Проповедь о пути ко спасению

Проповедь о пути ко спасению

Учителю, что сотворив, живот вечный наследую? (Лк.10:25).

Так некогда вопрошал Господа один законник! И тот вопрошал Господа, искушая Его, как бы любопытствуя только что скажет Учитель, ибо сам знал, какой надо сделать на это ответ. – Но можно вопрошать о пути ко спасению и не из пустого любопытства, а по искреннему желанию получить на него прямой ответ – неведомый или забытый, вопрошать по кровной нужде, потому что душа болит и сердце томится недоумениями, – что сотворив, живот вечный наследуем?

Такое томительное недоумение тем естественнее, чем неопределеннее сфера мыслей, окружающая вопрошающих, и чем более разномыслия встречают они в писаниях и речах человеческих. – И не в таком ли положении находимся мы ныне? Осмотритесь кругом и увидите, что и те, кои от нас, не одно говорят. Иной, например, говорит: молись – и спасет Господь; другой: плачь, сокрушайся – и Бог не уничижит; третий: твори милостыню, – и та покроет множество грехов; тот: постись и приметайся к дому Божию; а сей: брось все и удалися бегая и водворись в пустыню. Вот сколько разных ответов у наших! – И это еще все истины, правила спасительные, с которыми неизбежно встретиться на пути спасения, хотя они не обнимают его вполне. – Что же касается до тех, кои считают себя сущими от нас, но перестали уже быть нашими, – разумею Христиан, увлекшихся духом века и суемудрия, – до тех, которые, присвоив себе несколько здравых понятий, заимствованных в Христианстве и возмечтав о себе много, оставили нас и сердцем отделились от Христа Господа, хотя языком исповедуют еще Его, – что до них касается, то между ними еще более самого грустного и болезненного разномыслия, уклонившегося от пути истины и блуждающего на распутиях лжи. Не случалось ли и самим вам или слышать при разговоре, или читать в книгах, как иные умствуют о порядке вещей, коему надлежало бы быть по их уму, вместо того, который теперь есть? Ο спасении души здесь и помина нет. Блаженство вечное, если оно допускается, считается уже как бы обладаемым, по каким-то правам человечества, и вся забота обращена на то, как бы, в придаток к тому, усладить и земную жизнь и превратить ее из горестной в райскую. – В сем духе иной возглашает: не верь ничему кроме ума твоего, следуй влечениям природы твоей, будь независим, живи в свое удовольствие, не позволяй чужой руке лежать на выи твоей, – и будешь счастлив; другой проповедует: где не распложают общественных увеселений, театров и т. под., – там и жизнь, не жизнь. Там слышится: прямой дорогой идти нельзя, нужно уменье жить – уменье так вести дела, чтоб не терять своего интереса, и не дать другим подметить своих планов, намерений и чувств (это у них называется благоразумием...); здесь говорится, что если не защищать своей чести и достоинства, то пропадешь. – Замечаете ли, какое все это мрачное мудрование! И однако ж оно составляет можно сказать основание обычаев света, и его можно встретить свободно ходящим и в простой беседе, и в большом собрании, и в книге печатной – не одной. – Вообразите же теперь, что должно произойти в уме и сердце вашего знакомого, а иногда, может быть, вашей дочери и вашего сына, когда в одном, другом, третьем месте встретят их подобные речи, когда в одной книге вычитают они такие мысли, в другой и третьей еще хуже, – и это не один день или месяц, а целые годы, – когда притом вокруг себя они видят обычаи, напитанные тем же духом, а тут в своем сердце, искушаемом соблазнами, возникают прихотливые помыслы, колеблющие доброе настроение, – вообразите, что все сии разносторонние впечатления – за один раз – соберутся в юную, да и не в юную, может быть, душу, – что тогда должно восчувствовать сердце, особенно сердце, еще не забывшее Господа и дорожащее словом истины, исшедшим из уст Божественных? – Я слышу из глубины сего сердца исходящий вопль, подобный воплю Апостолов, устрашенных бурей, и Петра, начавшего утопать: Господи! спаси мя, погибаю. Господи! что сотворю, что сотворю, да спасуся? – Матери и отцы! слышите ли вы этот вопль?

Не подумайте, что я увлекся. Нет! Я намеренно хотел выяснить, как естественно, особенно ныне, вопрошать о пути ко спасению, или о пути в Царствие Небесное. – И я уверен, что если бы здесь среди нас, стал сейчас Господь, то все, ищущие прочного добра, и видящие, как нынешний дух, нынешние учения, нынешние порядки разноречат друг с другом, все эти в один голос обратились бы к Господу прежде всего с вопросом: Господи! что сотворим, да живот вечный наследуем? Что сотворим, да спасемся?

Но, братия, Господь вчера и днесь, той же и во веки (Евр.13:8). – Тогда Иудею Он велел искать ответа в законе: в законе что писано, – како чтеши? Ныне Христианину Он повелел бы без сомнения обратиться к святому Евангелию – вообще к новозаветному учению или к Церкви Божией, и спросил бы его: что здесь содержится, как разумеешь? – Очевидно, что Господь, обратив внимание Иудея на закон, хотел внушить ему: нечего тебе и спрашивать; путь спасения прописан в законе: твори так, и спасешься! На то и закон дан, чтоб вести тебя ко спасению. – Подобное сему должно сказать и Христианам, колеблемым навеянными на них недоумениями: нечего вам спрашивать! Христианство и есть единственный путь ко спасению. – Будьте истинными Христианами, и спасетесь. – На что же св. Церковь, на что догматы и заповеди, на что св. таинства, наши посты, бдения, молитвы, освящения и проч? – Все это, – или все, содержимое св. Церковью, и есть верный путь ко спасению. Кто сердечно приемлет и усердно исполняет все, что заповедует св. Церковь, тот не вне пути спасительного. Посему, если есть это в нас, – то нам не совопросничать место, а славословить; не искать, где спасение, а принимать его готовое, нам предлежащее или нас объемлющее; всей крепостью воздавать славу, честь и поклонение Господу, спасающему нас во святой Своей Церкви. Что, т. е., должны мы творить? – Свято чтить и неуклонно ходить во всех учениях, уставах и постановлениях св. Церкви, не слушая никаких пустых умствований новомодной философии, которая стремится все разорить, ничего не созидая?

Думаю, что в вашем уме все еще остается неопределенным, – что же именно нужно делать, чтоб спастись? Ныне я отвечу вам на это в нескольких словах: веруйте во все, во что веровать повелевает святая Церковь, и приемля благодатные силы чрез таинства и возгревая их чрез все другие священнодействия, молитвования и учреждения св. Церкви, идите неуклонно путем заповедей, возвещенных нам Господом Иисусом Христом, под руководством законных пастырей, – и спасетесь. – Подробное же раскрытие сего отложу до другого времени, и заключу слово мое молитвой, чтоб Господь даровал вам свет и разум, да познаете Его и ясно уразумеете путь спасения, принесенный Им на землю и утвержденный в Церкви, и столько уже святых людей проведший в рай, – чтоб и вам всем не лишенным быть сего благого чаяния. Аминь.

Наверх