Проповедь о пути ко спасению (часть 2)
От прошедшей беседы осталось за нами объяснение одного, довольно важного положения. – Мы говорили вам, что и ныне, при великом разномыслии окружающих нас людей, естественно спросить: Господи! что сотворив, живот вечный наследуем? Господи! что сотворим, да спасемся? Мы сказали также, что такой вопрос излишен для Христианина, живущего в недрах Христовой Церкви, по духу Христианства; потому что Христианство и есть единственный, Богом на земле проложенный, путь в вечное Царство, или путь ко спасению. Идущему по сему спасительному пути, – что и спрашивать о пути ко спасению? – Будь истинным Христианином, – и будешь в раю; будь истинным Христианином, – и спасешься.
Но, может быть, не для всякого ясно, что значит быть истинным Христианином, или что именно в Христианстве предлагается, как неотъемлемое условие спасения и вместе как решительный признак того, что кто-нибудь идет в живот вечный, а не в пагубу. – Объяснение сего-то пункта и осталось за нами. Тогда мы ответили на это общим положением, – ныне разъясним то подробнее, взяв в руководство сравнение пути ко спасению с обыкновенным путем.
Собирающемуся идти в путь, чтоб благополучно совершить свое путешествие, надобно знать сей путь, знать направление его и долготу, равно как и все, могущее встретиться на его протяжении, – а при самом шествии надо видеть и его, и то, чем он окружен. Так и Христианину, желающему достигнуть живота вечного, надобно знать и ведущий к нему путь, и все ему соприкосновенное, все, что и выше его, и окрест, и впереди его, – надобно осветить умственную атмосферу собранием здравых понятий о всем сущем и бывающем, – надобно знать: что есть Бог? что мир сей, как он стоит и куда ведется? Что мы, зачем мы здесь, и что ожидает нас за гробом? Как нам должно держать себя в отношении ко всему окружающему, – к верховному Существу – Богу, к братиям нашим – человекам и к миру невидимому, – Ангелам и Святым. Знающий все сие шествует при свете; а не знающий сего сидит во тме, и, если б вздумал идти, поткнется, потому что тьма ослепляет очи его. – И только Христианство разгоняет тьму сию, давая на все сие верные ответы в своем учении. Оно учит, что Бог, в Троице поклоняемый – Отец, Сын и Св. Дух, сотворив все единым словом Своим, все содержит глаголом силы Своей, и все ведет к Своему предназначению, паче же блюдет человека, и падшего – преестественно восстановляет в Христе Спасителе, вразумляя его откровениями и руководя заповедями, определяющими все его обязательные отношения и составляющими собственно путь, коим следует идти. Совокупность всех сих понятий и есть свет, указующий нам путь и освещающий его. Итак – узнай православное учение Христианское и содержи его всем сердцем, и будешь видеть путь в Царствие, и все окружающее сей путь, и все, могущее встретиться в продолжении его. – Это первое.
Но пусть и знает кто путь, и путь сей освещен: что пользы в сем знании, если нет сил идти по нем? Больной, расслабленный, безногий, лежа при пути, по которому необходимо идти, и так необходимо, что если не пойдет, погибнет, – будет только больше сокрушаться от того, что знает и видит сей путь. В таком бы положении были и мы, если б Господь, просветив нас светом ведения, не дал нам сил идти по указанию сего света; ибо сами собой мы не можем идти, не имеем сил, мы расслаблены, разбиты. – Но не смущайтесь! Все Божественные силы, яже к животу и благочестию, заготовлены уже нам Господом, призвавшим нас в чудный Свой свет (2Пет.1:3), и всякому верующему подаются в святых таинствах Церкви, подаются независтно, в таком обилии, сколько кто желает и может вместить. Крещение возрождает, миропомазание укрепляет, св. причащение преискреннейше соединяет с Господом Иисусом Христом, св. покаяние восставляет падшего, который падает снова по крещении, и проч. Всякое таинство дает особую божественную силу, нужную человеку на пути в Царство Небесное... Итак, зная содержимые Церковью таинства, бывай сколько можно чаще причастником их, с верой и по всему чину, установленному в св. Божией Церкви, – и силы Божественные, нужные к совершению пути в Царство Небесное, никогда не оскудеют в тебе. – Это второе.
