Проповедь по Евангелию об исцелении бесноватого отрока, 2003 г.
Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду; я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? (Мф. 17, 14-17) Под этим родом Господь подразумевал всю бесовскую нечистую силу.
Почему Он сказал: доколе буду с вами? (Мф. 17, 17) Дело в том, что, когда на небесах произошёл бунт против Бога, когда один из бывших ангелов – Денница – восстал на Бога из-за зависти, он и подчинённые ему духи были низвергнуты с небес. Архангела Михаила поэтому и величают Архистратигом небесных сил. Вся эта бесовская рать пребывает в воздушном пространстве, поэтому, когда Господь пришёл на землю, Он естественно, как Сын Божий, ощущал постоянно их присутствие. Мы среди вот этого общения уже родились, нам это не так заметно, но всё-таки, если быть внимательными и знать учение Церкви, мы всегда обязательно увидим проявления нечистой силы, которая постоянно нас окружает. Это проявление весьма разрушительно, поэтому этот нечистый дух по-разному может проявляться, но вся история человека наполнена этим проявлением.
Ближайшее событие – вот вчера вспоминали битву на Курской дуге. Два миллиона людей с двух сторон стремятся во что бы то ни стало друг друга уничтожить. С одной стороны – Сталин, с другой стороны – Гитлер. Хрен редьки не слаще, не известно ещё, кто лучше. Всё, что страны создали, всячески уничтожается, горит земля, миллионы убитых, пленных, искалеченных, раненых. Проявления и геройства, и самой неимоверной подлости – всё это рядом. Во имя чего? Во имя каких-то бредней, которые пришли в голову одному человеку. Этот человек абсолютно такой же, как и все – руки, ноги, голова, сердце, лёгкие, уши, нос. Ему даётся такая власть. Один нападает, другой пытается себя защитить, люди убивают друг друга. Сущее беснование, такого не происходит нигде – ни в джунглях, где существует определённый закон джунглей, ни в муравейнике среди насекомых – нигде. Чего это они себя так ведут?
Если посмотреть на нашу жизнь – зайдёшь в подъезд, перила завёрнуты в узел. Ну разве удобно ходить, опираясь на перила, которые таким образом согнуты и изуродованы? Нет конечно, можно и чулки порвать, и брюки, и вообще упасть. Зачем один молодой сильный человек, входя в подъезд, вот так закручивает перила? Это же безумие. Куда ни посмотришь на проявление человеческого бытия, мы везде увидим следы разрушения, следы хаоса, следы самоуничтожения, всяческое извращение и человеческой природы, и природы Божественной, и гармонии человеческих отношений.
Из чего сотканы человеческие отношения? Зависть, тщеславие, честолюбие, проявление всякого недоброжелательства. Понятное дело, что и красота, и физическая сила, и умственные способности, и способности к обучению у всех людей разные, поэтому и способность восприятия вот этой всякой бесовской силы у всех разная. И обстоятельства жизни по-разному этому способствуют. Если человек воспитывается в каком-нибудь интернате, у него одни варианты и стартовые позиции в этой жизни. Если человек единственный маменькин сынок, да ещё при живом папе и двух бабушках, у него другие совершенно возможности.
Человек подошёл к Спасителю и стал сетовать на то, что его отрок так тяжело болен. Дети Самим Богом так устроены, что они должны всё воспринимать от взрослых и этому интенсивно учиться. Человек учится сначала ходить, потом говорить и так далее, сколько способностей хватит. Может хоть стать академиком, может остановиться на каких-то простых функциях – открыл дверь, закрыл дверь. Получил сто рублей или тысячу и будь доволен, а можешь учиться вплоть до академика. У кого какие возможности. Зависит ещё от того, как потом применять. Иногда человек умный и учёный, но способности как-то войти во взрослую жизнь у него нет, они так в нём и умирают. Человек может быть и высокого образования, а применить его в жизни, устроиться на какую-то работу человек бывает не в состоянии, довольствуется тем, что имеет.
Этот отрок тоже был одержим этими нечистыми духами, только несколько больше, чем остальные. По учению Церкви, высказанному святителем Игнатием Брянчаниновым, епископом Кавказским, каждый человек бесноватый по своей падшей природе, но степень этого беснования у всех просто разная. У этого отрока была более сильная, чем обычная среднестатистическая. А если человек отличается от средней нормы, это уже называется аномалией и патологией. Поэтому Господь и говорит: доколе буду терпеть вас? (Мф. 17, 17) Конечно, Сыну Божию, Который был Сам Божество и соединился с совершенным Человечеством, жить в этой атмосфере всего человечества, хотя Он жил в одном народе, понятное дело, было весьма трудно. Каждому из нас жить среди людей, хотя человек – это животное общественное, тоже тяжело. Не можем мы наладить как-то отношения ни с друзьями, ни с родственниками, ни с отцом и матерью, ни с родными братьями, ни с жёнами, с детьми вообще проблема. Трудно общаться с бесноватыми людьми, будучи самим бесноватыми. Это очень трудно. А как Спасителю, Который был, как Человек, совершенное существо, как Ему было тяжело. Поэтому Он так и воскликнул: доколе буду терпеть вас? Видите, даже Самому Богу приходится терпеть, поэтому мы и называем Бога долготерпеливым и многомилостивым. Что же Ему приходится терпеть, глядя на нас. Мы-то общаемся с узким кругом людей, пять-десять человек. Священникам, учителям, каким-то политическим деятелям приходится общаться с большим кругом людей, им больше достаётся. Чем больше людей, тем трудней. Время от времени каждый человек нуждается в одиночестве, чтобы немножко отдохнуть от этого безумия.
