Проповеди на праздники:


Проповедь о служении Богу и маммоне, 2017 г.

Господь сказал: Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6, 24). Хотя бедное человечество всё время это пытается сделать. И даже те люди, которые бесконечно любят деньги, стараются это камуфлировать. Даже многие за этим приходят в церковь и начинают обычно свои речи со слов: «Мы хотим помочь». А ведь помочь очень просто – пойди, всё продай и принеси. А уж мы сами знаем, как распорядиться этим, и поможем: дом достроим, дачу для наших сирот достроим, в гимназии с родителей не будем деньги брать, а сделаем исключительно гимназию для многодетных, у которых денег нет. А человек приходит, спрашивает. Почему? Он просто где-то слышал – скорее всего, в нашей отечественной прессе – что Церковь очень богатая, и думает, что надо как-то вот с ней наладить какой-то бизнес, и тогда и ему будет хорошо, и всем остальным будет хорошо. То есть мотив – не помочь, а мотив – заработать себе денег. Но неудобно напрямик сказать. Даже приходят, начинают с таких слов: «Батюшка, мне нужно с Вами поговорить». Я: «А что тут говорить? Одна фраза из двух слов: «Дай денег», вот и весь разговор. Отвечаю – не дам. Ещё о чём-нибудь будем говорить?» – «Нет». Или: «Дам, но не дам, сколько ты просишь, а на тебе на день сто пятьдесят рублей» – «Ой, спасибо!». Потому что не ожидал. Просто такая работа – клянчить деньги. Когда человек совершенно себя преодолеет, потеряет, прежде всего стыд, начинается.

Господь говорит, что так невозможно, потому что и о Боге нерадеешь, и о деньгах тоже. Постоянно это камуфлировать невозможно. Деньги вообще-то гениальное изобретение человечества, но изобретены они для удобства, чтобы когда тебе нужны четыре тигра, ты через джунгли не вёл, ломая деревья, 18 слонов, чтоб их поменять. Берёшь денег, сколько стоят тигры, а если не хватает, продаёшь семь слонов, на эти деньги покупаешь нужных тебе четырёх тигров. Вот, собственно, и всё. Большое удобство. Но постепенно человек перестаёт иметь дело с товаром, а имеет дело с тем, что меняет одно на другое. А сейчас вообще очень интересно – вместо денег, которые раньше чеканили из металла, в основном серебра, редко – золота, теперь просто цифры в размере десяти. От одного до десяти. И всё, и с помощью ноликов создаётся какая-то иллюзия у человека, что он богат. Потому что приходишь к доктору, а он говорит: «Вам осталось, дорогой, четыре месяца». А операция стоит столько-то, это стоит столько-то, реабилитация – столько-то, хоспис стоит столько-то. И получается, что все эти деньги в эти нолики и превращаются. И никуда никто от этого не денется.

Какой вывод? Вывод такой, что жизнь неправильная. Бог создал человека разумным. Какой смысл вести неразумную, бесполезную жизнь. Но что мешает? Мешает любовь. Потому что миром правит любовь. Если человек любит Бога, он целью своей жизни, каждого дня, воспитания детей, создания семьи ставит только одно – угодить любимому Богу. А у всех остальных совершенно другая затея – угодить деньгам, золотому тельцу. Тому, кто занимается скотоводством, нужно, понятно, из одного и того же животного вырастить побольше мяса. Такое же и отношение к деньгам – из денег сделать больше денег. Тогда на душе хорошо. Он любит деньги и старается побольше денег получить. Но тогда поменьше Бога. И вот, человек вместо того, чтобы служить Богу, служит богатству. Но если Бог никогда человека ни в чём не обманывает, то маммона обманывает всегда. Всегда. Только в определённый период времени человек, играя в казино, может выиграть, чтоб у него появилась надежда, а потом он теряет всё. Это неизбежно. И всё зависит от того, чему и кому человек больше верит – сам себе, своему опыту, подружкам, ещё чему-то, или верит Самому Богу, Который нам в Евангелии всё об этом рассказал. Поэтому и сказано в Писании, что человек спасается верою. Во что верит человек, на то он и надеется. Верует в деньги – он надеется на деньги и остаётся в полном проигрыше, потому что даже если у него очень много денег, всё равно приходится умирать. Это бессмысленное зарабатывание денег всё равно имеет один и тот же конец. А вот если человек всю надежду возлагает на Бога и только Ему старается угодить своей жизнью, её посвящает Господу, и не только свою жизнь, а жизнь самых любимых для него существ – жены, детей, внуков – только для Бога, тогда результат бывает как раз тот, который угоден и Самому Богу, и самому человеку. Вот о чём этот отрывочек Евангелия от Матфея.

