Проповедь о настоящей вере, 2017 г.
Вошел Господь в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! Слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же отвечая сказал: Господи! Я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой; но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек… (Мф. 8, 5-9). Он военный, а каждый военный подвластен другому военному, сотник – это ротный командир, старший лейтенант или капитан, а над ним майор и так далее до маршала, поэтому он и говорит, что он подвластный человек.
Но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идет; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает (Мф. 8, 9). «Эй, боец, ну-ка, поди сюда! Давай, вот тебе зубную щётку, мой унитаз». И он делает, некуда деваться. Реалии жизни. Сотник объясняет, почему ему достаточно того, что Господь просто слово скажет, и слуга исцелеет, за которого он хлопочет.
Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам: и в Израиле не нашел Я такой веры (Мф. 8, 10). Вот этот сотник, римлянин, язычник, не обрезанный, не знавший Священного Писания. Хотя в это время оно уже было переведено на греческий язык, а все образованные римляне обязательно говорили и читали по-гречески, но если б он читал Писание, он бы из Писания что-нибудь Спасителю процитировал, чтобы показать, что он тоже причастен к истинной вере. Но нет, у него такая воинская работа: ать-два, приди сюда, подай ружьё, в атаку и так далее. И вот, Господь так высоко его оценил. То, что он сказал – совершенно искренне. Оказывается, что весь Израиль со своими учителями, школами, обрядами не дотягивал до той веры, которая была в сердце к Иисусу Христу у этого сотника. В чём тут дело? А в том, что сотник с помощью той веры, которая была у него в сердце, разглядел в Этом Человеке, в Иисусе, которого все называли Христом, Того, Кто может одним словом исцелить его слугу. А в Израиле таких людей не оказалось.
Здесь мы вплотную подходим к понятию веры христианской. Нужно обязательно понять, в чём она состоит. Потому что у большинства людей на земле вера не настоящая, а только какие-то фрагменты религиозности есть у людей, даже у тех, которые считают себя христианами. Это не запрещено, каждый может считать, что ему нравится. Даже считать, что трижды восемь – это одиннадцать. Можно так считать, но эта вера не будет истинной.
Почему же в этом сотнике, хотя он не выполнял очень важные религиозные предписания, которые выполнял весь Израиль, и даже не интересовало ими, было нечто большее? Что же это большее, что позволило Спасителю всем нам этого сотника поставить в пример? А потому что то, чем обрастает всякая религиозность, связано с тем, что человек, исповедующий какую-то веру, обязательно должен измениться и стать таким, каким его хочет видеть Бог, Который дал заповеди всем людям, желающим следовать за Ним, повинуясь своей вере.
«Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39). И вот, этот сотник проявил любовь к своему слуге, который заболел. Когда тот был здоров, он ему говорил: «Так, встал быстро, кругом, одна нога здесь, другая там, принеси мне из колодца воды» – и он бежит бегом. И бегом обратно. А тут сотник видит, что слуга заболел, пожалел его, пошёл ко Христу Спасителю. Почему Господь сказал, что придёт к нему? Потому что потрясающая вещь – офицер хлопочет за солдата. Это что такое? Как «что такое»? Это был очень хороший слуга. Настолько хороший, дружелюбный, неворчливый, исполнительный, что этому сотнику было с ним очень легко. Поэтому он и хотел продлить ему жизнь. И Христос, увидев, что это именно такой солдат, говорит: «Я к тебе приду». А сотник возражает: «Не надо. Достаточно одного Твоего слова».
А современным верующим одного слова не достаточно. Я всё время замечаю, что каждый человек, а мне по долгу службы приходится разговаривать с разными людьми, обычно переспрашивают три-четыре раза. Я иногда даже спрашиваю: «А у тебя со слухом вообще как?» – «Нормально». А почему человек переспрашивает, когда ему говорят? А он не верит, ему нужно ещё и ещё утвердиться. Просто если ты не веришь, не спрашивай. Вот рядом у нас есть больница психиатрическая, на улице 8-го Марта, туда сходи, или в булочную, напротив у нас вообще магазин и аптека. Ты пришёл, спросил, тебе сказали. Чего тебе ещё надо? Дальше – всё твоё. Хочешь – слушайся, хочешь – пошли куда подальше. Ты же свободный человек. Все услуги бесплатные. Это ж не то, что к юристу пойти за 15- тысяч рублей, и в результате – ничего.
Господь сказал эти два слова, и слуга выздоровел. Можно надеяться, что после этого сотник вообще стал учеником Христовым, потому что на его глазах вообще произошло настоящее чудо: когда он вернулся к себе, слуга был уже здоров.
