Проповеди на праздники:


Проповедь на притчу о талантах, 2011 г.

Сегодняшнее воскресное чтение включает в себя притчу о талантах, в которой Господь очень подробно рассказывает о том, как некий человек, под которым Он разумеет Самого Отца Небесного, «отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое» (Мф. 25, 14). Имеется в виду вообще всех людей. Хотя некоторых людей по их коммунистическому воспитанию слово «раб» раздражает, но на самом деле изначально по смыслу этого слова ничего обидного в этом нет. Раб — это от слова работа. Господь (и как народ говорит: «Бог труды любит») подарил нам эту землю, на которой нас родил, для работы, для того, чтобы мы её превратили в райский сад. Но человек грешен, поэтому этот задуманный Богом райский сад человек превратил в помойку, на которой жить нельзя. Мало осталось уголков на планете, где и воздух, и вода, и пища пригодны для жилья. И это только усугубляется. Потому что Богу угодно так возвысить человека, чтобы человек стал соработником ему. Бог создал вселенную, и хочет видеть в ней человека, который, сообразуя свою волю с волей Божьей, приукрашает то, что Господь ему дал. Поэтому первый талант, который Бог дал человеку (а талант – это по тем временам огромная сумма денег) – это есть вообще наша земля, которую ни один из нас заслужил, естественно, а получил даром, как и саму жизнь.

Сама жизнь наша – это есть тоже талант. Потому что миллионы людей бывают убиваемы своими родителями, ещё не родившись. Грубо говоря, нам повезло, что нас оставили в живых, поэтому сама жизнь – тоже талант, тоже дар Божий, который Господь нам дал. Помимо этого у нас есть ещё таланты: разум, с помощью которого мы можем познавать Бога, дано слово, которое нас также уподобляет Самому Богу, это Он нас наделил. Чисто биологически мы такие же млекопитающие, как лошадь или носорог, но Господь в нас вложил бессмертную душу, и мы имеем возможность так приподняться, что даже познавать Самого Бога и находиться с Ним в общении. Это тоже удивительный талант, такая возможность.

Ещё человеку дан талант свободы. Эта свобода дана только с одной целью. Не для того, чтобы мы безобразничали. Нет, конечно. Но свобода – это единственное условие, при котором человек может любить. Потому что любить несвободно невозможно. Несвободно можно только оказаться быть прирученным, как собачка, попугай или слон. Разных животных человек может приручать. И человека можно приручать. И поэтому дар свободы даёт возможность человеку любить. Бог, Который есть Любовь, высшее своё разумное творение — человека — создал для любви. Для того чтобы человек, нося в себе образ Божий, во многом был бы подобен Богу. Чтобы человек был милостивый, разумный, справедливый, трудолюбивый, всегда готовый на жертву ради любви к Богу и к своему ближнему. Вот этот талант возможен только через дар свободы. Но свобода имеет такие свойства, что даёт возможность существу, которое имеет свободу, поступить либо по воле Божьей, либо противно этой воле. Большинство из человеков в своей жизни, в своих поступках, словах, делах, мыслях идут против Бога. Поэтому вместо того, чтобы жить в Раю, живут в аду. Посмотришь, как люди живут в семье, как люди трудятся в каком-то коллективе, как относятся друг к другу два друга или две подруги: они исполнены зависти, они исполнены постоянного осуждения, они постоянно друг другом не довольны, всё время друг на друга ропщут. И семейная домашняя жизнь у подавляющего большинства – это сплошной скандал. А если там производится какая-то хотя бы внешняя уборка, то это так, перед приходом гостей. Поэтому та помойка, которую человек устроил в природе, распространяется и на его жилище, и на его душу, на его мысли, на его чувства. Человек живёт мрачно. Жизнь эта, конечно, его не устраивает, человек очень страдает, и многие даже от этого сходят с ума, многие кончают с собой. Для десятков миллионов людей единственный выход из этой собачьей жизни, в которой он существует – это напиться без памяти. Или сейчас новая мода – это наркотики, которые полностью заменяют жизнь, человек испытывает суррогатное блаженство, но, к сожалению, это ненадолго, потому что разрушаются и душа, и тело, и человек умирает в страшных мучениях, и часто именно заканчивается самоубийством.

То есть человек жизнь свою, несмотря на те великие таланты, данные ему Богом, превратил в сущий ад, который он сам не может выдержать. Единственный выход для человека – это только вернуться к Богу и построить жизнь по тому предначертанию, которое дал Господь. И вот об этом эта притча.

«Одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился» (Мф. 25, 15). На самом деле это не два человека, нас сейчас уже шесть с половиной миллиардов, и у каждого свой талант. И помимо тех талантов больших, всеобщих, которыми Господь наделил, у каждого и свои какие-то: у каждого свои способности, у каждого возможности. Причём эти таланты могут быть разными. Например, человек родился в богатой семье – это талант, с помощью которого человек может потом стать очень милостивым человеком и сотни людей облагодетельствовать. А другому как талант дана бедность. Почему? А потому что карабкаясь к благополучию, он научится трудолюбию. Одному дано здоровье: он может стать воином, защитником, может стать спортсменом и своими спортивными подвигами людям приносить радость, удовольствие. А другой родился больным – это тоже талант. Ведь то, что приобретает болящий с детства человек, если он ведёт свою жизнь по воле Божьей – это нечто такое, что ни один здоровый никогда не достигнет: он может достичь смирения, глубокой молитвы, которых нет. И очень часто человек внешне в чём-то ограничен, в каких-то физических возможностях, но он может развиваться и эстетически, и поэтически, и научно. Очень многие люди, которых в обиходе раньше называли убогими, они достигали очень больших побед на почве науки, искусства и так далее, очень часто. Потому что за счёт ограничения одного человек углубляется в другое. Поэтому таланты бывают разные, и все таланты даны каждому человеку индивидуально, потому что если рассмотреть жизнь каждого из нас и способности каждого из нас, мы все такие разные. И каждый из нас Богом и любим, и от каждого из нас Господь ждёт чего-то своего, только им Богом предназначенного.

Для чего? Для того, чтобы украсить эту жизнь. Кому? Бог самодостаточен. Мы для него – песчинка во вселенной. Но Он на нас внимательно смотрит, потому что Он нас любит. Как какой-нибудь микробиолог всю жизнь проводит перед микроскопом, но он просто любит то, что он выбрал для себя. Господь нас любит, но Он хочет, чтобы мы научились и Его любить, а через это научились любить и всех остальных.

С какой целью? А Он хочет дать нам наследство. Очень часто бывает: богатые люди, когда у них неудачные дети, а так тоже бывает (возможностей много, ребёночек не может с ними справиться – папа воспитанием не занимается, мама думает только о нарядах и о том, как нравиться как можно больше другим людям, а дети предоставлены сами себе, в результате вырастают эгоистами и спиваются, и большая проблема для богатых родителей – дети-наркоманы), и папа, который дожил лет до 68, думает: «Я свою империю выстроил, она стоит миллиарды долларов, и я этому алкашу всё отдам? Да никогда! Вот ему пансион, вот ему домик, причём при таких условиях, что он не может ни продать, ни подарить, и дальше уж как он знает. А это куда-нибудь в хорошие руки, чтобы дело моей жизни не пропало». Потому что очень часто бывает, что дети просто в пух и прах просаживают то, что заработали отцы, деды и так далее. Поэтому дети – это тоже талант. Господь их даёт, чтобы человек потрудился над тем, чтобы вырастить и воспитать их такими, чтобы они были лучше, чем ты.

«Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего» (Мф. 25, 16-18). Господь употребляет сравнение, очень понятное для тех древних евреев, которым говорил эту притчу, потому что они народ торговый, знают, что такое «пустить в оборот», знают, что такое прибыль. Пять вложил – десять получил. Хорошая прибыль, можно сказать отличная. Такая прибыль, которую вообще в те времена и получить было нельзя. Поэтому Господь ждёт от каждого человека, как сказано в Писании: «кому больше дано, с того больше взыщется» (Лк. 12, 48). То есть тебе дано пять, ты должен вернуть пять и ещё пять, ты должен приумножить те дары, которые тебе дал Бог. Кто два – тот два.

А вот самое интересное – что же про третьего? Что это значит – скрыть талант в землю? Ну например, самое простое: нам уста даны, и разум, и слово, во-первых, чтобы этими устами мы прославляли Бога, а большинство людей используют их для того, чтобы сквернословить, ругаться самыми непотребными словами, и не только ругаться, а разговаривать на этом. Получается, что человек своё божественное достоинство употребляет, как неразумное животное, потому что если взять ночную вазу и положить туда какую-то пищу и дать животному, животное будет есть. Человек предпочитает есть из чистой тарелки, из ночного горшка как-то не очень. Нужно долго морить голодом человека, чтобы он согласился есть из ночного горшка. Но наши уста зачастую представляют собой вполне законченный ночной горшок, выражаясь фигурально. На самом деле ещё хуже. Остатки того, что человек испражняет из себя, это может представлять собой вред из-за микробов, там содержащихся, но это всё равно вред телу, которое всё равно умрёт. А вот то, что выходит из уст, то человека оскверняет, оскверняет саму душу. Это гораздо важнее, потому что тело временное, а душа вечная. Так человек свой дар слова или какие-то ещё возможности может вообще оставить без движения и быть, как животное, или как демон, или даже хуже того. Господь ждёт от человека соучастия в тех трудах, которые Он несёт во вселенной, а человек – нет, он только себя ублажает, порой весьма скверным образом.