Дальше Господь поясняет, желая нас убедить: Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться (Мф. 6, 25), Можно продолжить: каким шампунем пользоваться или какими щипчиками для удаления волос. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? (Мф. 6, 25). Ну, вроде бы, да. Но почему-то человек больше заботится о том, как он выглядит. И вообще, чтобы человека похвалить, ему теперь говорят: «Как ты хорошо выглядишь!». Ты по душе – урод и скотина, и ещё страшен, как три тысячи бесов, но ты хорошо выглядишь. Важно, не кто ты есть по существу, важно не то, скотина ты подлая и бессовестная, а главное – как ты выглядишь, как ты раскрашен, штаны на тебе драные или не драные; если драные, значит ты хорошо выглядишь. А если на них проглаженная стрелка или на тебе вообще, не дай Бог, юбка, то ты плохо выглядишь. Старомодненько. А надо молодёжненько, чтобы быть в рванине. Вот это значит хорошо выглядеть. У человека всё переворачивается в мозгу. Он ходит хуже нищего. Где вы сейчас в Москве найдёте драного нищего? Я уж давно не видал, даже забыл, когда последний раз встречал. Наверно, с 1950-х годов не попадались. А когда я был в Лос-Анжелесе, меня вообще нищие поразили – лежат на травке в разноцветных куртках, в джинсах! У нас любой бы стиляга позавидовал вообще. Обувь – такие интересные спортивные туфельки. И как просят! Еду на автомобиле там неподалёку – и темнокожий симпатичный парень, а у него картонка на груди: «Я хочу пива». Какая искренность! Я до сих пор, хотя прошло уже 20 лет, жалею, что не затормозил, не дал ему 20 долларов на пиво. Как-то меня это гложет. Потому что искренний человек. Он мне не стал говорить, что он потерял паспорт, что его менты избили, что он сидел где-то, что его всего обокрали, что он забыл мамин телефон и не может попросить, чтоб она ему выслала денег, если он такой несчастный. Я столько этих легенд знаю про то, что и как надо говорить, чтоб тебе дали денег. Я даже один раз дал, и неплохо дал, потому что он такую рассказал историю! Он рассказал, что он драматург и приехал в издательство, должны издать его пьесу, а сейчас кончились его деньги, что-то случилось, и его выгоняют из гостиницы, и нужно заплатить всего за один день в гостинице «Турист». Я хвалю: «Во! На тебе денег как раз на один гостиничный день». Я не помню, сколько это тогда стоило. Но говорю: «У тебя есть один прокол». Он удивляется: «Какой, батюшка?». Я объясняю: «От тебя мочой пахнет. Потому что если б ты жил в гостинице, ты бы всё-таки помылся, это же не город Козлов». Однажды я поехал в командировку лекции читать в город Козлов, и там вода была только на первом этаже, а я жил на пятом. Чтоб принять душ, нужно было спускаться на первый. Такая ситуация. А в Москве в каждой гостинице – вы не поверите! – есть душ. И вот то, что он притерпелся к собственному запаху, это его выдало, но он настоящий драматург, он создал такое замечательное произведения, чтоб заработать деньги. Я счёл, что его литературные труды стоят этих денег.

Но речь не об этом. Речь идёт в Евангелии немножко о другом – о том, что душа не больше ли пищи, и тело – одежды? (Мф. 6, 25). Господь это не говорит как некий императив, Он спрашивает каждого из нас: «Что для тебя важнее – твоя душа или то, как ты выглядишь?». Почему, чтоб выскочить на улицу, человек, особенно лучшая половина человечества, старается как-то себя привести в порядок, но о душе такой заботы нет? Отчего это происходит? Оттого, что человеку важно, что о нём скажут люди, и практически совсем не важно, что о нём скажет Бог. Потому что люди – существа очень поверхностные, они даже, как пословица говорит, по одёжке встречают. Но некоторые ещё по уму провожают. А если ума нет? Вообще сложности. Поэтому ответ на этот вопрос зависит от каждого из нас. Что мы выбираем? Зачем мы живём? С какой целью я прихожу в храм? Потому что очень многие люди, особенно в годах, сетуют и огорчаются, что их дети не ходят в церковь. Я у них спрашиваю: «А зачем в церковь ходить?». Что толку от того, что люди ходят в церковь, если для них их внешний вид важнее собственной души? Да никакого толку. Существование заповедей никак не отражается на жизни человека, ходит он в церковь, не ходит – никак не отражается. То есть слово Божие в нас никак не проникает, вот в чём беда. А должно проникать, и причём глубоко и таким образом, как Господь однажды сказал, как закваска, которую женщина положила в три меры муки, чтобы вскисло всё (см. Мф. 13, 33) и приобрело совершенно новое качество. Потому что из этого нового качества можно испечь хлеб. А если нет закваски и это тесто не вскисает, то оно не нужно, оно ни на что не годится. И вот, если в нас не вскиснет всё, то наша жизнь абсолютно бессмысленна с точки зрения нашего Отца Небесного. Какое бы действие мы не производили, будь то устройство на работу, женитьба, рождение детей, попытки их чему-то научить, это ни к чему не приведёт. Это совершенно бессмысленная трата времени и сил. Это всё равно что идти через джунгли без компаса, когда солнце затянуто тучами, и даже поставив пальцы на ладонь, невозможно определить, а где, собственно, юг. Так, наобум можно идти туда, можно в противоположную сторону, а есть такие пространства, что умрёшь с голоду чуть раньше, чем выйдешь на какое-то человеческое жильё. Вот так большинство людей сами не знают, зачем живут и куда идут. Это очень опасная ситуация для души. И вот, Господь наш Иисус Христос хочет нас от этого уберечь и предостеречь.

