Проповедь о внешнем и внутреннем в человеке. 9 декабря 2018 г.
В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться (Лк. 13, 10-11). Почему Христос учил в субботу? Потому что суббота – это день покоя и все благочестивые люди туда устремлялись, и Господь проповедовал Евангелие Царства, для того чтобы потом, в дальнейшем из тех людей, которые примут Его слово, создать Церковь. И поэтому нет ничего удивительного, что Он именно в субботу пришёл, толковал им Священное Писание, учил жизни.
Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! Ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога (Лк. 13, 12-13). Всё правильно. Она очень хорошо и глубоко поняла, что её Бог исцелил. Это было прямо чудо через возложение рук Христа Спасителя. Он её освободил от этого недуга.
При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу (Христу не сказал, не посмел): есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! Не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? (Лк. 13, 14-15). Это по поводу того, можно ли в воскресенье работать. В чём тут дело? Почему лицемер? Он как начальник должен был следить за порядком. Но недаром сказал Господь: ни ваши пути – пути Мои (Ис. 55, 8). Потому что для большинства людей исполнение правил – это гораздо легче, нежели изменить свою внутреннюю сущность. Что легче – каждый день читать необходимое правило или же из болтуна превратиться в молчаливого человека? Поэтому большинство людей, ходящих в церковь, в синагогу, в мечеть, принимают вид благочестия, но внутренне остаются такими же, как в первый день, когда они пришли. А для Бога не важно, исполняет человек правило или нет. У мужчин полы пиджака, пальто застёгиваются на правую сторону, а у женщин на левую. И что, мы думаем, что Господь на это смотрит, как правильно? Нет. И когда женщина пришла сгорбленная, Он ей сказал: освобождаешься от недуга твоего (Лк. 13, 12). А почему? Потому что эта женщина – настоящая подвижница. Метро тогда не было, автобусов тоже. Синагога была не при каждом доме, а одна на населённый пункт. И ей, такой сгорбленной, в субботу приходилось тащиться. И она это делала всю свою жизнь. Почему? Она слушала Священное Писание и слушала, как умные образованные люди растолковывали слова пророков. Потому что она любила слово Божие. И за её такой подвиг Господь, чтоб ей полегче было, решил её от болезни освободить. А почему начальник синагоги возмутился? А потому что для него главное было внешний порядок. Как в военной части, там не так важно начальству, что солдаты за время службы два раза были на стрельбище и не умеют стрелять, а важно, чтоб была наглядная агитация, чтоб трава была покрашена, чтоб всё было в полном порядке чисто внешне. А армия никогда не побеждает внешней красотой и крашеной травой, нет, только овладением воинским искусством и храбростью. Больше ничем. И тот, кто заботится о внешнем и представляет это внешнее как внутреннее, он лицемер. Это как в театре: сын Маньки с мыльного завода играет князя, будучи никем. Но на сцене у него такая роль. И так с помощью всяких гримов, одежды, мишуры человека украшают, и он может из себя что-то изображать. А это форменное лицемерие. Для Бога не важно, у кого какая причёска, побрился он или нет. Для Бога важно только одно – какого качества перед ним душа. Потому что быть вежливым человеком, иметь прекрасные манеры – это всё нетрудно, хотя тоже требует определённого времени, в отдельных случаях даже определённой культуры. Но Господь не для того проливал Свою кровь на Голгофе, чтобы все были вежливые, толерантные, терпимые. Нет, не для этого. Господь хотел, чтобы человек, оставив свою ветхую сущность, ту, синагогальную, чисто внешнюю, на внутренние свойства личности. Чтобы человек не вежливый был, а чтобы у него в сердце была любовь. Поэтому Он такие слова говорил, которые никто не понимал: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас (Мф. 5, 44). Да как же так?! Ну так – только в том случае, если ты хочешь быть христианином. И вот такую же жизнь как пример