Проповедь по Евангелию о женах-мироносицах, 2002 г.
По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? (Мк. 16, 1-3). Господь был похоронен в пещере Иосифа Аримафейского. В Палестине земля каменистая, поэтому древние евреи старались хоронить, используя для погребения естественные пещеры. Выдолбить за день-два в камне помещение для усопшего весьма трудная задача, поэтому часто готовились заранее. Предусмотрительно покупали участок земли, выдалбливали. Здесь такая же была пещера. Нам кажется, подумаешь, Иосиф взял и отдал свою могилу Спасителю. На самом деле это была большая проблема, это было довольно дорого. Вперёд это мог оплатить только человек достаточно состоятельный. Это была большая жертва для Иосифа.
Эти пещеры приваливали камнями. Камень обтёсывали, чтобы он довольно плотно прилегал, это тоже достаточно трудоёмкая работа. Женщины побежали, бегут и мысль такая пришла им в голову: кто же им отвалит камень. Но продолжили бежать, понадеялись на авось – добежим, а там видно будет. Прибегают, а камень уже отвален от гроба. Так часто бывает, человек думает: “Ой, как я буду? Что мне делать? Куда деваться?» Часто такие мысли приходят, когда кто-нибудь в доме заболеет. Заболел, надо с ним сидеть, а у меня отпуск, надо ехать, но его не оставишь. Как быть? А он возьми, да помер. Вроде нельзя сказать: “Слава Богу, помер”. Вроде неприлично, цинично, а с другой стороны, всё разрешилось. Спрашивается, чего ты нервничал заранее? Господь за всем наблюдает и всё устроит.
Так и здесь. Камень отвален от гроба, вроде бы всё, слава Богу. Прибежали, а тела нет. И бежали зря, и волновались зря. И уже камень отвален, казалось бы, вот сейчас. Но опять нет. Опять всё не так. Вот так человек располагает, думает: “Сейчас вот это сделаю, вот это сделаю”. Ничего ты не сделаешь. Это ты так думаешь, что сделаешь, а всё будет совсем не так, как ты хочешь. Никогда не будет так, как ты хочешь. Всё будет совсем по-другому. Давно уже заметили, что человек предполагает, а Бог располагает. Если только по мелочи, думает: “Пойду за хлебом”. Ну пошёл, ну купил, принёс. Вот так бывает, что-то совпадает, а в каких-то очень важных вещах – отнюдь, всё совершенно не так получается. Огромное количество людей, у которых образование одно, а работают совсем по другой специальности. Или умный, а нигде себя не нашёл. Или какой-то невозможный талант, а под забором пьяный пропадает. Ничего не даётся, почему? Почему Господь говорит: Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои (Ис. 55, 8)? У нас, у людей, какие-то свои задачи здесь, на земле, а у Бога на нас совсем другие планы. А мы над этими планами даже не размышляем, поэтому мы, как жёны-мироносицы, бежим к закрытому гробу, а он оказывается открыт. Мы хотим тело Иисусово помазать, а Его вообще нет.
Поэтому Ангел так на них посмотрел удивлённо. Я не знаю, есть ли у Ангелов плечи, но по контексту видно, что он пожал плечами и сказал: что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес (Лк. 24, 5-6). Для Ангела это очевидно, потому что Ангел живёт духовной жизнью, в которой всё совершенно не так, как в жизни материальной. А мы всё хотим духовное подтянуть к нашему материальному. Получается то, что получается, а именно ничего. Всё наоборот. Почему так подробно описывается этот момент? Для нашего назидания, а не для того, чтобы осудить таких прекрасных женщин, любящих Иисуса Христа, Его учениц. Совсем не для того, а чтобы показать, что мы совсем такие же. То же самое происходит и с нами, чтобы мы это увидели и, увидев, постарались извлечь для себя какой-то урок.
И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь (Мк. 16, 5-6). Опять всё наоборот. Он говорит им: “Не ужасайтесь, ничего страшного нет. Я ничего плохого вам не собираюсь делать. Я вообще здесь сижу только для вас”. Обычные люди в рядовых ситуациях Ангелов не видят. Если им явился Ангел, то потому что Господь сказал ему остаться здесь и стать видимым, чтобы подготовить их к встрече с воскресшим Господом. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен (Мк. 16, 6). Ангел так спокойно, как на уроке, им в деталях объясняет. Но идите, скажите ученикам Его – Христа – и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам (Мк. 16, 7). Господь и раньше говорил о том, что воскреснет, о том, что будет встречать их в Галилее, но это всё, конечно, в одно ухо вошло, в другое вышло.
И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись (Мк. 16, 8). Он им говорит идти и рассказать, они ничего не сказали. Опять всё наоборот. Господь даже Ангела послал, чтобы сказать, а они всё равно поступают прямо противоположно тому, что требуется. К сожалению, мы тоже в своей жизни поступаем прямо противоположно тому, что есть воля Божия. Поэтому нет ничего удивительного, что результатом этого бывают наши ненужные страдания, очень много пустых лишних движений, очень много бессмысленных поступков, огромное количество потраченной энергии. Мы не знаем ни настоящего, ни будущего, не можем ничего осмыслить, предположить, что будет. Ничего нам не ведомо, но наши страсти, желания и упрямство заставляют нас делать бессмысленные вещи, к сожалению.
Получается так, что произошло величайшее событие вообще во вселенной. Почему масштаб вселенной? Не только наш земной, не только палестинский, не только иерусалимский, не только касается жизни этой маленькой общинки апостолов и учениц Христовых, это касается всего мира. Это касается обожения человеческой плоти, материи, это есть уже обещание грядущего бытия, нового Иерусалима, новой земли, нового неба. Вот что в Воскресении раскрывается, поэтому это событие вселенского масштаба. А они? Они пробегают мимо всего этого. Если бы опять не милостивое, заботливое и участливое отношение Господа к Своим ученицам, они бы так и незнамо куда убежали. Может быть, не в Галилею бы побежали, а в Египет, в противоположную сторону. Такой трепет и ужас объял их, Сам Господь им через Ангела говорит: «Ничего не бойтесь». А человек всё равно боится. Почему? Нет доверия, иными словами, нет веры. Нет веры Богу. Это наша общая беда – в Бога мы веруем, а Богу не очень. Мы относимся к Его словам, к сожалению, часто пренебрежительно и с большой забывчивостью, потому что очень поглощены заботами и желаниями, которые бродят в нашей душе. Хорошо, что мы собираемся в церкви помолиться, нам нужно молиться, но нужно нам ещё и Евангелие стараться постигать, иначе получится с нами, как с жёнами-мироносицами, которые делали прямо противоположное тому, что сказал Господь. В этом нет ничего удивительного. Мы видим, что в этом даже ничего катастрофического нет. Потом Господь их поправил, потому что они были Его ученицами, они всё-таки хотели учиться. И мы, если будем хотеть учиться, Господь нас поправит, а если не будем, если будем упрямо настаивать на своём безумии, чем же тогда завершится наша жизнь и наша участь во вселенной? Именно тем, о чём Господь и говорил, и ничем другим. Если нас это ужасает, надо нам ужаснуться, если мы равнодушны к этому, тогда ужаснёмся попозже. От чего избави нас, Господи. Аминь.
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/propoved-109222/