Проповедь о смерти как сне
Лазарь, друг наш, уснул;
но Я иду разбудить его.
Ин. 11:11
Владыка жизни называет смерть сном. О сколь неизреченное для нас утешение! О какая приятная и умилительная новость для міра! Итак, телесная смерть означает не уничтожение человека, а лишь погружение в сон, из которого его может пробудить Тот, Кто и первый прах пробудил к жизни Своим словом.
И когда Господь воззвал: Лазарь! – человек проснулся и ожил. Господь знает имя каждого из нас. Если Адам знал название каждого Божиего творения, как тогда Господу не знать каждого из нас по имени! Он не только знает, но и зовет нас по имени. О сладчайший и животворный голос Единого Человеколюбца! Этот голос способен из камней сотворить сынов Божиих! Как же не пробудить ему нас из сна греховного!
Один человек занес камень, чтобы убить брата своего. Но в тот же миг ему показалось, что услышал он голос матери, окликающей его по имени. Он всего лишь услышал голос матери – и рука у него дрогнула. Он бросил камень и постыдился греха, который намеревался совершить. Материнский голос пробудил его от греховной смерти. Но если голос матери спасает и пробуждает от смерти, не тем ли больше – голос Создателя и Жизнодавца!
Когда бы ни взывал Господь к кому-то, кто был мертв только телом, – любой пробуждался и вставал. Но из умерших душой, когда Господь к ним обращался, – не всякий пробуждался и поднимался на ноги. Ведь для этого пробуждения, для этого воскресения нужно и согласие воли умершего. Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого? – так возгласил животворящий голос, но мертвец остался мертвецом и грешник не проснулся. Савл, Савл! что ты гонишь Меня? – воззвал тот же животворящий голос, и уснувший грехом пробудился, и мертвый ожил. Поистине греховный сон глубже смерти и погрузившегося в него не так-то легко разбудить.
Сладчайший Господи, пробуди нас от сна греховного! Пробуди, Господи! Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.