Проповедь о том, что свободны мы все лишь как рабы Христовы
Раб, призванный в Господе, есть свободный
Господа; равно и призванный свободным,
есть раб Христов.
1Кор. 7:22
Великая новизна, каждый день возвещаемая христианством міру, заключается в том, что полнозначная оценка всему дается не по наружному виду, а по сути. Вещи оцениваются не по цвету и форме, а по значению. Человек – не по внешнему положению и богатству, а по сердцу: по сердцу, в котором соединяются чувство, ум и воля. Согласно этому – всегда новому для міра – учению, и раб – не тот, кто пленен снаружи, и свободный – не тот, кто обладает внешней, телесной свободой. По светским понятиям, раб – тот, кто меньше всего пользуется мірскими утехами, а свободный – [тот], кто наслаждается ими паче всякой меры. По христианским же понятиям, раб – тот, кто меньше всего блаженствует в живом и сладчайшем Христе, а свободный – [тот], кто участвует в этом блаженстве с преизбытком. И еще: по светским понятиям, раб – тот, кто меньше всего творит свою волю, а больше всего – волю чужую; свободный же – тот, кто больше всего творит волю собственную, а меньше всего – волю чужую, стороннюю. По христианским же понятиям, раб – тот, кто больше всего творит свою волю, а меньше всего – волю Божию; свободный же – тот, кто больше всего творит волю Божию, а меньше всего – свою собственную. Рабствовать Господу – это единственная подлинная и достойная человека свобода, а рабствовать міру и самому себе, греху и пороку – это единственный смертоносный гнет. [Взять, к примеру,] царей на престоле – кто-то может подумать: есть ли на земле люди более свободные, чем они? И, тем не менее, многие из царей были самыми низкими и самыми недостойными рабами земли. [А вот –] христиане в темнице, закованные в кандалы; можно было бы предположить: есть ли на земле более несчастные рабы? И, однако же, христианские мученики в тюрьмах и застенках чувствовали себя людьми свободными, были исполнены духовной отрады, воспевали псалмы и возносили благодарственные молитвы к Богу. Свобода, сопряженная со скорбью и печалью, – это не свобода, а рабство. И лишь свобода во Христе сопровождается неизреченной радостью. А немеркнущая радость есть признак истинной свободы.
О Господи Иисусе, единый благий Владыка, подающий нам свободу тогда, когда как можно крепче привязываешь нас к Себе; сделай нас как можно скорее Твоими рабами, чтобы перестали мы низкопоклонничать перед господами злыми и немилосердными. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.