Мц. Фотина Самаряныня
Прпп. Иоанна, Сергия, Патрикия и прочих, во...undefined >>

Проповедь о сердечном видении Бога, 2017 г.

Сегодняшнее воскресенье именуется Антипасхой, потому что является обрамлением Светлой седмицы. От Пасхи до Атипасхи проходит Светлая седмица, первая неделя празднования Пасхи Христовой, которое длится сорок дней. От этого происходит такое греческое название.

И вот, для этого дня Святая Церковь нам избирает чтение из Евангелия от Иоанна, где рассказывается об эпизоде, связанном с апостолом Фомой, который в предыдущий раз не присутствовал, когда Господь явился Своим ученикам по воскресении из мертвых. В связи с этим, когда ученики сказали Фоме: мы видели Господа, он им ответил: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин. 20, 25). И с тех пор в русском народе такая молва о нём, и даже человек, который не верит очевидным фактам, слышит в свой адрес: «Ну ты Фома неверующий». Хотя Фома, конечно, не был неверующим человеком. Просто, несмотря на то что апостолы были уже ребятами довольно взросленькими, сознание у них было совершенно детское. И он говорил, что он не верит, чтобы они ему дали возможность так же убедиться, что Христос воскрес. Он чувствовал себя лишённым этого утешения видеть Господа. Поэтому на самом деле он не был неверующим, но хотел видеть так же, как они.

Вот в связи с этим нам вообще в этот день апостола неплохо бы поговорить вообще о вере, потому что у каждого человека. кроме людей, которых мы именуем святыми, проблемы с верой очень большие. И эти проблемы в основном идут от того, что большинство из нас совершенно не знают Священного Писания. А раз Священного Писания человек не знает, он, для того чтобы растолковать для себя какие-то явления жизни или того, что происходит внутри его души, придумывает какие-то самые фантастические объяснения. Фантастические – это ещё мягко сказано, сейчас уточню: бывает, эти изъяснения абсолютно идиотские. Ничего с этим не поделаешь, потому что развитие человеческого ума, его сердца, его эстетического чувства, его религиозного чувства у всех разное – в зависимости от того, в какой среде человек жил, какие книжки человек читал. А большинство людей вообще не читали никогда никаких, и когда такому человеку предлагают Евангелие, он и готов прочитать, но, как он сам говорит, он ничего не понимает. Почему он ничего не понимает? Не потому, что слова какие-то непонятные или мудрёные ситуации. Чего тут не понять: забросили сесть, вытащили сеть – ничего не поймали? Над чем тут голову ломать? А человек никак, складывая из букв слова, из слов – предложения, вообще не понимает, как это, зачем, что за этим стоит. Человек, как слепой, и воистину, он таковым и является. А вера? А вера – это как раз видение. Апостол Павел говорит, что вера – это обличение вещей невидимых (см. Евр. 11, 1). Потому что человек не видит и никогда не видел, и даже это невозможно, чтобы человек увидел Бога, открыл глаза и увидел Бога, потому что Бог – абсолютно непознаваемое существо для человека, как человек – совершенно непознаваемое существо для таракана. Он смотрит, усиками шевелит, лапками сучит, но он вообще не понимает, кто перед ним, он даже не может его окинуть взором. Так же и человек, даже если его поставить перед Богом, он ничего не увидит, не поймёт, такой возможности нет. Бог совершенно невидим. Как учёные мужи, которые любят латинскую терминологию, говорят, что Бог трансцендентен.

А как же так случилось, что миллиарды людей в мире веруют? Те люди, которые не веруют, думают так, что верующие немножко сумасшедшие, а немножко – глупые. Как мне один таксист сказал лет тридцать тому назад: «Я вас, попов, уважаю». Я спрашиваю: «И за что же это такое?», а он объясняет: «Вы из ничего делаете деньги». Я удивляюсь: «Ну и как же так?» – «Ну Бога-то нет». То есть вот такой искренний симпатичный человек. И он удивляется, но так как для таксиста главное – не отвезти пассажира, помочь ему с чемоданом, а главное – заработать, то те люди, которые работают не таксистами, а сами ездят на такси, они у него вызывают уважение, потому что получается, что поп – это шибче даже, чем таксист. И от этого происходит не зависть и злоба, пожелание в том роде, что «всех вас надо в Бутово», а, наоборот, уважение. Поэтому я и говорю, хороший человек. Но совершенно слепой.

