Проповедь о преемнике эстафеты Иоанна Предтечи и покаявшемся Закхее. 2018 г.
Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею. И, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное чрез пророка Исаию, который говорит: «Земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4, 12-16). Вот так, очень давно сказанные слова пророком Исайей оказались истиною. Господь, поселившись с Капернауме, явил первый свет жителям той страны, свет истинный, свет Христовой истины – в пределах, где не было истинного богопочитания.
С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17). Эти слова точь-в-точь повторяют то же самое, что говорил Иоанн Предтеча. Этим самым Господь, опять же, снисходя к Своим слушателям, показал, что эстафета после ареста Иоанна переходит к Нему. Он воспринимает пророческое служение. Кто не знает, в 96-й раз повторяю, что пророк – это не тот человек, который предсказывает будущее, а тот, который возвещает людям волю Божию. Те пророки, которых показывают по телевизору, ложные. Хотя бывает, что они угадывают, но, вообще сейчас только ленивый за пророка не сойдёт. Кому совсем не на что жить, объявите себя пророком, Вас обязательно окружат всякие экзальтированные женщины и некоторое количество мужчин. Вы можете нести любую ахинею. Хотите, про инопланетян, хотите – про ближайшее будущее, хорошо про войну начать говорить. Про всё то, чего народ устрашается. И не называйте этот год или следующий, а так года через полтора, потому что через полгода все всё равно забудут. И опять будешь пророчествовать. И денежка сама поплывёт, потому что все будут спрашивать, а что дальше, а как быть. Если б я хотел, сейчас бы у меня было очень много денежек, потому что очень многие приходят в церковь со словами: «Не знаю, что мне делать». Потому что люди благодаря своему уму, опыту и бесхитростности создают такие условия, из которых выхода нет. Взять, допустим, 500 кредитов. «Батюшка, что мне теперь делать?» Одна раба Божия даже пришла и говорит: «Может быть, Вы мне заплатите? А то моя дочка, – объясняет, – взяла кредитов, купила магазин, а дело не пошло». И я должен это всё погасить? Давайте, братья и сестры, соберёмся и вместо того, чтоб ещё один храм построить, мы лучше будем снабжать деньгами кредитное учреждение, чтобы те, кто его основал, могли лишнюю путёвку себе купить. Очень много ситуаций на земле, из которых выхода нет вообще. Например, выйти замуж за кого попало. Или перестать воспитывать своих детей – пусть они растут сами или ими детский сад занимается, секция лыж, шахматы, соседняя гимназия. Потом получаешь ребёнка, который совсем не твой, который заявляет: «А Вы, маменька, молчите», а дальше мат, который невозможно даже в церкви произнести. Приходит человек, спрашивает: «Батюшка, что мне теперь делать?» Из этой ситуации выхода нет. Нет. Потому что воспитания не было, причём по своей собственной инициативе. Одно дело, ребёнок оказался в больнице. Его, конечно, навещают, но он в больнице вынужден общаться только с медперсоналом и с теми ребятками, которые лечатся по тому же диагнозу. Тут ничего не сделаешь, потому что чтобы обеспечить присутствие дома таких специалистов, нужно быть очень богатым человеком. И Господь видит, что в одном случае ситуация безвыходная, а в другом человек сам её создал, и поэтому её нужно этому человеку выстрадать, ему нужно её пережить. Так люди теперь и говорят: «Я переживаю». А переживать не хочется. А другого пути нет, надо это всё пережить. Может быть, даже и отсидеть. Всякие бывают ситуации. Ничего в этом такого сверхтрагического нет. Огромное количество, десятки тысяч в тюрьме сидят ни за что, я свидетель, очень даже просто это всё бывает.
И вот, Господь, взяв эту эстафету Иоанна Предтечи говорит: «Покайтесь! Царство Небесное к вам только приблизилось». Это очень важная точка жизни человека. Мы пришли в храм, и к нам только приблизилось Царство Небесное. А шаг каждый в Царство Небесное связан только с покаянием. Человек должен окаять свою жизнь, потому что жизнь всех людей на земле – и чёрных, и жёлтых, и белых, и красных – перед Богом является неправдой. Отдельные проявления человека, независимо от того, какой национальности, какой религии, бывают христианские. Господь этому радуется. Отчего так происходит? А потому что всех создал Бог. И поэтому у каждого человека есть природная тяга к добру. А что же такое покаяние? А покаяние – это когда человек изживает с помощью Божией все свои поступки, которые противу божественного добра. И поступки божественного свойства вытесняют качества души, которые неугодны Богу. Человек начинает жить не для себя, не для детей, не для Родины, не для богатства, не для карьеры, а для Господа Бога. Если какой-то момент истории человека заключается в том, чтобы помочь своим детям, это есть уже дело веры, дело божественное. Совсем не всякая любовь приносит детям пользу. Любовь большинства людей, которые далеки от Бога, приносит один единственный только вред. Даже на западе в юриспруденции есть такой термин: «удушающая любовь». Ничего себе! Здорово, да? Мама так любит своё дитя, что душит его. И считает, что она во всём права. А это не всегда бывает так.
