Проповедь о труде преобразования ума и сердца 2020 г.
Евангелист Иоанн повествует о том, что Мария пришла ко гробу Иисуса Христа, стояла и плакала. Когда плакала, наклонилось во гроб и видит двух Ангелов в белом одеянии сидящих, одного у главы, а другого у ног, где лежало тело Иисуса (Ин. 20, 11-12). Почему она плакала? Она утратила любимого Человека, своего Учителя, Которого она со вниманием слушала, Который освободил её от грехов, владевших ею. Каждый ученик отличается тем, что в одно ухо влетает, а из другого вылетает. Это вам любой педагог скажет. Любимый возглас в школе: «Ура, не учимся!» Потому что самый большой труд на земле – это труд сердца. По преобразованию сердца, полного всяких гадостей, в то, которое сияет божественным светом. Следующая задача по тяжести – это преобразование ума. Из тупицы сделаться умным человеком, который знает разные области человеческого творчества. Хоть кем-то стать. Хотя бы научиться тачать сапоги, и уже люди будут знать, что это сапожных дел мастер. Если он сделает, то нога в этом сапоге будет как в тазике с тёплой водой. Нигде не трёт, не жмёт, можно целый день ходить, и даже портянки не нужны – он так сидит, облегая ногу, что просто мечта. Хочешь в этом сапоге хоть на коня, а хочешь – речку по дну переходи. Почему? Потому что мастер сделал. Его научили, он аккуратно слушался. Это не Бог весть какое умение, но в наши дни вообще всё редко. Мы вообще живём в царстве халтуры. Всё халтура. Кто делал ремонт в квартире, нанимал рабочих, тот знает. Даже Храм Христа Спасителя сделали – через пять лет потекло. Где вы найдете человека, который вам плитку положит, и она не отвалится? Или чтобы не было вкривь и вкось. Чтобы краска не отпадала. Люди приходят и просят аванс. Многие вообще так живут – взяли аванс и уехали. Мне даже один батюшка в Америке, он сейчас уже скончался, жаловался, что нанял работников делать крышу, а они взяли аванс и сбежали. Казалось бы, там судебная система работает получше нашей, и полиция – если где-то услышит хлопок, 60 полицейских приезжает на машинах, всё сверкает, много денег на это тратится. Но и полицейские халтурят. Ума не хватает очевидные вещи увидеть, заметить. Это только в детективах – посмотрел, а там из ящика папиросная бумажка торчит. И он тут же, как Шерлок Холмс, объясняет, что этот человек ирландец, потому что это бумажка от ирландских сигар. Потому что табак выращивается на Кубе, а заворачивается в Ирландии и т.д. Целую теорию станет читать. В жизни так не бывает. Попался – поймали, не попался – как они говорят, «висяк». И так в любой деятельности человеческой жизни мы встречаемся с одной только халтурой. Ум преобразовывать очень трудно. Когда Господь пришёл с проповедью Евангелия, даже тем ученикам, которых Он спас от греха, которых Сам выбирал, предстоял ещё очень большой путь. Если бы на этом пути Господь им не помогал, то, конечно, никто бы не спасся. Многие люди в храм приходят со слезами. Спрашивается, чего они плачут? Они плачут, потому что Бога не знают. Бог для них – это где-то на альфа Центавра. А обратиться к Богу они не могут. Максимум, что могут – что-то в молитвослове прочитать: «Бу-бу-бу, бу-бу, бу-бу». Что это такое, он даже не вникает, ничего не понимает. И понять не хочет. Словари же существуют. Если нет собственного, можно хотя бы посмотреть в интернете. Если сам ничего не понимаешь, внука попроси. Всё очень просто, всё доступно. Сейчас даже книг не надо. Мы вот накопили много книг в храме, но никто не приходит и не читает. Зачем? Если можно два раза кликнуть, и найдёшь текст любого древнего писателя, хочешь, по-русски, хочешь, по-немецки, всё переведено. Но человек не знает, и знать и не хочет, и не может. Ума нет.