Он прожил в Палестине все 33 года, и каждый, кто хотел видеть и слышать, как Он поступал, могут Ему в этом подражать, потому что по милости Божией апостолы записали Его главные деяния. Называется это у святых отцов христоподражательной жизнью. Подражать не тому, как человек выглядит в модных журналах, не заниматься тем, чтобы причёска была такая, как у всех, не заботиться о причиндалах, которые выдают меня за кого-то. Нет, именно качество. Чтобы у человека сердце было милосердное, любящее, чтобы человек был щедрым, терпеливым, независтливым. Если всё это в сумме собрать, это называется «хороший человек». Потому что хороший человек хорош по своим качествам человеческим, а не тем, на кого он похож, какой у него кумир, кому он подражает, причём чисто внешне и порой совершенно бездарно, что особенно видно на моде. Человек подстригся модно, оделся модно, и, по русской пословице, аккуратно получается на корове седло. Так всё модно, но, к сожалению, это не арабская лошадь, а всего лишь корова. Вот получается, даже лицемерие выглядит довольно по-идиотски, потому что нет ни вкуса, ни художественной развитости, ни понимания. А всё чисто внешне: сегодня в моде жёлтый цвет, я надену жёлтый. Из-за того, что это модно, это не значит, что ты сумеешь перекроить и свою фигуру, и цвет лица. Нет, это всё выглядит ужасающе глупо. Но человеку это даёт представление, что он куда-то продвинулся. Нет. Он продвинулся только вглубь своей глупости. А Господь хочет от нас настоящего. И вот это надо искать. И этот эпизод поэтому в Писание вошёл, он очень важный, потому что показывает, что важно. Если мы хотим, чтобы наши недуги прошли, то мы тогда должны следовать этой женщине. Она такая старенькая, такая сгорбленная, оказалась главным героем этого повествования, потому что она со своим горбом оказалась лучше всех. Потому что самое худшее – это даже в литературе встречается – когда у человека душа горбатая. Вот это самое отвратительное. А это качество духовное, хотя со знаком минус. Вот и нам нужно почаще припоминать эту женщину и стараться избегать закваски фарисейской, которая есть лицемерие (Лк. 12, 1). Человек либо что-то из себя изображает, либо он такой есть на самом деле. Вот для Бога важно, какой ты на самом деле, и чтоб это «на самом деле» соответствовало тому, чему Господь учил. Вот это настоящее христианство. А так, конечно, большинство людей раздваивается: дома он один, на работе другой, с приятелями третий. Даже речь меняется. Если записать на магнитофон, порой как будто это другой человек. А почему так человек приспосабливается? Ну как? Для того, чтобы произвести впечатление, чтобы выглядеть. Выглядеть – пятый раз повторю – это не так трудно, как то, чтоб стать таким, а не только выглядеть. Потому что то, как человек выглядит, это видно, но Господь смотрит только на внутреннее. И так и говорит: очисти прежде внутренность чаши и блюда (Мф. 23, 26). Потому что есть миска – снаружи она эмалированная, чистая. А внутри? А внутри туда кто-то наплевал и мух накидал. Так кто ж будет из этой миски есть? Либо слепой, либо сумасшедший. Нет, чтоб взять её вымыть. Но главная ценность любого сосуда – это внутренность. Кто бывал в винных погребах в Крыму, например, смотрел на бутылки – они все пыльные, проводишь по ним, на пальце грязь остаётся. А внутри – чистое вино, очень дорогое. А пыль даже указывает на то, что вино древнее, выдержанное, это особый знак качества.
И вот, Господь не только через слово, но и через Свои действия показывает, что Ему важно и дорого. Поэтому не так важно, что мы читали да как читали. Это важно только в церковном собрании, потому что если человек читает с ошибками, это мешает восприятию. Поэтому должно быть всё, как апостол Павел говорил, благопристойно и чинно (1 Кор. 14, 40). А дома для себя главное, чтоб ты был честен перед Богом. А это всегда видно, ленивый ты или труженик. Всё лицемерие, когда человек стоит перед Богом один, тут же проявляется. Поэтому надо учиться избегать лицемерия, и это будет настоящее христианство.