Проповедь об осиянии Христом
«Встань, спящий, и воскресни из мертвых,
и осветит тебя Христос».
Еф. 5:14
Святой апостол Павел, как и все прочие Апостолы и христианские святые, если учит чему-то других – учит по собственному своему опыту. Ибо Христова вера – это опыт, навык, а не теория и не людское мудрование. [Ведь] и Павел, пока противился он христианской вере, возлежал в духовной дремоте и духом был мертв. Но он пробудился, и встал, и воскрес духом – и осветил его Христос. Знает [и помнит] он себя и духовно спящим, и проснувшимся, и вставшим, и Духом воскресшим, то есть тогда, когда сподобился он Христова осияния. То, что знает он о себе как о христианине, [этому] назидает и других... Как Апостол зрит он себя в великом свете и верит, что и все прочие люди, если захотят, смогут стать такими же светлыми, как и он. [Ибо] не его это свет, а Христов; его же – только любовь, сообразная этому свету.
Впрочем, Христово осияние необходимо человеку [и] в начале, [равно] как и в конце. Ибо без Христова света не может человек ни пробудиться, ни встать, ни воскреснуть из мертвых, [равно как] и после [этого] не способен он сам по себе ни жить в вере, ни умереть в надежде. Христос необходим в начале, [равно] как и в конце. Как утопающему ребенку нужна родительская рука – и чтобы вытащить его из воды, и чтобы потом вести по суше, удерживая его, чтобы он опять не упал в реку, – так и Владыка Христос необходим утопающим в водах греха. [Ведь] и сам Апостол, приняв Христово осияние в начале, на пути в Дамаск, получал его и впоследствии. Первое осияние – обращение ко Христу, второе – утверждение себя во Христе. Первое осияние все мы получаем через крещение, а последующие – через веру и исполнение Господних заповедей. Все же те, кто не имеют Христова осияния либо имели его и утратили, подобны дремлющим, подобны мертвым.
О Господи благий, пробуди нас, воздвигни нас, воскреси нас, ибо ничто из этого без Тебя нам не по силам. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.