Так же и вот, бедная женщина стоит и плачет. Почему она плачет? Забыла всё, что Он говорил, что Его убьют, что Он в третий день воскреснет. Ты же Его хоронила, Он здесь лежал. И вот как Он лежал на этом камне, в головах сейчас сидит один Ангел, а в ногах другой. Ты что, не понимаешь, что Он воскрес? Конечно, не понимает. И дальше, Ангелы говорят: жена! что ты плачешь? (Ин. 20, 13). Что, Ангел не знает, почему она плачет? Конечно, знает. Я даже думаю, может быть, я ошибаюсь, что эти Ангелы были её Ангелами. У каждого человека, а она уже к этому времени была крещена, есть два Ангела. Один ангел дается при рождении, другой при крещении. И Господь ей послал их. Я так думаю. Хотя, не говорится, что это были за Ангелы, но, скорее всего. Они, конечно, знают, почему она плачет. Почему тогда спрашивают? Это наводящий вопрос. Для чего? Для чего педагог дает наводящий вопрос ученику? Чтобы, как говорится в нашем современном русском языке, включить голову.
Что же она отвечает? Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его (Ин. 20, 13). Он ей говорил, что воскреснет. Дали наводящий вопрос – не кто-нибудь, не с пивзавода мужики, а два Ангела, которые всё время, когда она молилась Богу, возносили эти молитвы к Богу. То есть они ей родные, к ней специально приставленные. «Унесли», – говорит. Кто унёс? Зачем? Пойдите на любое кладбище, постойте ночью – кто-нибудь покойников уносит? Наоборот, приносят. Да и то не ночью. Ночью кладбища закрываются. Ей мысль пришла самая невозможная – унесли куда-то. Нашла, о чём, о таких глупостях, говорить с Ангелами. «Поэтому я плачу, унесли».
Сказав сие, обратилась назад (Ин. 20, 14). Потому что с Ангелами она говорила, зайдя во гроб. Гроб – это такая пещера. Иудеи хоронили в специально выдолбленных пещерах. И увидела Иисуса, стоящего, но не узнала, что это Иисус (Ин. 20, 14). По какой причине не узнала? Во-первых, она видела на контражуре только Его силуэт. Но и по силуэту можно узнать. Мы же людей и за 200 метров от нас узнаём, хотя лица не видно, по силуэту, по походке. Не узнала. Но была и вторая причина – Он же воскрес в теле другом, в теле духовном. Он ведь позже, когда являлся апостолам, сквозь стену свободно проходил. Его тело было преображенное. По этой причине тоже она Его не узнала. Тело каким-то образом изменилось.
Итак, Ангелы не помогли. Иисус ей тоже говорит: жена! что ты плачешь? кого ищешь? (Ин. 20, 15). Разве Создатель вселенной, Создатель Ангелов не знает почему она плачет? Конечно, знает. Второй наводящий вопрос. Она, думая, что это садовник, – ничего пока ещё не понимая, – говорит: <…> cкажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его (Ин. 20, 15). Она думает: что за мужчина, может быть, садовник, за растениями ухаживает. Уже не к Ангелам, а к нему обращается. Ангелы не помогли, давай обращусь к человеку. Так и люди, к Богу не обращаются, а всё ищут каких-то бабок, каких-то старцев, кого-то ещё. Потому что Бог рядом, а к бабке надо ехать. Какую-нибудь ерунду скажут: «Ой, у неё иконы!» Ну и что? В Третьяковке тоже иконы. А это музей, никакая не церковь. Я, когда в Третьяковке бываю, обязательно зайду в иконные залы. Иконы наши, ворованные нашим любимым государством. Но всё равно не их, потому что большевики – грабители. Сколько они не только икон продали на Запад, когда у них кончались деньги, но и многие шедевры! И Тициана, и Ван Гога. Грабили музеи. Одному американцу, который был известным коллекционером, ещё при Ленине отсюда вывозил эшелоны, один из квадратов Малевича привезли к самолёту, в подарок. Хорошо так – чужое берёшь и какому-то американцу, миллионеру даришь. Он не взял, постеснялся. «Мне стыдно, – говорит, – Как из коллекции музея я буду брать?» То есть американец, который в своё время пограбил неплохо, жизнью рисковал, с Лениным беседовал, тут постеснялся. Хотя эта картина стоит несколько миллионов долларов. К его миллиардам, несколько миллионов – это немного, но он проявил такое благородство. С пониманием человек. А тут без понимания.