Но на пути могут ослабевать и истощаться силы, могут встречаться приманки и увлечения. – От первого должно прекратиться шествие; от второго – принять ложное направление; конец же того и другого – пагуба. Как же быть? Надо обновлять силы, и отревать приманки и увлечения. – Что нужно для этого? Одно: неуклонно исполнять все постановления Церкви и все чины ее – священнодейственные, молитвенные и освятительные. И вот почему! – В св. таинствах мы приемлем благодать Св. Духа, как искру Божественную, ниспадающую в наше естество. – Как для того, чтоб искра, павшая в вещество, превратилась в пламень, необходим воздух и движение сего воздуха; так необходима своего рода атмосфера и движение сей атмосферы и для того, чтоб искра Божественной благодати, принятая нами в таинствах, проникла в наше естество и превратилась в пламень. Сию атмосферу и составляет наша церковность – все чины священнодействий, молитв и последований Церкви, окружающих человека во всех положениях; а движение сей атмосферы есть непрестанное последование священнодействий Церкви одних за другими и непрерывное участвование человека то в одном, то в другом. Здесь разумеются дневные службы: вечерня, утреня, литургия, праздники церковные, крестные ходы, молитвования на разные случаи – в домах и церквах, путешествие ко св. местам, – паче же всего св. посты с говением и причащением Св. Таин. – Чем кто усерднее участвует во всех сих чинопоследованиях, тем сильнее и сильнее будет разгораться в нем искра благодати, пока не превратится в пламень, поглощающий весь состав его – душевный и телесный. Кто будет так действовать, у того никогда не истощатся силы, тот никогда не потеряет бодрости на пути и не впадет в беспечность. Этот же способ дарован нам и для того, чтоб отревать от себя приманки и развлечение мира. Кто живет по уставу Церкви, тот, как за оградой спрятавшийся, не боится соблазнов его. Церковность есть как бы отпевание и отчитывание от омрачения, производимого дыханием мирского духа. Коснется ли кого эта зараза, – беги в церковь, и все отойдет, – или будь неуклонно верен указаниям Церкви, и мир не найдет случая приразиться к тебе; ибо все, что есть в мире, есть и у нас в Церкви, только в чистейшем, Божественнейшем виде... Там гулянья, – у нас св. праздники: там балы, – у нас церковные служения: там театры, – у нас Божественные священнодействия. – Сравнивай всякий, что лучше, – и не увлекайся пустой приманкой и не оставляй – ради ее – существенного, плодотворного и питательного. Итак живи по церковному, и будешь жить как в духовной атмосфере в ограде, – и силы твои никогда не ослабеют в тебе к продолжению пути, и никакие приманки не увлекут тебя на распутия. – Это третье.
Чтоб не утомить вас, коротко скажу вам четвертое. – Могут на пути встретиться препятствия, которых не догадаешься, как преодолеть: могут быть расставлены сети, которых не сумеешь миновать; могут быть сочетания стезей, при которых не сообразишь, куда идти; может набежать облако, которое скроет совсем путь, и устрашит громом и молниями: к кому тогда обратиться? Как быть? Кто поможет во всех таких случаях? – Ангелы с неба? Но они являются только в чрезвычайных обстоятельствах, оставляя обычное течение дел существующему у нас порядку. Так кто же поможет? Пастыри – отцы духовные, которые и даны Церкви, по Апостолу, для того, чтоб не допускать Христиан влаяться недоумениями, – и вести всех неуклонно по пути в живот вечный, научая каждого приходить в меру возраста исполнения Христова (Еф.4:11–15). Так, будь покорен руководству отцов духовных, и избежишь распутий и преткновений на пути в Царствие Небесное, и скоро и безбедно притечешь к вратам рая.
Вот все, что предлагает нам Христианство о пути спасения: 1) знать и содержать учение Христианское, которым сообщаются здравые понятия о всем сущем и указывается сам путь в Царствие – в заповедях; 2) быть под действием святых таинств Церкви, чрез которые даруются силы, яже к животу и благочестию; 3) участвовать во всех священнодействиях, молитвованиях и чинопоследованиях Церкви, как положено уставом, чтоб тем возгревать в себе искру благодати Божией и отревать обаяния мира; 4) вверяться руководству законных пастырей и духовных отцов и повиноваться их руководительным указаниям. Итак –
«Узнайте и сердцем содержите все, чему учит св. Церковь, и приемля благодатные силы чрез таинства и возгревая их чрез все другие священнодействия Церкви, идите неуклонно путем заповедей, предписанных нам Господом Иисусом Христом, под руководством законных пастырей, и несомненно достигнете Царствия Небесного и спасетесь». Аминь.