Проповедь о юродивых, мудрейших всего міра
Мы безумны Христа ради.
1Кор. 4:10
Так говорит великий апостол Павел, который поначалу руководствовался светской мудростью, идущей наперекор Христу, пока не познал лживость и гнилость ее, а также свет и постоянство премудрости Христовой. После этого святой Апостол не сердился на мір, нарицавший его юродивым Христа ради, и не стеснялся, вопреки міру, сам нарицать себя этим именем.
Не имеет для нас никакого значения, как посмотрит [также в серб, букв.: посчитает. – Ред.] на нас мір и как станет нас называть. Важно, и причем очень важно, какими [глазами] будут смотреть [в серб, букв.: считать. – Ред.] [на] нас святые Ангелы на небесах и какими [именами] нас нарекут, когда встретимся мы с ними после смерти. Это имеет судьбоносное знание, а всё остальное – пустяки.
Мы либо юродивые для міра ради Христа, либо юродивые для Христа ради міра. Но сколь мимолетен звук мірcкоrо слова! Если мір называет нас юродивыми, то и он не пребудет вечно, и слово его умрет. Какой тогда смысл в его словах? Но если бессмертные небожители нарицают нас этим именем, то это не умирает и не сходит с нас, ибо [это есть] вечное осуждение.
Если кто-то не верит ни в Живого Бога, ни в бессмертную жизнь, ни в' воплощение Владыки Христа, ни в Христово Воскресение, ни в евангельскую истину, ни в вечную Божию милость и правду, – то не удивительно ли, что считает он юродивым того, кто во всё это верит?
О, пусть бы каждый из нас, осеняющих себя крестом, не только с легкостью переносил, но и с удовольствием принимал бы прозвище юродивого Христа ради! Да возрадуемся же и возвеселимся, если неверующие нас так назовут: ведь это значит, что мы близ Христа и далеко от безбожников. Да возрадуемся, и возвеселимся, и могучим эхом возвестим в уши міру: да, мы и вправду юродивые Христа ради!
Господи премудрый, укрепляй нас силою Твоею, чтобы не страшились мы неверующего міра, когда наносит он нам удары либо бичами, либо оскорбительными словами. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.