Проповедь о терпении и смирении в несении креста, 2003 г.
Святая Церковь продолжает празднование Воздвижения Креста Господня. В несении креста, исполнении воли Божьей, совершении этого поприща плавания по житейскому морю есть очень важный аспект, который в силу нашей малой христианской опытности, недостатка навыков духовной жизни мы воспринимаем часто неверно. Дело в том, что несмотря на то, что мы, конечно, все уже читали Евангелие, жития некоторых святых, в храм ходим, некоторые уже достаточно долго, всё равно, хотя это на нас влияет, безусловно, сама окружающая нас жизнь, те неглубокие впечатления, которые в нашей душе оставили и богослужения, и священные тексты, и наши размышления о жизни христианской, они как-то изглаживаются вот этим житейским морем, потому что мы жизнь строим на песке. Когда волна на песок набегает, всё, что на песке построено, смывается. Мы продолжаем жизнь воспринимать через призму житейской пользы. В жизни каждого из нас совершаются какие-то обстоятельства – трудные, неприятные, болезненные. Мы часто во что бы то ни стало хотим найти способ устранения источника этой скорби. Например, хотим выздороветь. Иногда даже по очень незначительным поводам. С одной стороны, вроде бы законно желать выздороветь, греха в том, чтобы лечиться, никакого нет. С благословения Божия возникла медицина, например, но есть вещи и есть сроки, когда невозможно выздороветь. Бывает так, при одной и той же болезни, если человеку двадцать лет, он выздороветь может, а если ему девяносто два, ему говорят: “Вы знаете, операцию делать состояние вашего сердца не позволит. Если медикаментозное решение, то это может отразиться на вашем самочувствии”. А что же тогда делать? Вот бывают такие ситуации, когда ничего нельзя сделать, кроме одного: “Господи, помоги и дай, Господи, терпения”. И всё. “У меня муж пьёт, что мне делать?” Ну это же он пьёт. Если ты пьёшь, ты можешь спросить: “Я пью, что мне делать?” Тогда можно дать ряд вполне научных советов, как вообще потрудиться над этим. Но если он пьёт, что ты можешь сделать? Посади его на цепь, что тут ещё можно сделать. Он сам должен захотеть, подумать, прийти, покаяться. А что тут делать? Ничего. Есть ситуации совершенно безвыходные, с которыми надо смириться, а мы к этому совершенно не готовы. Мы во что бы то ни стало хотим обязательно найти выход из создавшегося положения. Вот это совершенно неправильно.
Посмотрим на жизнь Господа нашего Иисуса Христа. Он имел выход. Например, если бы Он Сам Себя не отдал в руки людям, которые с оружием пришли Его арестовывать, то они не смогли бы Его взять, потому что они падали на землю, не могли к Нему подойти. Или, допустим, Он в в Иерусалиме сказал бы толпе: “Освободите Меня, тогда всегда будете иметь хлеб и рыбу для еды”. Они бы всех этих римлян разодрали бы на тряпки, им только дай волю. И Понтия Пилата, и Анну и Каиафу, там бы вообще пух и перья полетели, если бы только Он сказал. Но Он этого не сделал. Я уж не говорю о том, как Он сказал апостолу: думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? (Мф. 26, 53). Нет, он хотел исполнить всякую правду, а воля Божия была в том, чтобы Ему пострадать. Если бы Он не пострадал, любой человек на земле мог бы сказать: “Ты Бог, хорошо Тебе нас учить”. Или, как дети говорят: “Тебе бы так”. А сейчас ни один человек на земле не может в лицо Божие произнести такие слова: “Что Ты нас учишь, Тебе бы так”. Ни один человек на земле не страдал так, как Он. Ни одна мать на земле не страдала так, как Пресвятая Дева Богородица. Господь Отец Небесный, конечно, знал это, и Сын Божий тоже это знал, как всеведущий Бог и Творец вселенной. И нам нужно, неся свой крест, тоже стараться это усвоить, потому что, не научившись самому главному, смиряться с тем, что происходит в нашей жизни, находясь всё время в борьбе, можно незаметно потерять себя. Спаси и сохрани от этого нас, Господи.