Проповедь о смиренном мытаре и горделивом фарисее. 17 февраля 2019 г.

Проповедь о смиренном мытаре и горделивом фарисее. 17 февраля 2019 г.

Со вчерашнего вечера во всех храмах Русской Православной Церкви, ну не только Русской, но и Иерусалимской, и Грузинской, и Черногорской, начали петь замечательную книгу, которая именуется «Триодь постная». И это воскресение – начало подготовки к Великому посту. Начинается эта подготовка со сплошной седмицы, когда отлагаются среда и пятница. Мы таким образом посрамляем фарисея, ибо не человек для субботы, но суббота для человека. И почему она так называется — Мытаря и фарисея? По той притче, которую мы сегодня читали во всех церквах и здесь.

Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь (Лк. 18, 10). Фарисей – человек образованный, хорошо знал Священное Писание. Мытарь умел только считать деньги, даже трудно сказать, знал ли он грамоту. Но фарисей знал точно. Фарисей вcтал в храме на молитву (знал, что нужно в храме делать, не болтать, как некоторые, а молиться). И он молился. И Господь Всеведец слышал. Естественно, Господь слышит молитвы всех: и православных, и католиков, и протестантов, и мусульман, и язычников, и еретиков – любой человек, который возводит очи горе, бывает услышан Богом.

Фарисей, став, молился сам в себе (то есть про себя, молча, чтобы другим не мешать, – воспитанный человек) так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь (Лк. 18, 11). Наверное, говоря «грабитель», он имел в виду мытаря. Потому что каждый мытарь собирал налоги с иудеев, и, если он не выплачивал ту сумму, которую римляне ожидали, он должен был сам вносить из своих. Должника сажали в яму, а где были тюрьмы, – в тюрьму. И пока он не отдаст до последнего (со штрафом), то так и сидел. А родственники, жалея его, собирали по всей округе за него деньжат. А если не жалели или он был один, то он там в этой яме и сгнивал. Был такой обычай тоже у мытарей: он выплачивает деньги по закону Римской империи за должника, а потом тот отдаёт в четыре раза больше. Вполне есть основание назвать его грабителем, поэтому я рискнул предположить, что именно он имелся в виду. На первое место попал, как будто грабителей так много. Хотя, понятно, обычно грабители такие отчаянные лихие молодые ребята.

Пощусь два раза в неделю (Лк, 18, 12). Это он рассказывает Отцу Небесному, как будто Тот не знает, сколько раз он постится, и как будто Господь не знает, что он во время поста ест. Это о чём говорит? О том, что он молится формально вроде Богу, а на самом деле сам себе. Как большинство из людей. Я в церковь хожу пятьдесят лет, сорок лет служу и наблюдаю, естественно, за тем, кто приходит. Приходит человек на исповедь и говорит: «А вот моя дочь, старшая, ей там 28…». Это исповедь такая. «А младшая?» – «А младшая лучше…» И так далее. Сначала дочери, потом зятья, потом внуки. То есть человек вместо того, чтобы каяться в грехах, начинает рассказывать про свои невзгоды с дочерьми, которых сама же и воспитала. И такое ощущение, что я нахожусь не здесь, а в 6-й психиатрической больнице. О покаянии ни слова. Только одна похвальба. Человек хвалится: я такой, я замечательный, я посты соблюдаю, я в храм хожу, я.., я.., я.., Евангелие читаю. Вот это самое интересное. Как же ты читаешь Евангелие и ничего из него до сих пор не запомнила? Советую всем эту притчу выписать от руки, и выдернуть листочек, и повесить над кроватью, чтобы легко было найти. И весь Великий пост её читать, с этого начинать день, чтобы немножко понять, что же на самом деле требуется, если ты хочешь быть христианином. Потому что люди обращают внимание на то, что он съел, как будто это важно. Нет, это гораздо менее важно, чем состояние души. И вот состояние души фарисея, с точки зрения Христа Спасителя, было настолько ужасным, что Он во всем Израиле не нашел другого примера для того, что хотел сказать. И поэтому сказал притчу. Он Сам такую сочинил историю.