Что же делает Господь? Сначала ангелы спросили, потом Он задал ей тот же самый наводящий вопрос. Ангелы от себя не говорят, а только то, что им Бог повелел. Поэтому то, что сказали Ангелы, это, можно сказать, слова Господни. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит ему: <…> «Учитель!». Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим – имеется в виду к апостолам – и скажи им: «восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20, 16-17). То есть речь идёт о Его Вознесении к Отцу Небесному. Потому что когда Он жил среди людей, среди апостолов, Его знали только в этой местности, в Палестине. А после того, как Он восшёл не небо, Его узнали все, сейчас уже нет не земле ни одного человека, который не слышал бы имя «Иисус Христос». Если человек не принимает Христа, это говорит о том, что он сознательно отвергает Бога, и больше ни о чём. Евангелие переведено на все языки мира, всех народностей. Эскимосы, гагаузы, удмурты – все могут. Не хочешь по-русски, читай на своём удмуртском языке. На все тюркские языки. Хочешь – в турецком варианте, хочешь – в узбекском читай. Ты не читал? Значит тебе не надо. Тебе не надо слово Божие, когда Бог ходил по земле, говорил и что-то делал, а ты не хочешь об этом даже узнать. Значит ты кто? Ты чужд Богу. А что же тебе не чуждо? «Мой сын, моя дочь, мой внук…» Подожди, тебе жизни-то осталось 15 лет, о чём ты думаешь? Внук тебя спасёт от преисподней? Никогда. А ты можешь посодействовать. Если станешь христианином, то он, глядя на тебя, может потянуться за тобой. Будет рассказывать: «Вот мой дедушка говорил так-то. Он был добрый, любящий, никогда на меня не кричал, а всегда с улыбкой. Я памятью о нём очень дорожу». А почему он такой был? Потому что в церковь ходил. И сам внук придёт, захочет стать таким же. Его можно подвинуть к Богу. Вот это можно. А искать какие-то костыли для людей, которые парализованы – бесполезно. Человек не может ходить.
В этом евангельском эпизоде показывается, насколько Бог заботится о каждом. Сколько Он сделал для Марии! Для того чтобы она утвердилась в вере. Почему? Без веры угодить Богу невозможно (Евр. 11, 6). Если верить во что-то иное, пусть и самое замечательное, то спасение совершенно невозможно. Нам нужно приобрести эту веру. Это непросто. Среди женщин, которые окружали Христа, Мария была самая близкая к Нему. Поэтому Господь её сподобил первой из всех увидеть Его воскресшим и использовал её, для того чтобы послать к Своим апостолам.
Он сказал ей: иди к братьям Моим и скажи им <…>. Мария Магдалина идёт и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей (Ин. 20, 18). Что же они? Они не поверили. То же самое. Они знали её много лет. Как воскрес? Все забыто, что Он им говорил. В это трудно поверить. Той работы сердца, доверия Богу, доверия тем людям, которые твои братья по вере, нет.
Христос, опять же, им пришёл напомнить, опять послал Ангелов. И потом ещё утверждал их в вере, являясь им, минуя закрытую дверь и стены. А Фоме даже сказал: «Подойди. Видишь, это Я. Вот раны от гвоздей, вот рана от копья. Хочешь, вложи свои пальцы». Фома говорит: «Нет, верю. Ты Господь мой и Бог мой» (см. Ин. 20, 19-28). Они удостоверились уже явно.