«По долгом времени (что это за долгое время? Это вся наша человеческая жизнь) приходит господин рабов тех и требует у них отчета» (Мф.25, 19). Что это за отчёт? Это Cуд Божий, ни один из нас этого Cуда не избежит. «А я не верю!» Ну и не верь. А Cуд-то всё равно будет. Если это кого-то волнует, то только, может, твою несчастную маму или бабушку и Самого Отца Небесного. От этого никуда не денешься – веришь ты там, не веришь. Один сосудик в голове лопнет – и поверишь. Как только сердечко перестаёт биться, в течение минутки-полторы душа отходит от тела, и всякое неверие твоё, когда ты увидишь бездыханным своё мясо, пропадает. За гробом атеистов нет. Это только до того, как сердце остановится, человек может из себя чего-то изображать, быть очень таким великим, гордым, сомневающимся. Человек – звучит это… глупо. Правда, да. Это глупо. Получается так: все, значит, дураки, а ты один умный. Потому что нет такого народа, у которого хоть какой-то самой примитивной религии не было. Даже если люди не знают богооткровенной религии, они всё равно чувствуют, что есть загробный мир, что мы все туда придём. Любые захоронения любых древностей указывают на то, что люди верили в жизнь загробную, а ты такой умный. Если один человек знает, а другой не знает и отрицает это знание, он что, умный что ли? Последний дурак. Но глупость твоя не освободит тебя от Суда. Нисколько. Поэтому все люди предстоют на суд, на отчёт.

«И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен (потому что пять талантов для человека какая-то миллиардная сумма, но что для Бога наши миллиарды, это просто смешно), над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25, 20-21). Вот для чего Господь нам даёт таланты и призывает нам к соработничеству. Господь пребывает в Божественной любви, и каждое своё создание Он хочет привести к этой любви. Каждому человеку Бог хочет дать не муки адские, не чего-то высчитать, наказать: тебе пять лет, тебе пятнадцать, тебе пожизненное, а тебя ещё и палкой бить. Нет. Господь хочет каждого ввести в Свою радость. Вы живёте так мелко, противненько, вы всем недовольны, осуждаете, всё время брюзжите, ничего не умеете делать, у вас руки не оттуда растут, вы глупые, а Он хочет ввести нас всё равно в радость, Он хочет нас исправить, исцелить, выправить и ввести в радость. Вот Он показывает на примере этого человека, которому дал пять талантов: «войди в радость господина твоего» (Мф. 25, 21).

Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25, 22-23). Как Он награждает? Точно так же, как и того, который принёс пять талантов. А другой скажет: «Где справедливость?» Ну ты представь себе, глупый ты человек, радость, которая больше чем сама вселенная. Как можно дать ещё больше? Поэтому всем поровну. Либо радость в совершенстве, либо её нет. Это уже ущерб, потому что это подарок царский, божественный. Больше этого ничего нет ни на небе, ни на земле, чем быть в радости вместе с Господом, со своим Отцом Небесным. Хотя Он Создатель, а мы творения, Он нас уравнивает с Собой и хочет взять нас в общение с Собой и со всей Святой Троицей.

«Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое» (Мф. 25, 24-25). Что он сказал? Что обычно говорят люди, которые не хотят идти за Богом. Они Его, Бога, во всём обвиняют. Да, человек, который не знает Бога, думает что «Бог жестокий, потому что младенцы невинные страдают, вот Ливию бомбят, невинные люди погибают, вот стариков обворовывают, вот человек, который палец о палец не ударит, а подпись свою продаёт за миллионы долларов. Мы, так сказать, на ботинки копим, а он вот так вот. Где справедливость? Если бы Бог видел, Он бы там с ними со всеми бы разобрался». Разобрался бы, с тобой в первую очередь. Будь спокоен. Если начать разбираться, пух и перья полетят от каждого. Просто человек этого не видит, потому что к себе относится с любовью, а научиться относиться к ближнему, как к самому себе, он не может. Поэтому ближние ему кажутся отвратительными, а сам себе – вполне, если уж не очень симпатичный, то вполне приличный человек. Что есть глубочайшее заблуждение.

«Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 25, 26-30). Это не просто понять. Этот прибыль не получил, у него талант изъяли. И действительно, так и бывает: здесь человек, на земле, может пользоваться талантами: и воздухом, и водой, и пищей, и даже тем, что создали другие люди. Например, может ходить в храм, который он не строил, богослужения для которого он не составлял. Священников, для того чтобы с ним возились, он не рукополагал, храм этот он не содержит, только всем пользуется. И вот он умер. У него всё отнимается. И сберегательная книжечка, и автомобильчик, и квартирка, и даже, если дачка есть, и она отнимается. Всё. Гол как сокол. Мало того что гол, ещё и мёртвый. Ничего не остаётся за душой. В радость он не может войти, какая же ему радость Господина, когда он Того, Кто есть Любовь, называет жестоким существом? Поэтому он и извергается во тьму внешнюю, внешнюю от этой радости. Его что, так наказывают? Да нет. Он просто не может туда войти. Как тьма. Вот здесь у меня в кулаке тьма, даже если посмотреть, абсолютная темень, а если раскрою руки, тьма же исчезнет. Потому что она на свету. Поэтому тьма не может войти в свет, она тогда исчезнет. Но однажды созданный Богом человек исчезнуть не может. Поэтому тьма – это милость Божия для тех людей, которые предпочли эту тьму, которым то, чем они живут, всё дорого, а то, к чему предназначил их Бог, они отвергают. Вот об этом эта притча.

Не Бог кого-то наказывает, нет. Бог наказывает при жизни, для того чтобы человека направить, чтобы человек задумался, чтобы попросил у Бога прощения. Зачем? Это Богу нужно? Да нет, конечно, Бог в этом не нуждается. Бог самодостаточен и совершенен. Это нужно для нас, потому что тот, кто не способен попросить прощения, тот хамло. Ну как хамло может войти в Небесное Царство? Это совершенно исключено. И чего он там будет ходить и хамить? Это совершенно невозможно. Как отрицательный и положительный заряды соединяются, а два положительных – отбегают. И это непреодолимый закон. Также и здесь – это непреодолимый закон духовной жизни. Это не Господь, хоть в притче сказано, что Он говорит: «выбросьте его». Нет. Человек всё от начала до конца делает сам. Если кто-то из нас унаследует эту тьму вечную, то мы это сделали сами. Вот в это надо очень глубоко вникнуть.

Ну а второе Евангелие читалось от Марка (потому что сейчас у нас идёт попразднство Воздвижения Креста Господня) тоже очень важное, потому что говорит о пути, как прийти к этой совершенной радости. Для этого нужна вера. Вера не в Бога, потому что в Бога и дьявол верует, он совсем не атеист, а вера Самому Богу. Это довольно трудно, потому что Он говорит: «кто хочет идти за Мною (туда, в эту радость), отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). А человек, к сожалению, не хочет брать крест. Человек хочет брать от жизни всё только вкусненькое и удовольствия. А когда даже в детстве мама чего-нибудь просит, сразу: «А почему я? Я вчера ходил». Потому что человек что хочет? Чтобы ему на блюдечке всё приносили, чтобы стопочкой на кровать всё чистенькое складывали отглаженное, чтобы только он захотел есть – уже тёпленькое стояло бы на столе, а ещё лучше даже, чтобы руки отпустить, и его с ложечки кормили ровно столько, сколько он захочет, а всё остальное время он играл. А чуть устал – сразу лёг в мягонькое и сосал чего-нибудь вкусненькое, а потом если сморился – поспал сколько хотел, чтобы не было никаких будильничков. Захотел – пошёл с ребятами поиграть, не захотел – дома остался Жюль Верна читать. И так вот жить. И так всегда. А Бог говорит, что надо взять свой крест и идти за Ним. Потому что жизнь наша человеческая среди людей, которые живут вдалеке от Бога, – это есть очень тяжёлый крест. Тяжёлый потому, что нужно отвергаться себя. Есть же такая поговорка: «С волками жить – по-волчьи выть». А нельзя. «Если ударят тебя в правую, подставь другую, – говорит Господь, – Если тебя проклинают, ты должен благословлять». Ну и самое страшное: «Любите враги ваши» (Мф. 5, 44). Вот такая задача. Но чтобы полюбить кого-то нужно отвергнуться себя, потому что любовь измеряется вот именно объёмом возможного своего отвержения, только так. И вот это есть путь к совершенной радости. Но чтобы на этот путь вступить, надо в это поверить. А человек всё никак. Он всё своё такое строит, пёрышками гнёздышко всё обкладывает, делает всё наоборот. И вот изменить это на нужный путь – это и есть покаяние, к которому Господь нас и призывал.



https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/propoved-7393/


Проповеди на праздники:

Наверх