Проповедь по случаю пожаров (слово четвертое), 21.08.1860
Благодарение Господу! Спокойствие начинает осенять город наш, домы приемлют своих жильцов и течение дел не встречает уже препятствий за отсутствием делателей. Покушения огня, после неоднократных неудач, почти прекратились, благодаря бдительности блюстителей общественной безопасности – и всегдашних и нарочно на сей случай учрежденных. Нареченные члены теперь беспрепятственнее могут озаботиться залечиванием нанесенных нам ран, сколько позволят то средства. Так, – благодарение Господу! – мы в благих надеждах!
Но все еще не совсем вошли мы в обычный порядок, – все еще остаемся не без страхов и смущений. Как настращанного легкий шорох приводит в испуг, и как наболевшее место беспокоит болью от легкого к нему прикосновения: так у нас дым из трубы не в обычное время, или нехорошо различенный столп пыли вдали представляется началом грозной беды, и снова оживляет притихшие уже тревоги. С сей стороны можно сказать, что туча еще не рассеялась!
Такое долгое испытание! – И не одна, может быть, из вас душа вопиет от сердца: ослаби нам, Господи, да почием!
Да, – будем усерднее вопиять в молитве, чтоб ослабил нам Господь! – Однако и малодушествовать себе не позволим ради того, что не ослабляет так скоро, как бы нам хотелось. Верно, так нужно. Ведь вы не принадлежите к числу неверов, все относящих к случайностям. Ведь веруете, что все от Господа, – и большое и малое. Приложите же к сей вере и ту успокоительную уверенность, что все, исходящее от Господа, исходит не ко вреду, а ко благу нашему, – что, стало быть, и то, что теперь терпим мы, попущено Господом в наше созидание и спасение... А установившись в сей мысли, ждите благодушно конца, укрепляясь убеждением, что верно не все еще то произошло в нас, что Господь преднамерил произвести в нас.
Женщина, смесивши муки и вложив в смешение квас, ждет, пока вскиснет все смешение. Станет ли она сажать хлебы, если не уверится, что уже вскисло все? – И опять, посадивши в печь хлебы, тотчас ли и вынимает? – Нет; – но ждет, пока они совершенно испекутся. И вот от такого терпеливого ожидания вы получаете хлеб вкусный – и квасный в меру и испеченный как следует. Похвалите ли вы женщину, если она поспешит в чем-либо и тем испортит хлебы?! – Вот и Господь, послав нам беды, влил как бы в нас новую закваску и ждет, пока она проникнет весь состав наш. Он вложил нас в пещь, и ждет, пока огнь испытания произведет в нас свое действие. Ждите же и вы. Не мешайте Господу, – и своими воплями не заставляйте Его сердоболия поспешить окончанием начатого Им в вас прежде времени, чтоб иначе не выйти вам из-под сих действий недошедшими до предначертанной меры.
Вот и лекарь, приложив пластырь на рану, не тотчас снимает его, а ждет, пока он произведет свое действие. Вы не станете отвергать, что мы все в ранах греховных, и что нам нужны пластыри. Вот они приложены. Дайте же им произвести свое действие. Терпите и не требуйте, чтоб их сорвали поскорее. Пусть вытянут злокачественную материю и затянут пораженное место. Нас врачует премудрый Врач, Которому равного нет. Предадимся же благодушно Его врачевательным на нас действиям!
Не упирайтесь вниманием вашим и чувством на одном настоящем своем состоянии, – скорбном и тяжелом; но более устремляйте очи ума вашего в будущее, – в то благо, которое будет принесено нам скорбью, если будем благодушествовать. Смотрите, – земледелец, посеяв семена с большим трудом, терпеливо ждет, пока они взойдут, возрастут и созреют, молясь, чтоб Господь в свое время посылал дождь и ведро. Беспокоится ли он, когда, в свое время, идет дождь, раздаются громы и упадают молнии?! – Другой скучает от ненастья; а земледелец радуется и веселится, потому что смотрит не на настоящее, а на будущее, – заботится не об удовольствиях лета, а о нуждах зимы, – не о том, что теперь переносит, а о том, что получит за то в последствии. Не будем же и мы сетовать о настоящем бедствии, – а паче благодарить, зная, какое принесет оно благо для души нашей. Время прекращения горя вашего предадим в волю Господа; сами же позаботимся лучше войти в намерения Божии о нас, чтоб не препятствовать действию Его в нас, и тем дать Ему возможность скорее кончить труд Свой над нами. Бог сильнее, чем мы сами, хочет погасить огнь, но ждет, пока сей последний произведет в нас свое дело. Итак все за нами!
Мы обыкли думать, что Господь отягощает нас, когда посылает какое-либо бедствие. А выходит наоборот: – мы утруждаем Господа, поставляя Его в необходимость изобретать для нас такие вразумления. Так пророк Исаия жаловался на народ Иудейский, что много беспокоит Господа своим неверием, упорством и непокоривостью, говоря: вскую Господеви труд даете (Ис.7:13)? Это вот что значит: Господь промыслительными действиями Своими образумливал Израильтян, – чтоб не отклонялись от Него своими сердцами, чтоб не оскорбляли Его грехами своими и неправдами, не предавались безумным утехам и не распутничали, не забывали дома Божия и благоговения к нему и в нем, не угнетали невинных, не кривили душой на судах и торгах, не тратили времени в изобретении средств губить время со вредом себе... и проч. и проч... Народ не внимал урокам Божиим. Если б Господь не любил народа, то предал бы его тотчас своей пагубе. Но как Он не хотел, чтоб он погиб, а всячески хотел, чтоб он пришел в разум истины и в любовь к святости; – то и посылал на него, для вразумления, испытание за испытанием, беду за бедой, скорбь за скорбью. И вот о сем-то труде пророк жалуется на народ Божий, говоря: како Господеви труд даете, т. е. что не исправляетесь, не обращаетесь ко Господу и не начинаете жить свято?.. Но для вас все ни во что, как Сам Бог говорит чрез другого пророка (Иер.3:9–10). Вот и над нами, братия, трудится ныне Господь. Не допустим же, чтоб и на нас падала подобная жалоба. Поспешим догадаться, чего хочет от нас Господь и сделаем то. Α чего хочет, сие скажет каждому из нас своя совесть. Аминь.