Потом Спасителю этого показалось недостаточно. Однажды они плавали и ловили рыбу, а они практически все были рыбаками. Подплывают к берегу – на берегу стоит Христос. Чем занимается Спаситель мира? Он костёрчик разложил. Рыбки им пожарил. Приготовил им завтрак (см. Ин. 21, 1-9). Он – Творец вселенной, Который создал галактики, метагалактики, спутники всех планет, всё создал. Всю вселенную построил из чуть более сотни элементов таблицы, которую Дмитрий Менделеев явил миру. Некоторые элементы, которые в чистом виде даже не встречаются, уже позже открыли, в основном советские физики. Это чудо – вся вселенная из тех кирпичиков, которые создал Бог. Вселенная огромная, а земля маленькая-маленькая. Её не видно даже. На ней люди. И вот, Господь не счёл ниже Своего достоинства с небес явиться на землю, чтобы спасти вот это паршивенькое, заблудшее в язычестве, полусумасшедшее человечество, вся история которого прошла в грызне, в войнах, в убийствах и всяких непотребствах. Для того чтобы их от этого спасти. Сколько Он предпринял шагов, чтобы из апостолов, Своих учеников, создать маленькую Церковь! А они уже пошли по всему миру, для того чтобы проповедовать святое Евангелие.
Кто хотел хоть немного сначала дела свои исправить, потом слова, потом мысли, потом чувства, стать другим человеком, преобразиться, тому Господь всегда поможет. Господь рядом. Для этого никто не нужен и ничто. Живи в Церкви, пользуйся тем, что Господь дал, во что вложил Духа Святаго, и это всё будет твоё. Этому можно научиться. Только ты должен быть учеником, который хочет учиться. А чтобы захотеть, нужно себя понуждать. Христос сказал: Царство Божие нудится, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12). Если усилий нет, само ничего не произойдёт. Это легко, когда сел на электричку, едешь, приехал, приложился, уехал. Большой ли труд – сидеть в электричке? Если стоять на одной ноге, это тяжелый труд. А если сидеть, да ещё можно газетку почитать, православную, конечно. С каким-нибудь таким названием очень православным. Это вообще труда никакого не составляет. Куда-то ехать за тридевять земель – никакого труда, ни умственного, ни сердечного. А это как раз два вида труда, которые человек должен предпринять, чтобы стать христианином. Почему? Потому что мяско сгниёт во гробе. А что остается? Душа. А душа где? В сердце. А ум – это рабочая сила сердца. Если душа преображается, то и ум тоже. Сказано: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. А зрение-то у нас на голове, все сосуды, которые глаз питают. Зрение, духовное в том числе, зависит от ума. А как называется молитва? Почитаем у святых отцов – они говорят: умное делание. Молитва – это умное делание. Что от нас останется, туда, в то Небесное Царство. Тело входит? Нет, тело будет в земле до воскресения всех мёртвых. «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века». Мы все воскреснем. Только одни в этом воскресшем теле пойдут ко Христу, а другие будут от Него отвергнуты. В простонародье место рядом со Христом называется раем, хотя это не рай, а много-много выше, чем рай. А место отвержения от Христа называется адом, хотя это гораздо хуже, чем ад, каким его обычно рисуют. Ум человека не может этого представить. Любой человек, живя на земле, например, сходит с троллейбуса и слышит колокола церковные. В аду этого не будет. Ни куполов, ни крестов, ни колокольного звона, который хочешь ты или нет, но слышишь. В город христианский приехал – увидел. Пусть это не церковь, но памятники, которые говорят о том, что некогда здесь жили христиане. Можно зайти и посмотреть, как они украшали свои храмы, как они молились Богу, какие создавали шедевры – скульптурные, живописные, архитектурные. Они этим прославляли Бога. Некоторые храмы строили по 500 лет. В Барселоне, например, уже вторую сотню лет строят храм в честь святого семейства. Уже лифты там сделали. Я когда там был, ещё лифтов не было. Храм высокий, а народ теперь очень нежный, трудно подниматься, поэтому лифты. Самая главная архитектурная достопримечательность Барселоны. Ни один турист или паломник не уезжает, не посмотрев этот храм. Люди прославляли Бога, как могли. Один – своими архитектурными изысками, другой – своей живописью, третий – молитвой.