Что происходит, когда у человека появляется вера? Он в один прекрасный миг вдруг начинает видеть присутствие Бога в мире. Это не значит, что он видит какие-то очертания, а, наконец, такая вещь, как наша непонятная жизнь, вдруг складывается у него в картину. Если неверующий врач-психиатр, он говорит: «Ну что ж, это обычная навязчивая идея. Сверхценная». И правда, это у всех шизофреников бывает. Он считает, что он спичечный коробок, и у него вся картина мира строится на том, что он спичечный коробок. Или Наполеон Бонапарт. Это более модная самоидентификация благодаря литературе. Так, если исходить из того, что Бога нет, мир не складывается ни в какой пазл. Потому что есть совершенно необъяснимые вещи. Давеча по телевизору рассказывали, что до сих пор никто не знает, что такое молния, которую все земляне видели помногу раз – не только люди, но даже те же самые тараканы. Объяснение состоит в том, что это проявление атмосферного электричества. Ну и что? Подсчитали, оказалось, что мощности всего этого атмосферного электричества не хватает, чтоб молния произошла. Что у неё за природа? Ничего такого человек не знает. А просто существуют такие штампы, которые ему в школе налепили, вроде «ЖИ-ШИ пиши с буквы И», и он думает, что это русский язык, это грамматика. На самом деле нет, это просто такой приём, для того чтобы человек грамотно писал слова в тех случаях, когда после буквы «ж» или «ш» идёт буква «и». Он это выучит и не «ы» будет писать, а «и». Но это не значит, что тут действует какое-то правило, это не называется правилом, это такая подмена. И вот в такой подмене человек постоянно живёт, он оперирует штампами. А штампы создают другие люди и выдают эти штампы за чистую монету.

Например, у актёров, у режиссёров, у журналистов существует такое правило: друг друга не хаем. Поэтому, когда какой-то актёр умрёт, которого никто не знает, не видел, не помнит, оказывается, он гениальный. Этот выступает – гениальный, тот – гениальный, и все оказываются гениальными. А простой обыватель боится сказать правду. Почему? Потому что все читали сказку Андерсена, и никто не может сказать, что король голый. Все: «Да, такой вообще наряд потрясающий!». Какой наряд? Так же был обряжен Адам в раю, тот же самый наряд один в один. Что тут такого? Портной как потрудился! Как был голый, так и остался. Что он в морге, что он по улице идёт, он всё равно абсолютно голый. И об этом может сказать только ребёнок, который не связан круговой порукой с «обчеством». Все боятся высказывать своё собственное мнение, потому что затравят. Чтоб этого не случилось, на эстраде – все гении, режиссёры – все гении, актёры – все потрясающие или, как ещё говорят, безумно прекрасны. Ну, тут какой-то намёк на общее безумие существует. Но тем не менее такая форма общения. То есть люди морочат головы, чтоб не лишиться пропитания себе. Потому что если всё общество тебя выделяет, тебе придётся несладко. Чего боялись люди в Иерусалиме? Это сказано в Писании: что отлучат от синагоги. А куда ты тогда денешься без синагоги, если тебя остракизму подвергнут повсюду? Никто тебя на работу не возьмёт, никто тебя в дом не пригласит, никто тебя к ужину не позовёт. И уже жить в этом обществе нельзя, ты обречён на изгнание, на скитальчество. Не лучше ли тихенько, как у нас в русском народе говорят, помалкивать. Помалкивать. Вот большинство людей и помалкивают. И это помалкивание доходит до того, что большинство, даже когда видят явное преступление, боятся даже в милицию заявить. «Я боюсь, что у меня будут какие-то проблемы», потому что главное – «я», а борьба за справедливость начинается только тогда, когда тронули меня. Или сынка. Или внучку. Ну тогда уж тут эмоции бывают очень сильны. Вот как это всё очень интересно связано. Поэтому человек на любую чушь может говорить, что это гениально, и делать вид, что подлинную вещь вообще не замечает. Это сплошь и рядом. Потому что большинство людей никакую гениальную вещь вообще не в состоянии даже оценить. Потому что чтобы оценить какую-то гениальную вещь, например, математическую разработку, решение какой-то задачи, нужно минимум быть доктором наук в этой теме. А для большинства – какие-то внешние факторы: а, он, оказывается, шесть раз академик разных Академий наук! Американская, французская, немецкая, английская. Ого! То есть какой-то внешний фактор на человека действует. Те-то не дураки! Ну мы-то дураки, а те-то – нет. А чтоб самому оценить… На выставке самое интересное – смотреть на лица людей. Ходят люди по выставке и ничего не понимают ни в чём, поэтому в основном рассматривают рамы, или читают названия картин, или стараются угадать, а что ж тут нарисовано. Потому что чтобы в живописи понимать, нужно 15 лет потратить. Так же, как и в музыке. Чтобы слушать этот скучнейший из шумов, нужно очень серьёзное образование. Ну не меньше десяти лет нужно этому посвятить, тогда что-то начнёшь отличать. Поэтому для большинства – эстрада. А там? А там одни гении. Хоть одному сто лет, а другому шестьдесят, всё равно это вечно молодые, вечно энергичные, вечно у них всё вечно и всё прекрасно. Почему? Потому что это для тех, кто вообще ничего не понимает.