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне грешнику! (Лк, 18, 13) Самая главная молитва в церкви, чаще всего повторяющаяся, это «Господи, помилуй!». А уж в эту молитву вкладываешь то, о чём ты просишь, за что бы тебя Господь помиловал.

Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк, 18, 14). Почему? Потому что когда человек хвалится и когда исповедь подменяет рассказом о своих детях, внуках, правнуках, о том, какие с мужем там отношения, из этого можно составить представление, что за «фрукт» перед тобой. Это, конечно, при некоторой опытности, прослужив в церкви сорок лет, можно сообразить. Но покаяния всё равно нет. Если нет покаяния, нет и Царствия Небесного, значит, зря человек в церковь ходит. Пришёл, помолился – и всё зря. Почему? Закон духовной жизни. Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать (Иак. 4, 6; 1Пет. 5, 5). Мытарь был человеком, которого нельзя назвать примером, но у него было смирение. Поэтому он ушёл более оправданным, а тот человек, фарисей, ушёл неоправданным. Кем? Да Богом. Сам человек обычно на исповеди всё оправдывается: как бы батюшка чего не подумал. Потому что батюшке думать вообще не полагается. Он только должен: это должен, это должен, а думать – нет. Вот такое отношение у нас к батюшкам. Это неправильно. Наоборот, мы должны быть благодарны Господу Богу, что некоторая женщина и её муж воспитали человека, который, хоть плохеньким, но батюшкой стал. А у нас? А у нас нет, за редким исключением. Мы не воспитали ни батюшку, ни матушку, ни вообще дочку, которая умеет себя прилично вести, хотя бы почитала родителей. Нет, одно только хамство в ответ. А в то же время: она у меня то, у неё красный диплом. Ну и что? А если она хамло. Будь хоть четырнадцать красных дипломов, всё равно качество души – барахло. Потому что за то, какое у человека сердце, дипломы не выдают. «Прекрасный человек» – и печать. Прекрасного человека и так видно: по выражению лица, по очень такой скромной речи и так далее.

Мне приходится вмешиваться, когда вносят в церковь детей. Детей же нужно готовить. «Мы сейчас пойдем в храм. Что в храме нельзя?» – «Разговаривать!» – «Правильно, молодец!» – «Что в храме нельзя?» – «Бегать!» Кто должен этому научить? Родители! А родители стоят, как столица Камбоджи Пномпень, пень пнём. И ничего, мне хорошо, я молюсь, а то, что другие пришли молиться, это мне наплевать. Главное, чтобы мой ребёночек был, так сказать, в тепле, в сухости. Нет, это не так. Мы тогда уродуем человека, выращиваем из него эгоизм. Эгоизм не надо выращивать. Нужно с самого младенчества с ним бороться. Тогда ребёночек будет стараться угодить папе и маме, и это всё в себе изживёт. Потому что сказал апостол: женщина спасется через чадородие (1Тим. 2, 15), но это так в общем сказал. Ведь не только зачать, не только выносить, не только родить, не только вскормить, не только научить ходить, научить играть, пазлы складывать (это всё хорошо, полезно) – научить сердце любить. Папу, маму, дедушку, бабушку, любить Церковь, любить Христа. Этим никто не занимается в семье, что печально. Поэтому через 11 лет ваш ребёнок Церковь покинет, он не вырастет христианином. А школа будет ему прививать хамство, поэтому он уже к девятому классу станет законченным хамлом. Поэтому если вы не доложили в него, одни сорняки вырастут – такой будет огород его сердца. Так что советую (бесплатно совершенно) внимательно присмотреться, чему мы вообще учим. «А мне некогда, я работаю». А самая главная работа – это дети, их воспитание, причём духовное. А что такое духовное? Дух Святый должен в их сердцах быть, а не дух хамства, похвальбы. Вот как на этих всяких телевизионных конкурсах: «я первый», «я лучший», «я главный». Это растёт урод, и уже наполовину им стал. Нет, у христиан должно быть по-другому. Скромность, тишина, послушание, трудолюбие. Вот чему надо учить уже с двух лет. В два года человек всё понимает, а некоторые даже говорят.

Спасибо вам за такое внимание!

Наверх