Проповедь о воскрешении сына Наинской вдовы, 2017 г.

Проповедь о воскрешении сына Наинской вдовы, 2017 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня 20-е воскресенье по Пятидесятнице, и в этот день за Божественной литургией читается Евангелие, в котором повествуется о чудесном воскрешении сына наинской вдовы (Лк. 7:11-16). В только что прозвучавшей проповеди об этом было достаточно много сказано. Скажу лишь, что именно в чуде воскрешения сына наинской вдовы в полной мере проявила себя любовь Господа к людям.

Господь — Сын Божий и Сын Человеческий — есть воплотившееся Божественное Слово. В Его любви, которая запечатлена в конкретном историческом событии, мы видим проявление любви Божественной.

Святой Никодим Святогорец, рассуждая на тему Божественной любви, сказал, что человеческая любовь имеет свою меру и свой предел, а любовь Божественная предела не имеет. Эти слова удивительно точно отражают то, что происходит между людьми, когда их соединяет любовь. Очень часто мера этой любви оказывается очень небольшой. Молодые люди полюбили друг друга и, казалось бы, жить друг без друга не могут, но проходит время, и сила любви ослабевает настолько, что, став мужем и женой, они расстаются, нередко оставляя сиротами, при живых родителях, собственных детей.

От чего же зависят мера и предел человеческой любви? Мы ведь знаем и другие примеры, — когда люди рука об руку идут по жизни до самого гроба. В таких случаях смерть одного из супругов становится действительно трагедией для другого, даже на склоне жизни. Какие яркие чувства, какая сила, какое страдание от потери близкого человека! И кто поставляет этот предел, кто обозначает меру человеческой любви?

Ответ на этот вопрос очень простой: сам человек определяет меру своей любви и поставляет ей предел. Почему же одни пребывают в любви до гроба, а другие, прожив 5-10 лет, расстаются без всякого сожаления? Не полюбили друг друга? А радость, а слезы, а восторг? Неужели бутафория или все же реальное проявление чувств? Конечно, реальное! Почему же любви хватило так ненадолго? И ответ заключается в том, что человек сам определяет не только меру и предел своей любви, но и меру и предел своего счастья.

Сегодня люди очень поглощены заботой о том, чтобы внешняя жизнь была благополучной. На это тратится бОльшая часть нашего времени, наших ресурсов, нашей нервной системы. Все работает ради того, чтобы обустроить жизнь благополучно, и мало кто думает, что и в условиях полного благополучия человек может достигнуть предела и исчерпать меру своей любви, а в результате оказаться глубоко несчастным.

Я давно не был здесь, на Ходынском поле. Посмотрите внимательно — какие построены замечательные дома, магазины, спортивные комплексы! Все для того, чтобы человек в этой жизни был благополучным. Но если бы нам было дано увидеть, что происходит в этих домах, как там живут люди, насколько велика мера любви? Тогда мы бы увидели реальную жизнь — не фасады, а реальность; и мы бы убедились, что благополучие и счастье менее всего зависят от внешних условий (хотя, конечно, никто не говорит, что о внешнем обустройстве жизни не надо думать).

Церковь Божия, в отличие от всех других институтов, заботится о том, чтобы мера любви была велика и чтобы предел любви не могла положить даже смерть. А значит, Церковь заботится о самом главном — о человеческом счастье. Но поскольку виновником человеческого несчастья является темная сила, то все труды, которые Церковь совершает, воспитывая людей в полной мере любви, наталкиваются нередко на очень жесткое сопротивление.

Не стал исключением и этот храм, который был задуман как наследник храма, построенного еще до революции здесь, на Ходынском летном поле, на месте, связанном с именами выдающихся русских воздухоплавателей и советских летчиков. Чтобы здесь был храм, в котором совершалась бы молитва о наших героях неба. Чтобы здесь был храм, в котором людей учили бы тайне человеческого счастья. Чтобы здесь были не только магазины и места увеселения, но и место, куда человек может прийти и подумать о самом главном, научиться самому главному. Многие из участвовавших в строительстве этого храма знают, с какими невероятными трудностями, с каким сопротивлением пришлось столкнуться тем, кто захотел возродить старый храм в память о воздухоплавателях и летчиках — как место молитвы, как место обучения самому главному навыку жизни — навыку любви.

Не только здесь, но и в других местах вдруг неожиданно возникает сопротивление. Казалось бы, кому мешают храмы? Мы вспоминаем страшную эпоху богоборчества — кому тогда мешали уже закрытые храмы? Но их взрывали, чтобы и памяти не осталось. Даже чисто утилитарно их не всегда хотели использовать — именно взрывали, чтобы исчезла память о храмах Божиих. Разве эта злоба от людей? Нет, она от иной силы, и Церковь призвана преодолевать тяготение этой силы и нести людям слова правды, утешения, поддержки, а самое главное — силу благодати Божией, которая способна увеличить меру любви в человеческой жизни.

А ведь любовь — это и есть подлинное счастье, ибо Бог есть любовь. И как важно, чтобы люди проникались этим сознанием, чтобы мы, устремляясь к внешнему благополучию, никогда не разрушали основ своей духовной жизни, а значит, подлинного счастья.

Я всех вас, мои дорогие, поздравляю с сегодняшним воскресным днем и с освящением этого храма. Я благодарю отца Василия, благодетелей, всех, кто поддерживал строительство. Я знал о практически всех ваших трудностях и в меру сил делал все для того, чтобы эти трудности снять. Но, думаю, главной силой, которая помогла вам всё преодолеть, была сила Божия. Господь восхотел, чтобы на этом историческом месте, в память о героях и в назидание современникам, был воздвигнут величественный белокаменный храм.

Пусть Господь поможет нам — через молитву в храмах града Москвы, через размышления над Словом Божиим, через формирование в себе способности хотя бы раз в неделю отстраниться от суеты мира и подумать о самом главном, — делать реальные шаги навстречу Богу, навстречу счастью, навстречу своей любви. Да хранит вас всех Господь! Аминь.

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5042876.html

Наверх