Проповедь о сугубой тайне брака
Тайна сия велика; я говорю по отношению
ко Христу и к Церкви.
Еф.5:32
Великая тайна в том, что человек оставляет своего отца и мать и прилепляется к своей жене. Сам Апостол, восходивший до третьего неба и созерцавший многие небесные тайны, называет брак телесных людей на земле тайной великой. Это тайна любви и жизни; больше ее [здесь, на земле. – Пер.] только тайна Христовой связи с Церковью. Христос именуется Женихом, а Церковь – невестой. Христос настолько любит Церковь, что ради нее оставил Он Своего Небесного Отца – пребывая с Ним, естественно, в единстве сущности и Божества – и сошел на землю, и прилепился к Церкви Своей, и пострадал за нее, чтобы Своей Кровью очистить ее от греха и всякой скверны и сделать ее достойной именоваться Его невестой. Своей любовью Он согревает Церковь, Своей Кровью он питает ее, а Своим Святым Духом Он оживотворяет ее, и освящает, и украшает. Что муж для жены, то Христос для Церкви. Муж – глава жены, а Христос – Глава Церкви. Жена повинуется своему мужу, а Церковь повинуется Христу. Муж любит жену как свое собственное тело, и Христос любит Церковь как Свое собственное тело. Муж любит жену как самого себя, а жена боится мужа; и Христос любит Церковь как Самого Себя, а Церковь боится Христа. Как никто не пренебрегает собственным телом, но греет его и питает, так и Христос греет и питает Церковь как Свое тело. Как отдельная человеческая душа – это невеста Христа Жениха, так и собрание всех верующих – это [тоже] невеста Христа Жениха. Каково отношение одного верующего человека ко Христу, таково отношение к Нему и всей Церкви. Христос – Глава великого Тела, именуемого Церковью, которая отчасти видима, а отчасти невидима.
О братья мои, тайна сия велика! Она открывается нам по мере нашей любви ко Христу и страха пред судом Христовым.
О Господи, Спаситель благий, очисти, и спаси, и украси души наши, дабы удостоились они бессмертного и неизреченного единства с Тобой во времени и в вечности. Тебе слава и похвала вовеки. Аминь.