Проповедь о трёх посланиях к нам Господа нашего Иисуса Христа, 2017 г.
Сегодня мы читаем Евангелие от Матфея из шестой главы, и здесь есть к нам ко всем три послания.
Первое звучит так: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14-15). По этим словам это воскресенье, в которое мы с вами уже вошли, в народе стали называть Прощёным воскресеньем, а потом после службы или вечером стали совершать такой обряд прощения, который вообще в монастырях совершается каждый день. Так как русские благочестивые люди всегда любили в монастыри ездить, там подглядели и стали на приходах просить прощения друг у друга. Потому что раньше, сто лет назад, большинство русских людей (84 процента) жили в деревне, поэтому все друг друга знали по имени-отчеству, знали всех родственников, знали, кто как живёт, у кого невеста на выданье, у кого сынок вырос уже в полноценного жениха. Жили такой общей жизнью. И воспитывала детей не семья только, а вся деревня. Если кто-то из деток не так себя вёл, любой взрослый считал своей обязанностью это его поведение исправить. Поэтому дети росли в послушании, в вежливости и в уважении к старшим. Сто лет назад это всё было разрушено. Не сразу. У тех, кто захватил власть, как теперь модно говорить по-иностранному, нелегитимным путём, была задача это всё испортить, что вполне удалось. Поэтому каждая семья из тех немногочисленных семей, которые у нас остались, с детьми очень мучается. Есть такая старая африканская пословица: «Чтобы воспитать ребёнка, нужна целая деревня». Совершенно верно. То есть не только русские люди, а вообще раньше люди, которые жили на земле, а не на асфальте, к воспитанию детей относились сообща. Даже в Африке. Я думаю, в большой степени это до сих пор там осталось. Хотя европейцы со своими либеральными идеями пришли и много там испакостили, не говоря о том, что миллионы людей просто убили, потому что относились не как к людям, а как к животным. Их продавали, меняли, убивали. Что только с ними не делали! А теперь в процессе уничтожения народов Африки они учат всех демократии, свободе, потому что шибко натренировались, убив миллионы людей. Приобрели такой драгоценный опыт по уничтожению человеков. Но плохо получается, потому что время от времени возникает желание опять на беззащитную Африку напасть. Но в силу того, что у них самих идут такие процессы, что молодого населения становится мало, воевать некем (оккупировать можно, а воевать нет), они занимаются тем же самым уничтожением африканцев с помощью друг друга. Племён много – натравить одно племя на другое вообще не составляет труда. Для этого наука существует – этнография. Это очень нетрудно – разные конфессии одной и той же религии натравить друг на друга, вплоть до того, что люди готовы самоубийством оканчивать свою жизнь, лишь бы кого-то во что бы то ни стало убить. Испытывают, видать, когда голова отлетает от туловища, какое-то сладострастное удовольствие, думая, что попадут в рай. Попадают, конечно, на дно ада, на самое дно, которое всё самоубийцами и выстлано.
О чём это первое послание? Неужели Бог зависит от человека? Вот ты прощаешь, тогда и Я тебя прощу. Ну не может так быть! Конечно, не может. Да это и не так. Просто две тысячи лет назад невозможно было объяснить человеку, что Бог от него хочет. Просто Он объясняет, что есть такой механизм. Что это означает на самом деле? Это означает вот что. Когда человек на другого в обиде, гневается, это говорит о том, что в его сердце зло. И есть только две возможности. Первая – это убить обидчика. Когда ты его убил, тебе уже ненавидеть некого. А есть вторая – это его простить. И вот, Господь призывает не всех, но каждого из тех, которые хотят быть христианами, к прощению, проповедует, что простить – лучше. Тогда зло, которое в сердце, пройдёт. А почему так важно, чтоб зло прошло? Ну я на него сержусь, злюсь – собственно, какая разница? Нет, разница большая. Пока у тебя в сердце зло, ты не можешь войти в Царствие Божие, хоть читай молитвы, хоть цистернами пей святую воду. Если человек хочет быть христианином, у него другой возможности, кроме как простить, нет. Остаётся только одна возможность. Для чего? Чтобы не было таких идиотских американских фраз: «У каждого свой выбор». Господь нам (нам – имеется в виду христианам) выбора не оставляет. Либо ты христианин, тогда ты прощаешь, либо ты не христианин, тогда ты снимаешь крест. Потому что в «Отче наш» – в молитве, которой Господь научил Своих учеников и которая называется молитвой Господней, есть такие слова: «Остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим». А если ты не оставляешь, то и грехи остаются на тебе. А раз они остаются на тебе, то Царствия Небесного тебе не видать, как своих ушей.