Может быть, вам опять не поверится, но каждый человек, каждый из нас, здесь стоящих, его душа интересует Бога, Самого Отца Небесного. Если бы мы были внимательны к своей жизни, мы бы увидели, что ежедневно с нами бывают от Бога такие вопросы и указания на то, что Он здесь рядом, воскресший, и постоянно хочет нас вернуть Себе. Наше отчаяние, недовольство, ропот, страх болезней, страх смерти – это от неверия, больше ни от чего. Все усилия потрачены на то, как бы изменить жизнь земную. Но что толку, всё равно помирать. Сколько человека ни вылечивай, он всё равно умрёт. Господь Лазаря, друга Своего, воскресил. Прошло несколько десятков лет, и Лазарь всё равно умер. И Мария умерла, и все апостолы умерли. Перед этим они эту жизнь отдали за Христа, их убили, всех, кроме автора отрывка, который мы читали. До глубокой старости дожил. В возрасте более 100 лет отошёл ко Господу. Он один, остальных убили, мир ненавидел их. А сейчас, что наши любимые журналисты пишут о Церкви? Только гадости. И на Западе, и здесь. В Евангелии мы читаем, что Христа называли «сыном веельзевула», как же тогда они нас будут называть? Человек, в силу того, что он грешник, всегда верит сначала какой-то гадости. Потому что он грешник.
Тому, что Христос воскрес, даже апостолы сперва не поверили. Недостаточно ещё сердце способно принять эту весть. Поэтому Церковь завела такой обычай, что каждую седмицу мы начинаем праздновать Воскресение. Мы празднуем Воскресение, чтобы в нашу дурацкую голову большими железными гвоздями было забито это слово. Чтобы каждые семь дней мы праздновали в первый день недели то, что Христос воскрес. На каждой службе мы поём пасхальное песнопение: «Воскресение Христово видевше». Через церковное песнопение мы сами себе внушаем, что мы видели. Чем видели? Очами веры. Только верой можно видеть Воскресение Христово. Каждые семь дней у нас Пасха, для того чтобы нам утвердиться в этом главном. Апостол Павел говорит: если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна (1 Кор. 15, 17). В этой вере нет никакого толка. У большинства людей вера, во-первых, не христианская, хотя в церковь могут ходить по 40 лет, во-вторых, бесполезная. Вера, которая приносит пользу, спасение души – это вера христианская. У большинства языческая. Поэтому они мечтают, страдают, переживают. О чем переживают? О какой-то ерунде – кто-то болеет, кто-то в церковь не ходит. А что, Господь разве заставляет? Марию Он заставлял? Нет, Он нежно и аккуратно звал её, ждал, когда она сама. И вот, она сказала: «Учитель!»По голосу что ли узнала, в этой темноте кромешной. Это не так важно. Она Его опознала. Уже хотела броситься к нему. Он остановил ее: «Нет, подожди, всё потом». И позже бывали случаи, когда люди видели Христа, и святые отцы об этом свидетельствуют. По-моему, преподобный Серафим однажды увидел Христа, выходящего из царских врат. Так он вообще остолбенел и много времени не мог слова сказать. Представляю, если бы нам сегодня вечером явился дома Христос. Что бы с нами было? Сгорели бы. Поэтому Господь не является. Мы должны верой Его чувствовать и знать. Он нам знаки всякие даёт, показывает. Он о нас заботится. Если мы что-то просим, а Он не исполняет, это потому что Он знает, что, тебе, дочка, надо поболеть, а тебе, дочка, надо выздороветь. Сколько было прокаженных в Израиле, Он всех исцелил? Нет. Он этих даже десять исцелил ради одного, который вернулся и поблагодарил Бога. Ему не жалко. Просто они шли толпой, и Он не мог сказать: «Ты подойди, а вы нет». Он бы их этим обидел. Христос не может даже никого обидеть, потому что Он кроткий, как ягненок, наш Бог. Он хочет, чтобы мы походили на Него. Что значит хранить веру православную? Нужно хранить кротость и смирение. Это есть истинное православие. Если мы станем такими, Господь примет нас в Царствие Небесное. Аминь.
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/propoved-100012/