красоте. Самая высшая красота – это духовная красота. Всякие духовные прекрасные свойства человека наиболее привлекательны. Они привлекательней красоты лица, красоты движения, красоты ума, красоты каких-то произведений человеческих, всегда. Сам по себе человек, украшенный христианскими добродетелями, бывает необычайно красив и привлекателен для других, не делая для этого никаких усилий. Эта красота имеет в себе такие привлекательные загадочные свойства. Люди смотрели на апостолов и думали: «Надо же, какие замечательны парни. И нам такими хочется быть. Какие они добрые, какие рассудительные, какие они вдумчивые, какие терпеливые, какие трудолюбивые, готовые пожертвовать собой всегда, какие щедрые, какие красноречивые, какие умные». А это всё им Господь дал. Они были люди совершенно простые, неграмотные. Ни один из этих рыбаков не умел ни читать, ни писать. Так и остались до старости, а Господь давал им такую премудрость, потому что просвещал их непосредственно через благодать Божию. Они очищали своё сердце от страстей. Если сердце не уловлено Христом, оно уловляется бесами. Человек бывает и гневлив, и раздражителен, и блудлив, и жаден, и сребролюбив, и лукав. Когда какая-то трезвость в человеке сохраняется, ему ещё от самого себя противно бывает, он бывает несчастный, тусклый, унылый. А бывает, человек уловлен гордостью, тогда он всегда считает себя во всём правым, все вокруг дураки, все виноваты, все плохие. Такая неконструктивная позиция заставляет человека неимоверно страдать. Представим себе двух людей – один смиренный, как ангел, кроткий, нищий духом. Он смотрит на всех людей, смиряется перед всеми и думает: «Какие все хорошие!» А человек гордый всех презирает, над всеми возвышается, всех осуждает и думает: «Ну какие все негодяи. Ну и народ же пошёл». Спрашивается, кому же легче жить – ему среди ангелов или этому среди злодеев? Понятно, что первому лучше, потому что он на кого ни посмотрит, он видит в человеке только хорошее, самые лучшие черты. А этот и подозрительный, и всё время всех осуждает, всё время над всеми превозносится. Ему, несчастному, и взгляд некуда кинуть. Жена плохая, дети плохие, внуки плохие, начальство вообще никуда не годится, власти отвратительные, милиция ещё хуже, священники отвратительные, жёны священников ещё тошнее, прихожане все противные, все лицемерные, певчие никуда не годятся, ну всё плохо. Как человек живёт? Какой он несчастный, куда он ни посмотрит, всё ему плохо, погода плохая, всё не так. На самом-то деле ты измени одного себя – и как тебе будет легко и хорошо. Гордость не позволяет. Как человек говорит: «Я даже не могу терпеть, жизнь у меня невыносимая». Но ты сам эту жизнь создаёшь, потому что всё происходит от представлений человека. Все его страдания заключаются внутри него самого, в его душе, в его уме. От этого неправильного воззрения на мир и на самого себя Господь и хочет нас спасти. Господь говорит, что, когда человек обретёт истину, она сделает его свободным от греха. Но для этого нужно прийти ко Христу, а для этого человеку нужно увидеть образ перед собой. Апостолы, глядя на Христа, сами становились такими. Потом ученики апостолов, глядя на них, тоже. А глядя на нас с вами кто? Ни дети, ни в внуки в нас не видят ни опоры, ни отрады, ни примера. Почему такое происходит? Потому что наше христианство не такое настоящее, как было у апостолов. Нам всем надо потрудиться над тем, чтобы хотя бы не целиком, а хотя бы что-то было в нас по-христиански. Когда люди увидят, они обязательно почувствуют всю эту праведность, всю красоту христианства. Мы сумеем их уловить для Царства Небесного. А получается так, что мы и сами не уловлены. Вроде умом понимаем всю правду Божию, но внутрь нас она никак не может войти. Наша душа не может никак приобрести нового качества.
Я говорил с одним рабом Божьим, он говорит: «Ну ладно, батюшка. Буду терпеть, скрипя зубами». Кому это надо? Хорошо, конечно, когда человек умеет себя прилично вести, сдерживаться, как-то крепиться, но нужно-то не это. Нужно терпеть, но не скрипя зубами, а с радостью, спокойно, помня, что невинный Господь терпел, так куда же нам грешным. И нам полагается, но надо с любовью терпеть, с благодушием, с пониманием того, что нам это необходимо. Ничего другого в этой жизни не бывает. Даже терпя какие-то очень тяжёлые испытания, человек может быть и должен быть счастлив. Христианство делает человека не каким-то мрачным человеком, который и днём, и ночью зубами скрипит, оно даёт человеку радость, спокойствие. Даёт возможность и не осудить, и потерпеть, и простить. Не осудить, а наоборот, стараться человека оправдать, тогда не будет желания ни мстить, ни кому-то что-то доказывать. А зачем? Я лучше прощу, так и мне легче. Зачем распри продлевать? Зачем я буду других уговаривать? Я лучше сам сделаю. Если не сделаю, то пусть будет так, тоже ничего страшного. Не будем по каждому пустяку лезть в бутылку, устраивать скандал и какую-то войну. Незачем это делать, и так на земле много всяких и скорбей, и несчастных случаев. Достаточно на то, чтобы нам иметь возможность друг друга пожалеть, кому-то помочь, кого-то поддержать. Если бы мы так всегда стремились поступать, то Господь радовался бы, как Его детки хорошо друг к другу относятся, с терпением, с любовью, с благодушием, сильные помогают слабым, а слабые не капризничают, а стараются быть не в тягость сильным. Тогда всё было бы в гармонии, в красоте и терпении. Господь для этого и позвал апостолов и создал на них первую Церковь, как на фундаменте, первые камни заложил. А мы с вами последние, что осталось. Всё равно мы должны быть живыми камнями в этом строительстве спасения, чтобы войти в это здание, которое строит Господь. Для этого каждый камень должен подходить. Нельзя же строить из необработанного камня, его всегда обтёсывают, придают ему определённую форму, тогда он годится как строительный материал. Вот и мы должны всё ненужное, все греховные страсти от себя отсечь. Для этого нам жизнь и дана. Нужно тратить эту жизнь с умом. Нужно научиться, нужно познать, какая по форме должна быть наша жизнь. Мы же не камни, мы живые существа, но другого человека мы не можем исправить. Это невозможно, нечего и делать какие-то усилия. А вот если с самим собой потрудиться, используя тот опыт, который нам предоставляет жизнь, те скорби и болезни, которые Господь попускает нам, чтобы мы его приобрели, тогда мы достигнем необходимого успеха и научимся быть ловцами человеков. Спаси всех Господи!