Проповедь о знамении Сына Человеческого
Тогда явится знамение Сына
Человеческого на небе.
Мф. 24:30
Каким будет сие знамение Сына Человеческого, – [это] уже проявилось однажды в малом. Это крест, блистающий паче солнца, явившийся над Иерусалимом перед приходом древнего олицетворения антихриста, а именно: царя Юлиана Отступника. И вместо всякой проповеди об этом чудесном знамении приведу вам лучше, братия, письмо святого Кирилла Иерусалимского, написанное императору Константину, сыну святого Константина Великого и предшественнику Юлиана Отступника. Фрагмент этого письма гласит: «В эти святые дни Пятидесятницы, мая седьмого дня, около девяти часов утра, явился превеликий крест, весь из света, на небе, над Святой Голгофой, простирающийся до святой горы Елеонской. Явился же он совершенно ясно не только одному или двум, но всем многочисленным жителям города, и не так – как некто мог бы подумать – мимолетно, словно в грезах, но – видимый очами над землей в течение многих часов. Светоносным блистанием превосходил он солнечные лучи, ибо, если бы не был таковым, то был бы побежден ими (солнечными лучами); и не был бы видим, если бы перед наблюдателями не испускал лучи, сильнейшие солнца. В тот час горожане, объятые страхом и радостью от этого боговидения, во многом числе спешно собрались в святой церкви: юноши и старцы, мужи и жены, всякий возраст, и даже самые скрываемые девицы, жители города и иностранцы, христиане и язычники, пришедшие из других земель, – все единодушно, точно едиными устами, прославили чудотворящего Христа Иисуса, Господа нашего, Единородного Сына Божия, и действительно, на самом опыте познали, что христианское учение благочестия не в убедительных словах [человеческой] мудрости, но в явлении духа и силы (1Кор. 2:4), и не только людьми оно проповедуется, но и свидетельствуется с небес Богом (Евр. 2:3–4)... Считаем своим долгом не умолчать о сем небесном боговидении, но Твоему богопрославленному благочестию его донести. По сей причине и поспешил я исполнить это настоящим письмом».
О братья мои, Богу всё возможно: и сотворенное показать людям, и несотворенное создать. Но важнее всего для нас то, что и может Он, и хочет избавить душу нашу от греха и смерти и даровать нам вечную жизнь. Об этом молимся мы Ему день и ночь.
Господи Всемогущий, Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.