А Господь приходил на землю ради тех людей, которые захотят быть христианами. Такие есть странные люди среди населения планеты. Не все хотят друг друга убивать, друг у друга отнимать, обманывать, тухлятиной кормить, чтобы побольше было денег. Это отличные от христиан люди, у них другой бог, этот бог – золото. А христиане совсем другие, им золота не надо, им нужно совершенно другое. Они хотят царствовать вместе с Богом и наследовать Царство Небесное.
Прощение очень важно как победа над злом в своём собственном сердце. Мы не можем победить зло в сердце других, это невозможно. Даже если ребёнок на что-то осерчает, попробуй его убедить. Это очень трудная задача. Воспримет ли он наши слова? Вообще большинству детей Царство Небесное абсолютно неинтересно. Что же им интересно? Мультики. И чтобы, когда мультик закончился, вокруг него всё было круто. Вот от «круто» к мультикам. Если кто-то из его соседей по классу говорит, что круто, он доволен. А когда вся эта кутерьма вокруг крутизны закончилась, он, если жив остался (потому что некоторые, чтоб было круто, по вагонам движущегося поезда прыгают), пришёл домой и смотрит мультик. Вот что надо детям. А чтобы его заинтересовать Царствием Небесным, нужно приложить, во-первых, весь авторитет отца и матери, причём ещё найти людей, которые будут для него таким же авторитетом, и полностью изолировать его от всякой крутизны и мультиков. Это очень серьёзная педагогическая задача, потому что мы живём в абсолютно больном сумасшедшем обществе, где царит ложь, обман, трусость, подлость. И ещё всякие насквозь фальшивые лозунги.
У меня есть два любимых лозунга, один из которых – это «Чужих детей не бывает». Официальный лозунг. Потом приходят органы опеки в детский дом и говорят: «А у вас дети не того района», я спрашиваю: «А вы слышали, что чужих детей не бывает?» – «Ну, понимаете, там…». Их задача – чтобы всё было по районам, тогда они спят спокойно. А если вот не по районам? Полная юридическая безграмотность, потому что по нашему законодательству, которое писали не последние дураки, главное – это место жительства, а совсем не прописка. Прописка ничего не значит. Если человек где-то прописан, это совершенно не значит, что он там живёт. Огромное количество людей, находящихся в федеральном розыске, никогда не приходят на место своей прописки, потому что в тюрьму неохота. Что ж они, больные совсем?
Вернёмся к первому посланию Господа нам. Почему нужно прощать, что это значит? Это не юридическая акция, в ходе которой мы заключаем мировую и расходимся. Нет, Господь использует юридические термины, ситуации, для того чтобы дикому человеку, который две тысячи лет назад жил, объяснить доступно на его языке этот механизм. «Прощаю – не прощаю» – это смешно, представляете, в наш организм попала некая бацилла, а мы её прощаем или не прощаем. Я, человек, и тут какая-то бацилла. Расстояние между человеком и Богом гораздо больше, чем между человеком и бациллой. Это бесконечно большая величина. Поэтому Бог не может на нас сердиться, хотя мы часто используем такой термин: «Бог прогневался». Но Бог не может прогневаться, Бог есть любовь (1 Ин. 4, 16). Просто иногда мы чувствуем, что Господь нас начинает как-то воспитывать, указывать нам на наши неправды. К сожалению, над Ним статья 116-я не висит, поэтому Он может нам иногда и наподдать, и последствия будут гораздо серьёзней, чем синяк на спине.
Пойдём дальше. Речь дальше идёт о посте. Я думаю, что Святая Церковь избрала именно это Евангелие для чтения ради вот этого второго послания. Обычно человек прочтёт обращение, а дальше уже ум рассеивается, и он не в состоянии освоить следующее послание. А на самом деле оно здесь главное.
Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися (Мф. 6, 16). Но пост предпринимается же не для людей. Пост предпринимается для Бога и для нас самих. А почему для Бога? Потому что ни одно животное в мире не будет поститься. Как так? Ну что есть, то и ест, особенно если всеядное, а если хищник, в сортах мяса не разбирается во всяком случае. А человек может своей волей взять себя и ограничить ради Бога. А цель поста совсем другая. Не отсутствие в нашем рационе какого-то рода пищи. Пища – это Писание говорит, не я придумал – не приближает нас к Богу (1 Кор. 8, 8) и не отдаляет от Него. Сегодня женщина приходит ко мне: «Вот так и так, врач сказал, что надо есть мясо. Я спрашиваю: «Что, гемоглобин, что ли, упал?», отвечает: «Да», говорю: «Ну и ешь». А она удивляется: «Но ведь пост!». Обожди, а при чём тут мясо? Пост – это что, гастрономическое, что ли упражнение? Нет. У поста совсем другие задачи. Дело в том, что чтобы воздержаться от какого-то греха, нужна направленная воля человека. Я вчера вечером рассказывал по поводу одной женщины, которая спит до обеда, у неё такая проблема. И она это заявляет как проблему. То есть она такая ленивая, что не может утром встать, имея семью. Такая странная ситуация. Как можно быть христианином, если ты спишь до обеда? Это странно, надо это обязательно преодолеть. И вот пост – это есть преодоление такой немощи. А мясо тут ни при чём. Просто обуздать свой желудок – это самое простое детское упражнение для начинающих. Но если человек не начинающий и ему врач прописывает мясо, да ешь на здоровье! Только не надо это использовать для того, чтоб есть хорошее слово, мне нравится – обжираться. Потому что можно съесть ровно как врач прописал, допустим, сто грамм в сутки. Взял, купил на рынке вырезку, отрезал сто грамм, без соли сварил и съел, как лекарство. А не чтоб там шашлычок, да ещё с коньячком. Это уже, извини, не воздержание, а баловство. А пост – это воздержание. Если человек обуздает своё чрево, он может обуздать и свой язык. А что для Бога важнее – что человек мяса съел или что он научился молчать, не орать на своего ребёнка? Представляете, стал с ним разговаривать спокойным тоном. Ясно же, что второе упражнение, во-первых, сложнее, а во-вторых, оно затрагивает душу человека. Конечно, мясо тоже затрагивает душу человека, но всё-таки не в такой степени, как гнев или зависть.
Чтобы побеждать грех, нужно две вещи. Как сказано в Писании, сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21). Вот какой-то нами владеет грех. Например, наша Церковь женская, а все женщины за редким исключением чрезвычайно разговорчивы. Всё можно объяснить одной фразой, но нет, ей нужно рассказать всю свою жизнь, и не только свою, а и племянников, и внучат, которые вообще к делу не относятся. Особенно женщины любят даты. «Вот восьмого марта, нет, 12-го сентября 1536-го года я поехала к бабушке», я говорю: «Хорошо, а если б ты 1819-м поехала, что-то бы изменилось». Нет. А при чём тут тогда эти подробности? То есть абсолютно, как юристы говорят, не по существу. Чтобы заставить женщину говорить по существу, нужны виртуозные усилия, которые всегда приводят к неудаче. Поэтому я всегда говорю: «Ничего не надо рассказывать кроме одного. Скажи, как называется та проблема, с которой ты пришла». Так вот, так как наша Церковь женская, возьмём для примера грех многоглаголания. Допустим, есть задача – постом воздерживаться от того, чтобы много говорить лишнего. Нужно обуздать эту страсть, нужно усилие воли. Это первая часть. Род сей изгоняется постом. И ещё молитвой. День и ночь, и среди дня, и в тот момент, когда кто-то мне задаёт вопрос, или меня просто распирает что-то сказать, сделать кому-то замечание, позвонить кому-то по телефону, лишь бы только насладиться тем, как язык у меня болтается в ротовой полости, молиться Богу о том, чтоб Господь этот процесс прервал. Чтобы этот процесс бесконечного говорения мне стал отвратителен. И тогда мы это победим. И вот это гораздо важнее, чем то, сколько творога оказалось в сочнике, который я съел. Потому что, повторяю, гастрономический пост – это упражнение для детей. Маленький ребёнок хочет мороженое, мы ему говорим: «Нельзя, пост». Он ещё не знает, что такое пост, но уже знает, что такое «нельзя». А для взрослого человека это несолидно. Конечно, у нас есть привычка к посту, я уже пощусь 45 лет, мне это легко, и всегда жалко, когда пост кончается, ничего в этом плохого нет, но воздержания такого от него нет, потому что это уже слишком просто. А вот помолчать, когда тебя не спрашивают, извините, это посложнее. И речь идёт именно об этом.
Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою (Мф. 6, 16). Если ты постишься перед людьми, и они смотрят: «О, постится!», хвалят тебя внутренне, то ты уже награду получил. Наша задаче – получить награду от Бога, которая есть Царствие Небесное, а не награду от людей, которые нас в чём-то похвалят.
Ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое (Мф. 6, 17). Конечно, мы уже живём по-христиански, по-европейски и научились лица умывать, некоторые даже своих детей научили уже умываться по утрам. Требует десятилетних усилий, чтоб заставить их умываться и они почувствовали бы в этом большую правоту родителей. Это всё очень важно. И был такой обычай – голову помазывать маслом, чтобы волосы не растрёпывались, чтоб всё было аккуратно. Это делали они обычно только на праздник, это были специальные ритуалы. Нам это не нужно, речь идёт о принципе. Дни поста Церковь называет – весёлое время поста. Это радость освобождения души. Имеется в виду освобождение не только от поедания пищи, но прежде всего от наших грубых и видимых всем грехов.
Помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 17-18). Почему? Потому что ты победишь грех. А грех как побеждается? Расскажу, если кто не знает. Вот был человек, допустим, жадный до денег. Жадность до денег в двух направлениях выражается. Первое – трата неразумная направо и налево, а второе – накопительство. Вот человек бескорыстно любит деньги. И вдруг это у него проходит. Как это происходит? Не само. Это происходит только благодатью Божией. Когда благодать Божия приходит в сердце человека, его очищает от всякия скверны и этим самым спасает его душу, и он может войти в Царство Небесное. Это и значит, что Отец Небесный явно спасает человека, и тот получает радость.
Ко мне тут пришёл один мужчина, уже даже пенсионер. Говорит: «Батюшка, поздравьте, в Вашем приходе последний курильщик кончился. Это я. Я больше не курю». Я спрашиваю: «И как это?» – «Не знаю. Проснулся – и всё, не хочу. И больше не курю. И такая радость на душе!». А это что за радость? А благодать его исцелила. И у него нет никакой потребности в куреве и никаких ломок. Всё само так – раз! – и исчезло. Пройдёт 10 лет, он будет помнить, что он курил, но желания никакого нет, Господь это убрал. Хотя курение – это же очень мелкий грех. Вот именно ради этого пост.
И последнее послание: Не собирайте себе сокровища на земле, где моль и ржа истребляют где воры подкапывают и крадут, – не только крадут, теперь уже из-за денег и убивают – но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 19-21). Да. Что называется сокровищем? Сокровище – это то, что человек хранит в тайне от всех, что для него самое дорогое. И вот, Богу угодно, чтобы это сокровище было таково: отношение любви между человеком и Богом. И вот об этом сокровище человек не будет трезвонить на каждом перекрёстке, не будет этим сокровищем делиться с кем ни попадя, никогда не будет метать бисер перед свиньями (см. Мф. 7, 6). Это для него самое важное, гораздо важнее, чем дети, чем внуки, чем муж, чем мать и отец, чем Родина, чем любимое занятие. Уж не говорю о золоте, серебре и их денежном эквиваленте – государственных казначейских билетах. Потому что за это не купишь искомого. Поэтому Господь и говорит: «Если не возненавидите отца, мать, жену, детей ради Меня и Евангелия, не можете быть Моими учениками» (см. Лк. 14, 26). У нас слово «ненавидеть» в течение веков приобрело другое значение, чем имело первоначально. Речь идёт не о том, чтоб питать негативные чувства к человеку, особенно к тому, который должен быть свят для каждого – к родной матери. Нет. Просто на первом месте в сердце человека должен быть Бог. А мать любить надо уже любовью христианской. Вот что имеется в виду. И не только мать. Господь говорит: «Любите враги ваша, благословляйте проклинающих вас и добро творите творящим вам напасть» (см. Мф. 5, 44). Не только мать родную, деточек, внучат любить, а даже врагов. Это совсем не та ненависть, которую человек испытывает к обидчику.
