Проповедь о наследнике и о рабе
Наследник, доколе он в детстве,
ничем не отличается от раба.
Гал. 4:1
Пока царевич в колыбели, чем отличается он от сына раба? Ни тело его не лучше, ни мысли не возвышеннее, ни желания не чище. Каков сын царя, таков и сын раба, а равно и сын последнего нищего... Когда же царский сын подрастет и с полным сознанием своего достоинства примет власть над царством, а сын раба, придя в возраст, с полным сознанием взвалит на себя иго рабства, тогда станет очевидной огромная между ними разница. Тогда ясно обнаружится, что наследник и раб не равны: рабу предлежит рабство, а царю – господство.
Так [обстоит дело] и с христианином и нехристианином, хочет сказать Апостол. Нехристианин рабствует природе, христианин властвует над ней. Весь нехристианский период истории человечества свидетельствует о том, что человек был рабом стихий, рабом плоти, рабом идолов и тварей. А христианский период истории человеческого рода являет человека господином и властелином, вельможей царского рода и наследником всего.
Даже и те, кто ведал единого истинного Бога, каковыми были израильтяне, не стояли по отношению к Богу как дети и наследники к Отцу своему, но оставались рабами перед лицом своего Господина и Судии. Когда же наступила полнота времен и пришел на землю Единородный Сын Божий, Он сделал то, что приняли мы усыновление, так что Духом Божиим взываем к Богу: Авва Отче!
Для чего, братья, пришел Христос на землю? Чтобы сделать нас лучшими рабов, вручить нам право сынов и должность господ. Право сынов [предполагает], что именем Христовым именуют они Бога Отцом, а должность господ – то, что владычествуют они над собой, над своим телом, над своими мыслями и желаниями и над всей окружающей их природой.
Сыне Божий Единородный, Твоей милостью и жертвой восприняли мы усыновление. Но ниспосли нам Твою помощь, дабы в чистоте и истине выстояли мы до конца. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.