Господь Иисус Христос для того на землю и пришёл, чтобы люди, которые были свидетелями чуда, уверовали. А теперь и мы свидетели этого события через слово евангелиста Матфея, который это нам рассказал. И если мы веруем в Бога, веруем в Церковь, мы веруем, когда из многочисленных свидетельств Церковь отбирает именно те, которые Она считает истинными. Видите, всё зиждется на вере. Сотник поверил в Мессию и получил, что хотел – исцеление.
И ещё одно обстоятельство, которое дало возможность Христу Богу нашему сотворить это чудо – что он просил не для себя. «Ой, батюшка, я завтра на операцию иду, пожалуйста, помолитесь». А что, ты думаешь, что Бог к батюшке ближе, чем к тебе? Зря ты так думаешь. Просто у тебя веры нет. Во что? В твои молитвы. Вместо того, чтоб взять, подойти к иконе и помолиться, ты просишь других. А можно и без иконы, икона для молитвы совсем не обязательна, можно глаза закрыть. Как древние отцы учили: встань перед иконой, закрой глаза и молись. Сказать: «Господи, вот трепещет моя душа из-за больной коленки. И вот, боюсь и устрашаюсь! Помоги». Отчего человек молится за коленку? А потому что он не ищет Царства Небесного, из-за того что он не доверяет Богу. И он хочет каких-то дополнительных ресурсов чтобы с коленкой оказалось всё нормально. А сотник не таков. Он не говорил, чем он болен, не говорил Ему, сколько он денег издержал на врачей, не говорил, сколько десятилетий тот болеет. Говорит: «Даже ходить не надо, скажи слово. Не утруждай себя». Это потрясающе! Потому что человек ради своей коленки готов абсолютно любого, даже человека старше его в три раза, утруждать. Потому что на того, к кому он обращается, ему наплевать. Для него это всего лишь функция, через которую он опосредованно получает здоровую коленку. А сотник не так. Сотник и побеспокоился, чтобы не утруждать Господа Иисуса Христа, и возлюбил так своего слугу, что просил за него. Хотя мог просто его отставить, в лазарет списать и обратиться к младшему командиру: «Слушай, подбери мне паренька нормального». Тот бы ему подобрал из того, что есть. И все бы сказали: «Ну а что ж, все так делают». А он был не такой как все. Потому что быть как все – это ужасно, то есть хуже этого нет, когда человек как все. Потому что все – это совсем не христиане. Христиане – это народ избранный, их отличает любовь ко Христу и любовь к ближнему, которую сотник и явил. И Господь принял его и наградил И вот, когда нам понадобится просить что-то у Господа Иисуса Христа, нам полезно всем, если мы хотим результата, чтобы сотник и его слуга приходили нам на память.
Говорю же вам, что многие придут с востока и с запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час (Мф. 8, 11-13). Потому что он поверил, что Иисус Христос может исцелить.
Мы хотим, чтобы Бог нас услышал. Конечно, это полная ахинея, но тем не менее, почему-то люди всякую ахинею скорее запоминают. Как будто Бог может оглохнуть, как будто у Бога есть барабанные перепонки. Бог слышит всё и всегда, и не только нас, а даже вздохи зверей, потому что у всех зверей, птиц, рыб жизнь очень трудная. И Бог слышит даже каждое растение Бог имеет попечение о всех. Но если хотим, чтобы наша молитва была, как мы выражаемся, услышана, надо обязательно верить в то, что Господь может это сделать. И вот с этой верой нужно и молиться.
Хочу из второго Евангелия от Иоанна тоже прочесть немножко: Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет (Ин. 10, 9). Тоже речь идёт о приобретении. Христос про Себя говорит: «Я – дверь». А кто такой Христос? Христос – это Слово Божие. Войти в общение с Богом можно только через Христа. Или иначе сказать, что одно и то же, через Слово Божие. Вот сегодня мы читали слово Божие о сотнике. Если мы умом и сердцем в себя воспримем, наша жизнь переменится.
