Проповедь об апостольском трудолюбии
Мы... ни у кого не ели хлеба даром,
но занимались трудом и работою ночь
и день, чтобы не обременить кого из вас.
2Фес. 3:7.8
Сначала исполнить, а потом поучать. Этого правила держались все Божии Апостолы и все святые. Так и апостол Павел, прежде чем изречь заповедь: Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2Фес. 3:10), свидетельствует о себе и о своих помощниках в проповеди, что ничей хлеб не ели они даром, но хлеб свой зарабатывали трудом и делами. Занимались трудом и работою ночь и день! Вот истинные труженики! Вот Христовы медоносные пчелы! Денно-нощный труд – где здесь время для греха и пороков! Денно-нощный труд – как может здесь диавол свить гнездо страстей? Денно-нощный труд – где здесь повод к соблазну?
В некоторых египетских и палестинских монастырях было и по десять тысяч монахов. И все они жили от труда рук своих: от плетения всевозможных корзин, циновок и от других ручных ремесел. Денно-нощный труд – и денно-нощная молитва. Когда один монах продал корзины в городе дороже, нежели за цену, назначенную ему игуменом, то за это он был наказан. Ведь подвижники не заботились об обогащении, им была нужна только самая необходимая пища и самая простая одежда. В этом они были и есть истинные последователи великих Апостолов.
О братья, бежим от лености, как из звериного логова. И если мы случайно в нем оказались, то да убегаем оттуда скорее, пока звери совсем не загородили нам выход. Логово – это дом, в котором лодырничает бездельник, а звери суть бесы, чувствующие себя в таком доме лучше, чем подле своего царя в аду.
О Господи, дивный в трудах Своих и заботах о Своих созданиях, пробуди нас от лености и ободри нас к денно-нощному деланию – бодрым Духом Твоим Святым. Тебе слава и похвала вовеки. Аминь.