А второе Евангелие напоминает нам о том, что скоро начинается Великий пост. Неделя о Закхее. Ещё не закончили мы Богоявление праздновать, а уже встаёт заря Великого и святого поста. Сегодня Святая Церковь нам предлагает чтение о Закхее. Этот отрывок из Евангелия очень удачно сочетается с тем, что мы сейчас читали о том, как Господь поселился в Капернауме, как принял эстафету от арестованного Иоанна Предтечи и призвал к покаянию, которое есть начало входа в Царство Небесное.
Иисус вошел в Иерихон и проходил чрез него. И вот, некто именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый (Лк. 19, 1-2). Каждый сборщик податей был богат. Умные римляне так придумали, что если сборщик податей (или, как по-славянски придумали, мытарь) не смог взять налоги у какого-то человека, он платил из своих денег за него, а потом имел право за некоторое время в четыре раза взять с того. А если должник не смог отдать, тогда его сажали в тюрьму и, пока он не отдаст, его оттуда не выпускали или продавали в рабство. Вот такая жестокая юриспруденция. И поэтому мытари богатели очень быстро. Потому что налоговая система всегда несовершенна, кто-то меньше платит, кто-то больше, кто-то уклоняется ловко от налогов с помощью коррупционных схем. Это всё известно с очень глубокой древности.
И вот, этот Закхей искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом (Лк. 19, 3). Подходит к толпе – за головами, плечами рослых мужчин ему ничего не видно. А хотел он страшно. Что его привлекает в Иисусе?
И, забежав вперед – рассчитав, где будет Христос проходить – залез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув увидел его и сказал ему: Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме (Лк. 19, 4-5). Понимаете, Закхей – грешный человек, ненавидимый всеми в своём народе. Почему? Потому что налоги собирает. А что такое налоги? Человек зарабатывает, а берёт кто-то другой. Представляете, как зло берёт? И это всё персонифицируется в сборщике налогов, хотя он всего лишь чиновник. И в таком вот Закхее просыпается жажда увидеть Иисуса. Я наблюдаю 50 лет, что у людей, которые ходят в церковь, жажды увидеть Иисуса, нет. У них какие-то другие жажды. Кто-то заболел, кому-то грозит тюрьма, кого-то обидели, он весь в обиде. Люди приходят, для того чтобы от этого избавиться. Кого-то мысли мучают, кого-то зависть, какие-то ещё проблемы. Но я, вы знаете, никогда не слышал, чтобы кто-то сказал: «Я хочу увидеть Господа Иисуса Христа». Поэтому Христос нам и не говорит: «Закхей, слезь скорее». Когда вот этого очень короткого человека Господь увидел, сидящим на дереве только для того чтобы Его увидеть, Он сказал: «Слезай, я сегодня приду к тебе в дом». Эти слова в Иерихоне – это как взорвавшаяся бомба. К нему никогда никто не приходил в гости. Никогда. Потому что его все ненавидели и презирали. И вот, он в таком окружении жил. А этот Человек, за Которым ходят толпы, так что Его даже увидеть нельзя, говорит: «Я сегодня приду к тебе в дом». Почему? Только потому, что он захотел Его увидеть. Господь всегда идёт навстречу тому, кто хочет Его увидеть? Как же Его увидеть? Для этого нужно соблюсти Его заповеди и последовать за Ним. Для этого нужно стать Его учеником, тогда увидишь.
