Проповедь об Иоанне Предтече, как предрек его Исаия
Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь
Господу, прямыми сделайте в степи
стези Богу нашему.
Ис.40:3
Когда царь хочет посетить некое место, то посылает перед собой глашатаев. Но необыкновенному Царю приличествует и необычный вестник. Царю Христу вестником в пустыне был Моисей, в Иерусалиме – пророки, в Назарете – Архангел, в Вифлееме – восточные мудрецы, на Иордане – Иоанн. Никогда ни у одного царя в истории человечества не было таких глашатаев. Святой Иоанн Креститель был столь же необычен и своеобразен, как и другие Христовы вестники. Был он гласом вопиющего в сугубой пустыне: в Иорданской и в человеческой. Как Иорданская пустыня была сухой и бесплодной, так столь же сухой и столь же бесплодной была пустыня человеческого духа. Иоанн не мог озеленить и оплодотворить людскую пустыню, но он раскорчевывал и вспахивал ее – и тем самым приготовлял почву и разравнивал поле для великого Сеятеля, Который, приходя, приносит с Собой и семя, и дождь: семя учения, которое надлежало посеять, и дождь благодати свыше, чтобы посевы зазеленели и уродились плодом. Покаянием Иоанн приготовлял путь, а крещением в воде выравнивал стези. И путь, и стези суть души человеческие. Покаянием они готовились принять семя Христово, а крещением в воде – зарыть это семя глубоко в землю своего сердца. И горделивые, и презренные, когда нагими погружаются они в воду, – все уравниваются и делаются одинаковыми в своем ничтожестве пред величием преславного Христа Спасителя. Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся (Лк. 3:5). Речь здесь идет не о земных долинах и горах, а о людях презренных и о людях надменных. Как мертвецы на кладбище пред глазами живого человека все одинаковы, так одинаковы и все грешники – высокомерные и уничиженные, рабы и господа – пред Богом живым.
Такое досточудное видение узрел Исаия, сын Амосов, пророк Бога живого, Бога единого и истинного.
О Господи, Царю Небесный, Которому горние воинства поклоняются день и ночь, призри паки на наше ничтожество и – Своим уничижением и Своими страданиями за нас – спаси нас. Тебе слава и похвала вовеки. Аминь.