Бог опять приводит аргумент: Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? (Мф. 6, 26). Смотря с какой точки зрения. Мяса в нас больше, чем в птицах. Можно сказать, в этом мы лучше, если главное в нас – мясо. Но есть ещё другое отличие: птичка не может рассуждать, в каком инстинкте она создана, так она и поступает, а человеку дан разум. И человек может сам выбрать из двух путей один: путь к Богу или преумножение маммоны. В этом смысле мы лучше, у нас есть из чего выбрать и определить самому, а что для меня предпочтительней.

И кто из вас, заботясь – о своём мясе – может прибавить себе росту хотя на один локоть? (Мф. 6, 27). Невозможно. И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! (Мф. 6, 28-30). Вот в чём причина-то. Мы мало верим. Что это значит? Ну как же, мы верим, что Бог есть. Эка невидаль! Сатана тоже верует в Бога. И что это меняет? Господь от нас ждёт веры христианской, а мы демонстрируем веру бесовскую. Знаем, что грех, но очень легко это совершаем. Почему? Потому что так получилось. Ну что Вы, батюшка, маленький что ли? Ну так получилось! Потому что всё получается совершенно без нашей воли, мы абсолютно не сопротивляемся греху. Поэтому то, что мы знаем «Отче наш», или четвёртого гласа стихиры на «Господи, воззвах», или «Помилуй мя, Боже», или «Живый в помощи Вышняго», это ничего не значит. Как у меня сосед в деревне говорил, дурак знает, что воскресенье – праздник. А сколько я знаю дураков с высшим образованием, они по воскресеньям в церковь не ходят. Почему? Он не дурак, он умный. Поэтому в церковь не ходит. Он сам знает, когда ходить, когда не ходить. А такую простую вещь, которую знает любой дурак, что в воскресенье праздник, он не знает. Само слово «праздник» от слова «праздность», значит в это время тебе ничего не полагается делать, потому что главное дело во вселенной – это в воскресенье в церковь прийти. Но не просто «ходить в церковь», а вполне конкретная вещь: чтобы послушать слова Господни, чтобы покаяться в своих грехах, чтобы причаститься Святых Христовых Таин. А умные люди сами знают, что им делать, поэтому они строят свою жизнь как-то по-другому. Не как Господь заповедовал или двухтысячелетняя Церковь, а как он сам. Потому что он в своей гордости сам знает, что ему грех, что ему не грех. Слова Господни для него не значат ничего. Он вообще считает, что если он в гневе, то он прав. А то, что там где-то написано, что гнев <…> не творит правды Божией (Иак. 1, 20), ну так что ж, я ж не Бог. Итак, мне все можно. И вот эта вера называется бесовская. Поэтому: «Ой, батюшка, я крест дома забыл!» Ох, надо удавиться, потому что такой грех! А то, что вчера родную мать матом поливал, на то есть оправдание: «Ну это же она меня достала». А Евангелие учит нас различать.

И вот ещё, что я хотел вам прочитать, что тоже очень важно: Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы (Мф. 6, 32-34). Почему же человек всё время копит на чёрный день? Наверно, потому что хочет, чтобы он у него настал. Потому что Богу не верит ни на грош. А верит только людям, смотрит на них. Самое важное – чтобы было всё как у людей. А как у людей? А у людей безбожно до тошноты. Поэтому, раз мы собрались в церковь, предполагается, хоть это и не так, что люди пришли для того, чтобы с Богом соединиться и явить Ему свою веру и свою любовь. А на проверку этого нет. А христианская жизнь состоит в том, чтобы исправить её таким образом, чтобы мы действовали так, как будто мы уже веруем в Бога, и поступать так, как будто мы хотим любить Бога. И когда Он увидит в нас это рвение, Он это нам и даст.


https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/propoved-85681/



Проповеди на праздники:

Наверх