Обычно человек испытывает ненависть в привычном современному человеку понимании этого слова к тому, кому он завидует. Если иногда у кого-то из нас рождается беспричинное чувство недоброжелательности к кому-то, знай, голубчик, что ты этому человеку завидуешь. Просто зависть – это такая зараза, как радиация, она не всегда для человека видна, но она его разрушает. Зависть может уйти в подсознание и оттуда разрушать душу. Это очень опасное дело.
Так вот, сокровищем нашим с вами при условии, если мы хотим быть христианами, должен быть Христос. Ради Него живём, ради Него дышим, ради Него трудимся, ради Него выходим замуж и женимся, ради Него и Ему воспитываем наших детей. и всё ради Него. Апостол говорит: едите ли, пьете ли, <…> все делайте во славу Божию (1 Кор. 10, 31). Потому что если без Христа, то с точки зрения христианства твоя жизнь бессмысленна. Какие бы заслуги у тебя не были перед Родиной, перед армией, перед академией наук, перед всем народом, это всё не имеет значения. Умрёшь – ордена понесут на подушечке, потом дома будут валяться в коробочке. Всё это закончится, это исключительно земное. Если много сделал, то тебе обеспечено восемь строк в энциклопедии следующего издания. Всё. Может быть, в этом томике даже никто страницы не разрежет. Так это всё там и будет храниться. Ну в памяти будет, в компьютерах, в серверах эта информация сохраняться. Но для души это не играет никакой роли. К сожалению, у большинства людей – абсолютного и подавляющего, потому что эти люди подавляют сознание всех остальных – жизнь совершенно бессмысленна. Она очень коротка. Человек живёт лет тридцать всего, всё остальное – только подготовка, карьера, зарабатывание денег, ещё что-то, к этому стремится, к тому стремится. Ну вот, всего достиг, осталось всего ничего, пора помирать.
А почему называется «сокровище на небесах»? Потому что если ты добрый, то душа твоя сохранит это сокровище, и эта душа с твоей добротой пойдёт к Богу на Суд. Если ты милостивый, то милость сердца твоего пойдёт с тобой и будет навсегда. Если ты щедрый, то и щедрость твоя останется с тобою. Все качества духовные – мирность твоего духа, твоя любовь, твоё долготерпение – это всё качества твоей души, это небесные сокровища. И вот эти качества спасут твою души и привлекут благодать, которая тебя очистит от всякия скверны. Вот эти сокровища нужно собирать. Всё остальное – деньги, слава, звания, звёзды на погонах – для вечности не имеет никакой цены.
У меня был дружок, он умер архимандритом, будучи ещё не старым человеком, но так Господь управил. Он вообще-то в молодости был писателем, окончил Литературный институт и, естественно, размышлял о разных писателях. И однажды ему приснился – не поверите – Александр Сергеевич Пушкин. Он говорит, идёт Пушкин в какой-то такой пелеринке по полю, ветер, у него волосы развеваются, плащ за ним, пыль кружится, трава гнётся. И этот мой приятель во сне обратился к Пушкину: «Александр Сергеевич! Вы знаете, на земле у Вас такая слава!», а тот посмотрел так грустно и отвечает: «А что мне эта слава?». И сон кончился. И памятник нерукотворный, и всё замечательно, но Александру Сергеевичу это не нужно. Там это абсолютно не пригождается. Ненужные совершенно вещи, как лыжи летом, абсолютно не нужно. Нужны другие лыжи, водные, совсем другой атрибут.
Вот три послания, которые Церковь отправляет нам в начале Великого поста. Здесь, вы знаете, прямо целая программа, какая-то совершенно потрясающая часть Святаго Евангелия. Речь идёт и о посте, и о смысле духовной жизни, и о нашем пути. И о прощении. Как это важно! Потому что чаще всего зло поселяется в нашем сердце при общении с нашим ближним. Мы и раздражаемся, и обижаемся. Много в нашем сердце есть таких реакций. Если бы мы помнили о спасении своей собственной души, мы б осторожно, очень внимательно относились к тому, что входит в наше сердце.