Проповедь о вечернем плаче и утренней радости
Вечер водворится плач, и заутра радость.
Пс. 29:6
Бог карает, Бог и веселит. Один покаянный помысел уже смягчает гнев Божий. Ведь Бог гневается на людей не как враг, а как отец на детей Своих. Гнев Его мимолетен, милость бесконечна. Если вечером Он накажет, то утром уже обрадует – дабы люди узнали Его и карающего, и милующего [букв.: и в каре, и в милости. – Пер.]. О братья мои, если бы люди постоянно познавали и признавали Бога благодетелем, то не знали бы Его ни наказывающим, ни судящим. Ведь и Бог больше радуется, если узнаём мы его по милости, а не по гневу. Однако есть люди весьма неблагородные и несмысленные, никогда не помнящие, как Бог подавал им блага и миловал их, но лишь тогда о Нем вспоминающие, когда начнет Он их бить и наказывать: будь то болезнью или смертью кого-либо из близких родственников, или неудачами и посрамлением меж людьми, или огнем, или мечом, или землетрясением, или наводнением, или другими многочисленными розгами и прутьями, которыми сечет Он непробудившихся, предостерегает неблагодарных, приводит к разуму отупевших, напоминая всем и каждому, что Он – Творец, и Владыка, и Дародатель, и Судия.
Вечер водворится плач, и заутра радость. Слова сии означают еще и то, что ночь предназначена для плача и молитвы, для покаяния и богомыслия. А особенно – для покаяния, а настоящего покаяния нет без плача. Ночью человек беспрепятственно размышляет о своих делах, о словах и помыслах, каясь во всем том, что́ совершил он против закона Божия. Если человек ночью покаянно плачет, то днем будет радоваться: радоваться как новорожденный, как омытый, как разрешившийся от бремени греха. Если же ночь проводит он во грехе и безрассудном веселье, то рассветет для него день скорбный и плачевный.
О Господи Иисусе, Спаситель и Учитель наш, наказывай нас, но и прости нас; бичуй нас, но спаси нас. Тебе слава и похвала вовеки. Аминь.