Но есть вещи, которые нужны всем. Потому что можно прожить и без серьёзной музыки, можно прожить и без шахмат, но прожить без Бога невозможно по определению. Потому что жизнь без Бога не называется жизнью. Это называется существованием. Как существуют насекомые, и дальше до приматов. Это не есть жизнь, это существование. Жизнь начинается тогда, когда человек находится в реальных отношениях с Подателем жизни, с Отцом Небесным. Вот с этого момента начинается жизнь, потому что Бог в раю в человека вдохнул как раз дыхание жизни. Потом некоторые люди его утратили. Некоторые совсем, некоторые частично. И только в минуту какой-то житейской встряски человек может обращаться к Богу и на какое-то время вроде бы как оживать. Или, с точки зрения Писания, прозревать. Начинает человек понимать, что жизнь – это дар Божий. Начинает понимать, что то, что с тобой произошло – это следствие твоих грехов, иногда даже человеку это становится явно. Такие вещи и с нами происходили, такие вещи и в жизнь встречались. Это называется прозрение.

И вот этого и желал апостол Фома – увидеть то, что увидели другие ученики. Поэтому Господь и дал ему такую возможность, что описывается в Евангелии следующим образом: После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! (Ин. 20, 26). Почему-то и в этом эпизоде, и в предыдущем подчёркивается: когда двери были заперты. Очень интересно. Представьте ситуацию: вот сейчас из стены вдруг выходит некто, становится на клиросе и на нас смотрит. Как мы к этому отнесёмся? Ну, как минимум, все испугаемся до полусмерти. Отчего это? Оттого, что мы такого никогда не видели. А вот с апостолами этого не произошло, потому что они к такому были уже подготовлены. Так, конечно, они немножко смутились в первый раз, а во второй уже раз для них это было обычное явление. Но представьте себе, потом постоял человек и ушёл – опять в стенку. Причём видел не один кто-то из нас сумасшедший, а все. И вот, вы приходите домой и рассказываете. И как будут реагировать ваши домашние? Скажут: «Ну, что-то парень того…». Понятно, о дамах не говорим, хотя основное оповещение о событии будет идти от них – на разные лады. Одни будут говорить, что он был в зелёном; другие – в блестящем; третьи вообще скажут, что был раздетым; четвёртые будут говорить, что в пальто; пятые – в майке, и так далее. Очень много сразу новых сведений. Но в само явление, если о нём начать рассказывать, никто никогда не поверит. Вот в чём дело. Почему? Потому что нету видения. Глаза закрыты. Под словом «глаза» подразумеваются не глазные яблоки, радужка, сетчатка. Нет-нет-нет. Это совсем другое. Это видение сердцем. Вот так вера и совершается в человеке. Человек сердцем начинает видеть Бога. Он начинает видеть смысл Евангелия, он начинает видеть, как Бог через Евангелие обращается к нему. И вот этого, собственно, и надо человеку достичь. Тогда свет Христовой истины сможет проникнуть в его сердце, и человек начинает преображаться. Он начинает видеть настоящий смысл жизни. И тогда он начинает понимать, кто из людей сумасшедшие: те, которые в церковь ходят и для них главное – это общение с Богом, или те, которые стремятся, чтобы как-то себя обезопасить, денег заработать, занять какую-то должность, чтобы жить «как люди». И вот, мы видим, что жизнь на основании того, чтобы жить «как люди», ни от чего не спасает никого и никогда, потому что время от времени смысл ускользает. Человек может работу потерять, человек может разориться сам, а могут его разорить. Но самое потешное – когда человек тяжело и неизлечимо заболел. И он понимает, что вообще всё не имеет смысла. Сколько б ты сейчас денег на лечение ни истратил, ты сможешь лишь немножко продлить, но не вечно. Да, продлить можно. Держать, как врачи говорят, можно довольно долго человека, чтоб он не умер. Некоторым людям приходит спасительная мысль, что то, как он жил, было бессмыслицей, потому что он ни от чего не спасён, и в этой жизни приходит некая неизбежность, о которой он даже думать не хотел. А вот если человек имеет опору в Боге, то не зависимо от того, сколько он прожил лет, чем ему удалось заболеть, или, может случай какой несчастный, он всегда готов. Он всегда знает на основании Откровения Божия, что нужно делать в тот или иной момент.