Аналогичный случай произошёл, когда один молодой парень, когда услышал, что Христос говорит, сказал: «Господи, пойду за тобой, куда бы Ты ни пошёл! Только позволь мне похоронить умершего отца». А Христос ему говорит: предоставь мертвым погребать своих мертвецов (Мф. 8, 22). У одних мёртвых умер другой мёртвый. Ну пусть они похоронами занимаются. Что им ещё делать? Им главное что сейчас? Оградка, полиэтиленовые цветочки, в какую сторону головой закапывать, какое кладбище – вот это им надо. Справку от врача. Они вот этим занимаются, для них это важно. А тебя призывает Христос, поэтому оставь. И он, надеемся, что пошёл за Ним и стал Его учеником.
Но вернёмся к Евангелию сегодняшнему: он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать и говорили, что Он зашел к грешному человеку (Лк. 19, 6-7). И происходит то, что называется покаянием. Очень важный момент: Закхей же став сказал Господу: Господи! Половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему (Лк. 19, 8-9). Потому что Господь увидел, такая мысль может прийти только от Духа Свята. Господь его вразумил это совершить – половину имения раздать нищим, потому что он причастен к тому, что некоторые из людей стали нищими, а всем, кто имеет обиду, в четыре раза дать, чтоб они не только забыли, что какой-то налоговый инспектор их ободрал, хотя ободрал по закону.
Знаете, есть такая вещь – закон, по которому любого из вас можно расстрелять. Только нужно отмотать колесо истории назад. И любого можно посадить. Как вот этого армянина, чью фамилию я забыл, дай Бог ему здоровья. К нему ворвались бандиты, чтобы ограбить его дом, он троих зарезал, четвёртый еле убежал, потом его поймали. И судили, и судья присудил вроде шесть лет тюрьмы за убийство. Хотя он никого не убивал. Он защищал жену, деток своих, дочек. Единственный способ был с четырьмя мужиками справиться – это их зарезать, как баранов, что он и сделал. Жалко вот, уже истекал кровью, и не дорезал четвёртого, тот улепётывал через поле. И всё-таки благодаря только народу, а не закону, его оправдали. Народ вышел его защитить. Сейчас, если захотите, защищая свою жизнь, кого-то зарезать, то обязательно пойдёте в тюрьму. Любая судья – это в основном женщины, существа мягкие, добрые – обязательно отправит вас в тюрьму. Потому что отправив вас в тюрьму – это для них самое безопасное. Вы что думаете, каждый судья заботится о том, чтобы в стране воцарился порядок? Он заботится о себе, потому что каждый судья думает: «А вдруг у потерпевшего человека будут какие-то заступники?» Они наймут адвоката ловкого, если нет, 12 адвокатов. И они докажут – для этого, собственно, адвокатура и существует – что обвиняемый превысил необходимость обороны, следовательно, судья присудил неправильно. Если судья неправильно присудил, то ему будет большой нагоняй от председателя суда, а если повторится ещё раз, он лишится своего судейского места и лишится зарплаты в сто тысяч рублей. Знаете, судьи больше, чем водители автобусов, получают. Так что это очень хорошая должность. Поэтому каждый судья, когда судит, прежде всего, думает о себе и о своих детях. А остальные все посидят, ничего. Это в ста процентах случаев. Даже когда всё очевидно. Но очевидно – это когда ты смотришь на бумагу, а судье некогда смотреть, он пишет определение суда того процесса, который он будет рассматривать завтра. Один подсудимый сказал: «Уважаемый судья! Ну как же так? Вы даже головы не подняли, пока меня судили. Вы что, Вы заранее? Я вижу, Вы всё время что-то пишете» – «Да нет, я пишу определение следующего судебного разбирательства. А Ваше я вчера сделала». То есть всё, что происходит – это цирк. И мы должны это понимать. Это называется закон. То есть по закону надо человеку сидеть в тюрьме, хотя он не только не виноват, а ему надо орден давать. Вот так. Это в сторону, но это очень важное дело.
Но у Бога как у Судьи суд другой. Он вопреки всему обществу, которое скрежетало зубами, что Он так отнёсся к Закхею, выразил желание прийти к нему в дом. А Закхея настолько поразила милость Божия, что он на глазах у всех переродился из человека, который выжимал из людей деньги стал таким, что от всей души – от всей души! – он их наградил. И все, кого он обидел, его простили. Произошло то самое преображение, о котором я талдычил последние четыре дня. Вот пример нам даёт по милости Своей Господь через Евангелие о Закхее и о том, как Господь пришёл в Капернаум. И как эти два Евангелия друг друга дополняют, для того чтобы у нас в голове наконец-то произошло тот важный переход от того, что человек пришёл к покаянию, а потом покаялся.