Проповедь по случаю пожаров (слово пятое), 28.08.1860

Проповедь по случаю пожаров (слово пятое), 28.08.1860

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! – Вот мы уже и совсем почти успокоены, братия! – Ожидание бед от длительности ли, или от неудачности действия огня, уже не мучит нас и не поражает сокрушительным страхом, – и все у нас приняло свое обычное течение. Прежде, – то скорбь о потерях, то страх новых потерь возмущали око ума нашего и мы не могли спокойно обратиться на себя, или обсудить происходящее вокруг. Теперь мы уже можем, кажется, спокойно рассуждать о всем, что случилось с нами.

Что ж это было с нами, и что вышло из того, что было? – Испытание ли то, или наказание? – Мера исправления, или знак отвержения Божия?

Нет, – не отвергает нас Господь: иначе Он не вразумил бы бдящих о нашей безопасности так скоро и деятельно преградить все проходы зло-направляемому огню, и не давал бы им возможности так быстро пресекать его действия. Нет, – не отвергает: иначе Он не сохранил бы храмов наших, которые сохранив, Он дает нам уверение, что объятия Его отверсты для принятия нас, и внятно говорит нам: приидите ко Мне труждающиеся и обремененнии и Я упокою вас. Нет, – не отвергает. Если б это был гнев отвержения, кто бы мог устоять и какая сила могла остановить действие его? – Но вот мы видим, что Господь не до конца гневается на нас, и не в век враждует.

Что же это Он сотворил с нами? – Он выводил нас на войну, чтоб показать и нам самим и другим, как мы мужественны, и как искусны в ведении брани за спасение души и славу Подвигоположника нашего и Бога.

На Иова клеветал Богу диавол: неискренно чтит он Тебя; он только вид показывает, будто чтит Тебя, ради того, что Ты всем наделяешь его; но повели взять у него богатство, славу, власть, здоровье, – и увидишь, что он отпадет от Тебя, как осенний лист с дерева. И вот в оправдание Иова и Своего к нему благоволения, Господь выводит его на брань, не говоря ему наперед: стой, будет брань, – будучи уверен, что он и так устоит. Начинается брань. Поражают Иова со всех сторон. Падают у него стада, домы, дети, а он стоит, как столп, непоколебим: во всех сих приключившихся ему, ничтоже согреши Иов пред Господом (Иов.1:22). Враг делает новое нападение, более чувствительное, – поражает плоть его. Но Иов и здесь не грешит ниже устами своими. Подходит жена-советница – с льстивой речью: рцы глагол некий и умри. И это не колеблет твердости его: аще благая, – говорит, – от руки Господни прияхом, злых ли не претерпим. Так брань кончилась. Кто же победитель?! Иову честь победы, а враг отходит посрамлен. Не смотрите, что он стал нищ, лежал на гноище и в ранах. Не это нужно было врагу. Не домов и стад, не детей и рабов, не внешней пышности и цвета тела домогался он. Ему хотелось поколебать дух благочестия Иова, и исторгнуть слово ропота из уст его, или чувство отчаяния поселить в сердце его. Как это ему не удалось, значит он проиграл победу. Иов оправдал благоволение к нему Бога, и Бог вдвойне ущедрил его против всего, им потерянного.

Подобное сему совершилось и с нами. Клеветал ли на нас Господу враг, кто нам о том скажет? – Но всячески несомненно, что Господь устроил ныне испытание нашему благочестию. Он хотел показать, что не внешняя только благоприятная обстановка держит нас в вере в Него, и не отсутствие только потерь являет сильной нашу преданность Ему. Потому и вывел нас на брань, и попустил бросать в нас разженные стрелы. Вы знаете, как стремительны были нападения на нас, как сильны удары, и как болезненны раны! – Но не это – признак победы. Как Иов на гноище торжествовал победу; так и мы с потерей домов и со всеми смущавшими нас тревогами могли не быть побежденными. Ибо не во внешнем положении сила, а во внутреннем настроении ума и сердца. Поколебались мы, – победа проиграна. Устояли, – победа за нами.

Что же именно?! – Сами войдите внутрь себя, и с своей совестью, пред лицом Господа, или разделяйте корысти, или считайте потери и лишения. Станьте же пред Господом и понудьте совесть свою дать искренние ответы на такие вопросы: – благодушно ли перенесено несчастье, – постигшее уже, или еще только ожидаемое? – Видели ль вы во всем сем руку Божию, а не случай? – Не было ли в сердце вашем движений ропота и сомнений в попечительном промышлении Божием о вас – в сих именно обстоятельствах? При слезах скорби, благодарно ли возносилось сердце ваше к Богу? – Душа ваша приняла ли урок о беспристрастии к земному до чувства странничества на земле? – Потерпевшие не омрачили ль сердца своего завистью к не потерпевшим? Не потерпевшие не возносились ли над потерпевшими, и еще хуже, – не увлекались ли злорадостной надеждой каким-либо образом обогатиться на счет их? – Пришло ли на мысль, что верно такие и такие грехи наши были причиной общей беды, и положено ли намерение непременно отстать от них и не повторять уже их более? – Исповедано ли во глубине сердца, что так поступить с нами следовало, – и что мы не это только, но и все готовы потерпеть с благодушием и теплой любовью, всецело повергая себя в руки Богу, как дети чадолюбивому Отцу, Который лучше нас знает, что хорошо для нас и что худо, – ведро или ненастье?!

Если на все сие мы искренно можем дать успокоительные ответы, то победа на нашей стороне. Не смотрите при сем на потери и тревоги, – а на дух благочестия, живущий в сердце. Если он цел; ничто все потери. Ибо лишение и всех благ мира не губит души, – тогда как одно движение ропота губит душу, если не будет очищено покаянием. Если так, то благодарение Господу! А если нет, то горе нам! – Горе нам, что столько потерпели мы даром, и не только даром, но и со вредом для спасения, – что при таких больших потерях внешних терпим еще и внутреннюю пагубу. Но, братия, да не отягчится скорбь наша; дадим друг другу уверение, что и мы все, подобно Иову, во всех сих приключившихся не согрешили пред Богом, ниже устами, и не дали безумия Богу, – что, несмотря на всю тяготу и чувствительность беды, исповедали только: Господь даде, Господь отъят... аще благая от руки Господни прияхом, злых ли не претерпим... Яко же Господеви изволися, тако и бысть! Буди имя Господне благословенно во веки! – Если было что не так, поскорбим о том и исправимся. Если что слабо и безжизненно, – воскресим то и, возведем до воодушевления. Позаботимся о сем; ибо такие только чувства суть верное ручательство, что Господь скоро вознаградит потери наши и возвратит нам прежнее благоденствие! – Это и да дарует всем нам всемилостивый Господь! Аминь.

Наверх