Проповедь о таинственном Божественном Тройстве
Ибо три свидетельствуют на небе:
Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть
едино. И три свидетельствуют на земле:
дух, вода и кровь; и сии три об одном.
1Ин. 5:7–8.
Когда мы читаем Священное Писание, надлежит нам тщательно вникать в каждое слово. При торопливом чтении, например, не запечатлеется в глазах различие, проводимое евангелистом между тройством небесным и тройством земным. О небесном тройстве он говорит: и Сии три суть едино, а о земном – и сии три суть вкупе. Ведь есть большая разница между быть едино и быть вкупе. Отец, Сын и Дух Святой суть едино, тогда как дух, вода и кровь – только вкупе (вместе), но не едино. И враги могут пребывать вместе, но это «вместе» не значит «едино». Вода и кровь образуют тело (плоть), а дух есть дух. Плоть же желает противного духу, а дух – противного плоти (Гал. 5:17); следовательно, не едино они суть, но все-таки вместе (вкупе). И когда человек умирает, это общение расторгается и уничтожается: кровь и вода идут в одну сторону, а дух в другую. Тогда как Божественное Тройство на небесах – не только вкупе, но и едино. Впрочем есть тройство [и] во внутреннем міре (в серб. букв:, во внутреннем небе. – Пер.) человека, которому подобает быть не общностью, а единством, чтобы блажен был человек и на этом, и на том свете. Это – единство ума, сердца и воли. Пока эти трое лишь в общении, человек ратует и с самим собой, и с небесным Тройством. Но если эти трое станут едино, так что никто из них не будет ни господином, ни рабом, то человека наполняет мир Божий, который превыше всякого ума (Флп. 4:7), всякого слова, всякого объяснения, всякого страха и всякой скорби. Тогда малое небо в человеке начинает походить на великое небо Божие, так что образ и подобие Божие тогда проявляются в человеке весьма ясно.
Господи Триединый, помоги нам быть похожими, по крайней мере, на тех, которые похожи на Тебя. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.