И попросил Господь: приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час (Мф. 17, 17-18). А почему он исцелился? Почему так случилось? Только по одной причине – потому что отец мальчика обратился к Богу в лице Иисуса Христа. Это единственная возможность. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? (Мф. 17, 19) А я спрошу: а почему наедине? И сам же и отвечу, что по гордости. «Что ты мне при всех делаешь замечание, не можешь с глазу на глаз сказать?» В чём причина, какая разница? А потому что человеку по гордости трудно признаться в своей немощи. Опять же, бес гордости-то есть. Ну скажешь наедине, от этого что-то изменится, что ли? Изменится только тогда, когда человек сам пожелает что-то изменить.
Господь ответил: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род (имеется в виду бесовский) изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 20-21). Каждый бесноватый человек, то есть любой из нас с вами, потому что Господь может и хочет его избавить от его беснования – сребролюбия, блуда, честолюбия, уныния, отчаяния, многословия, гневливости, от чего угодно, от любого беса, большого ли, маленького – он может, если имеет веру, обратиться к Иисусу Христу с молитвой и самому воздерживаться от этого греха. Воздержание от греха – это и есть пост. Не есть колбасы, не есть сало – это ещё не есть пост, это есть пост для детей. Это пост не христианский. Так постятся мусульмане, так постятся буддисты, так постятся все сектанты, так постятся и бесы, которые вообще ничего не едят, потому что они духи. Христианский пост – это воздержание от греха. Первая стадия – воздержание от греховных поступков, вторая стадия – воздержание от греховных слов, третья стадия – воздержание от греховных мыслей, четвёртая стадия – воздержание от греховных чувств, что есть совершенство христианское. Вот это есть пост христианский. Есть или не есть – это только для детей, которые в воскресную школу в первый класс стали ходить. Это любой человек может выполнить, даже собака. Перестань её мясом кормить, давай кашу, она будет есть, а что делать-то, жить-то надо. В этом большой проблемы нет, это не составляет никакой духовной работы. Апостол Павел так и говорит: телесное упражнение мало полезно (1 Тим. 4, 8). Конечно, какая-то польза есть – человек хочет одного, но сам себя ограничивает. В самом этом усилии ограничения есть воздержание, но для Бога неважно, что ты ешь – сало или галеты, для Бога важно, что ты говоришь, для Бога важно, что ты думаешь, для Бога важно, что ты чувствуешь. То, что мы едим, это с нашим телом всё умрёт, это всё в вечную жизнь не входит, это всё не значительно, не духовно, не религиозно. Религиозная христианская жизнь начинается только с усилий духовных.
Поэтому Господь им сказал: по неверию вашему (Мф. 17, 20). Не хватило им веры в то, что они могут это сделать. Если мы до сих пор все бесноватые, это не потому что Бог нас не любит и не хочет нас спасти, а потому что мы недостаточно веруем в то, что это возможно. Мы не предпринимаем на этом поприще достаточно усилий, мы смирились с грехом, поэтому, скорее всего, так бесноватыми и умрём. Хорошо, конечно, что в церковь ходим, это есть, безусловно, самое лучшее времяпровождение из всех, которые можно вообразить, но этого недостаточно. В церковь ходят и мыши, часто в алтарь заходят. Lаже в сам алтарь заходят! Большинству из вас вообще туда вход заказан, а мышам можно. Но они не впитывают слово Божие, они не делают никаких духовных усилий, у них только – съесть или не съесть. Так и мы к посту относимся, чисто мышиное отношение. Нам нужно подумать, особенно сейчас, когда Успенский пост идёт, о воздержании от проявлений греха, которые в нас постоянно и в словах, да и в поступках, к сожалению. Чаще в словах, потому что это проще. Согрешить словом – просто. А согрешить мыслью? Мы вообще не следим, к сожалению, что у нас в голове происходит. Оборот мысли идёт, мы его никак не контролируем, к сожалению. Что говорить о чувствах, чувства мы даже оправдываем. Если мы по какому-то поводу прогневались, мы в этом обвиняем всегда какого-то другого человека или даже обстоятельства, но уж никак не себя. Естественно, у нас нет поэтому ни веры, ни покаяния, потому что на самом деле это неправда перед Богом, потому что правда перед Богом – это чистота.
Апостолы на той стадии своего ученичества тоже были подобны нам, поэтому они и не смогли никак помочь этому мальчику. Поэтому и мы с вами ничем не можем помочь никому, ни своим друзьям, ни родственникам как-то прийти к вере, воцерковиться, начать христианскую духовную жизнь. Почему мы не можем, почему нас никто не слушает? Потому что мы сами такой жизни не являем по маловерию нашему. Причина всех наших бед духовной жизни – это есть наше маловерие. И здесь Господь нас не оставляет, мы можем всегда к Нему обратиться, как однажды другой отец обратился к Богу, для того чтобы Он исцелил его отрока: верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9, 24). Мы можем просить у Бога и укрепления веры, поэтому единственное, чего нам не хватает – это желания спасения своей души. Помоги нам в этом, Господи!
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/propoved-111167/