Ко мне приходит одна женщина, говорит: «Наши дома собираются ломать». То есть она в панике. О чём это говорит? Никакой опоры в Боге нет. Она до сих пор, прожив немало лет, не знает, что Бог нам Отец. Она не знает из Священного Писания, что Он, Бог, а не какой-нибудь дядя Вася с мыльного завода, а Бог сказал, что у тебя волосы на голове все сочтены (Мф. 10, 30). Ни один человек на земле не забыт у Бога. Это человек Бога забывает, а Бог – никогда. Если ты опираешься на Бога, то если Ему угодно, мавзолей сломают, а там для тебя особняк построят, чтоб ты дышал воздухом Красной площади. Для Бога это не составляет вообще никакого труда. Он может так мысли переменить людей, которые принимают такого рода решения, и всё, за казённый счёт. Потом с каждой пенсии по четыре рубля в месяц будешь выплачивать за эти хоромы. Люди не понимают. А почему? Не верят Богу. Человек просто не понятно, зачем в церковь ходит. Может, какой-то маленький сектор, что касаемо веры, человеку и открылся. Потому что бывает так: свечку поставил – смотришь, глядишь, Бог и помог. Ой, слава Богу! И всё, и забыл. Не понимает, что тот Бог, Который создал вселенную и управляет всеми процессами в каждой живой клетке, внутри каждой планеты, внутри каждой звезды, этот весь огромный механизм содержит Своей Божественной энергией, и Он при таком могуществе помнит о человеке. В Писании сказано: что есть человек, что Ты помнишь его? (Пс. 8, 5). Некоторые думают: «Вот, семь миллиардов – как это можно упомнить?». Да теперь даже маленький компьютер может всех помнить и даже фотографии всех хранить. Ничего тут такого сложного нет. Железка, пластмассовое изделие помнит, а уж Бог, в Котором всё бытие содержится – тем более. Но вот веры нет, и поэтому даже из-за такой буквально ерунды, как слом того дома, в котором ты живёшь, человек расстраивается и впадает в панику. Потому что нету веры.

Поэтому, чтобы жить спокойно, понимая, что всем управляет Бог, нужно то, что предлагается в жизни от Него, принять, потому что нужно верить, что что бы Бог ни делал, это всё содействует нашему благу. А наше благо заключается в том, чтобы спасти свою собственную душу. Нужно иметь к Богу доверие. А чтобы это доверие иметь, нужно в этом убедиться. А чтобы в этом убедиться, жизнь наша должна проходить не отдельно от Бога, а всё время с Ним.

Поэтому когда апостол Фома оказался вне братского собрания апостолов, он возревновал, он тоже захотел быть вместе с ними. И вот, Господь, Который показывает Своим первым ученикам, как Он о них заботится, смотрит, Фома огорчился. Господь тоже и так же дверем затворенным пришёл и говорит: «Ну что, Фома, давай. Вот тебе Мои рёбра, вставляй пальчик». Он отказывается: «Нет-нет-нет, не надо. Это просто образное, художественное выражение моего огорчения. Для того, чтоб убедиться, что Ты воскрес и Ты передо мной, мне не надо обязательно вкладывать в Твои раны свои пальцы». Понятно, что о гигиене в те времена мало что знали, но не дерзнул человек. Благоговение и сознание, пусть неполное, Кто перед ним, не позволило такой дерзкий поступок совершить. А Господь? А Господь, чтобы укрепить его веру, согласен на это. Представляете, какая любовь Бога к человеку, что Он ради Своего ученика приходит, как мы в обиходе говорим, лишний раз, чтобы его убедить, потому что каждый такой Фома Богу дорог и важен. Там нужно только в это поверить. И вот, если мы будем в своей жизни опираться на Бога, мы каждый день будем убеждаться. Сначала разы, а потом каждый день десятки раз.



Наверх