Проповедь о силе, подаваемой Богом словам пророческим
Вот Я сделаю слова Мои в устах твоих огнем,
а этот народ – дровами, и этот огонь пожрет их.
Иер. 5:14
Видите, братья, что действие слова Божия различно к одним и к другим! Слово Божие подобно огню, которому радуется праведник, озябший на холоде в міре сем, и [слово Божие подобно огню,] попаляющему грешника, которого этот материальный мір слишком накалил [в серб. букв.: согрел. – Ред.]. Опытные духовники оставили свидетельство, что одно имя Иисус, приносящее верующим силу, радость и освежение, – это [же самое] имя, как яростный огонь, пожигает духов зла. Так [обстоит дело] и с каждым Божиим словом. В одних оно вселяет утешение, у других вызывает раздражение; у одних укрощает гнев, у других его еще более воспаляет; в одних оно пробуждает благоговение, у других рождает насмешки. Для здоровых [оно] – мед, а для больных [и] мед – полынь.
Но почему народу быть дровами, которые сожжет огонь? Разве виноват народ, если безбожные старейшины и лжепророки увлекают его на беспутья? Не виновен народ в той же степени, как и его предводители и лжепророки, однако в известной мере и на нем лежит вина. Ведь и народу Бог открыл [в серб, букв.: дал знать. Пер.] прямой путь и через совесть, и через проповедь Божия слова, так что народ не должен был бы слепо следовать [за] своим[и] незрячим[и] вождям[и], когда ведут они его по путям превратным, удаляя от Бога и Божиего закона. Бог, братья, праведен; знает Он меру вины каждого и не даст малому и неученому пострадать [столько же], сколько великому и начитанному.
Господи Всевидящий, избавь нас, чтобы не были мы ни слепыми вождями, ни слепо ведомыми. Укрепи наши сердца, чтобы и как вожди, и как ведомые мы всегда были рабами Твоими, и только Твоими. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/ohridskij-prolog/5