Для чего возникли такие обычаи, которых раньше не было? Например, строить храмы, украшать их иконами. Возникло церковное пение, церковная поэзия. От того, что человек слышит и видит в храме, в нём что-то меняется? Нет. Так не бывает, чтобы человек заладил ходить в храм и потихонечку стал бы христианином. Нет. Храм – это школа и лечебница. Он существует для того, чтобы человек на разные лады проникся словом Божиим. Слово Божие как устная речь, слово Божие, обёрнутое в какое-то поэтическое произведение. Конечно, мы слово Божие воспринимаем через перевод с греческого, но всё равно сами образы поэтические сохраняются, потому что и Кирилл и Мефодий, и все последующие переводчики, составители были поэтами. И такую же роль играет и сам храм. У нас, у православных, имеет всегда ориентацию на восток, потому что Христос пришёл с востока, и в память о том, что Церковь ведёт человека ко Христу. И иконы напоминают нам о Христе, о тех, кто умер за Христа. Когда мы смотрим на иконы, мы видим, что все две тысячи лет Церковь в лице отдельных людей веровала Ему и получала от Него вот эту пажить словесную. Люди бывали грамотные, бывали неграмотные. Многие приезжают из Европы и говорят, что в их городе нет русского храма и сербского нет, поэтому они ходят в греческий. Но человеку, который знает Литургию, всё равно, что по-гречески, что по-английски слушать. Потому что он её знает. А так, потихонечку, изучая язык, достигает и полного понимания. И Евангелие по двум-трём английским словам он понимает, что читают. А можно просто взять календарь и прочесть слово Божие.
Но слово Божие недостаточно знать даже наизусть и недостаточно понимать, что сказано. Потому что все грешники понимают, чем они грешат. Каждый маленький мальчик и маленькая девочка понимает, что такое хорошо и что такое плохо. Подходит ко мне пятилетний мальчик и говорит: «Я озоровал». То есть он прекрасно понимает, что это он делал неправильно. А христианство начинает не тогда, когда человек понимает, что он озоровал, а когда он взывает: «Ты меня, Господи, прости! Я больше так никогда не буду». И с этого дня дня уже не озоровать. С этого момента. И всё, что в Церкви есть – и сам храм, и иконы, и песнопения, всё прекрасное богослужение – нужно только для того, чтоб человека подвести к такому шагу, какой сделал сотник. И если мы его не делаем, то мы никогда не станем христианами, и поэтому никакого спасения для нас невозможно. Это всё равно что стоять на берегу бушующей реки, рядом лодка – и стоять и ждать у моря погоды. Для этого и лодка, для этого к ней весло. Эти орудия нужны для того, чтоб тебе спастись. Человек должен сам сесть в лодку. Не достаточно знать. Христианство – это не знания, христианство – это есть умение. Это есть искусство. Искусство жить по-христиански и сердцем, и умом, и поступками.
А так вроде человек – христианин, крестик носит, юбка до щиколоток. И всё вроде нормально. Ну и что? А очень просто проявляется. Как узнать, человек христианин или нет. Подойди и плюнь в лицо. И сразу увидишь, какие у неё рождаются чувства, все будут отражены на лице – гнев, злоба, раздражение, ненависть. А, может, и драка возникнет. Вот, всё христианство сдулось, как шарик, который прокололи булавкой. Всё остальное – это всё дутое, ненастоящее. Я теперь стал даже задавать такой вопрос в ответ на жалобу, что дочка перестала в церковь ходить: «Зачем в неё ходить?». Церковь же не для того, чтоб неё ходить. Это ж не аптека, не магазин и даже не Большой театр. Не для этого Господь Кровь проливал, чтоб нам была возможность в церковь ходить. Ну пришёл, ну постоял. Ну и что? Ушёл такой же, как и пришёл. Христианства же нет, христианство – только в изменении: пришёл такой, а вышел другой. И вот только это движение есть христианство. Или можно по-гречески сказать – покаяние. Вот, если мы с вами это усвоим, у нас шансы стать христианами больше. Поэтому каждый, кто ходит в церковь, в конце концов обязательно услышит о покаянии. И может, это проникнет через ум в сердце. И он начнёт это движение изменения. И в нём начнётся христианство. И об этом Господь говорит: семя слова Божия падает на разную почву, одно на бетон, другое на асфальт, а третье просто в щель туда в метро проваливается. В темноту. И ничего не вырастет. Только на плодородной почве приносит плоды. Поэтому в церковь можно ходить десятки лет, и никаких плодов.
Особенно интересно смотреть на тех, кто в церкви работает. Человек думает: «Ну что, я работаю в церкви, неужели Господь не спасёт!». Да никогда. Потому что достаточно посмотреть, какие отношения у тебя с другими работающими. Как дома, как собака, так и в храме. Только здесь лицемерия больше. Надо всё время из себя что-то изображать, благочестие. И кому нужен этот цирк? Никому и никогда. Он отвратителен. Господь пришёл на землю не для того, чтоб устроить ещё одну цирковую площадку, а совсем для другого. Чтоб всё было настоящее. И ждёт от нас встречного шага, в чём нам всегда поможет. Можно Его об этом просить, а можно просто даже ждать. Он сам прежде нашей просьбы знает, что нам надо. Каждому живому существу нужно спасение. Дай Бог, чтобы спасение достигло каждого из нас.
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/propoved-85865/