Проповедь о молитве к Богу, чтобы спас Он душу от брения
Спаси мя от брения, да не угле́бну.
Пс. 68:15
Брением, братья, облечена наша душа, и на службу ей дана повозка из праха. Да не утонет же наша душа в прахе [и брении]! Да не отдаст себя им в рабство и плен! Да не угаснет живая искра в бренной могиле! Весьма обширно поле земного праха, влекущее нас к себе, но еще пространнее необъятное царство духовное, именующее душу своей сродницей. По телесному брению мы и впрямь родственны земле, а по духу мы в родстве с небом. Поселенцы мы в убогих хибарках, воины в переносных палатках. Господи, спаси мя от брения! Так молится кающийся царь, сперва уступавший брению и праху, пока не увидел он, что влекут они его в бездну погибели. Прах – это тело человеческое со своими грезами, прах – все злонамеренные люди, противоборствующие праведнику, прах суть и демоны со своими устрашениями и тревогами. От всего этого праха да спасет нас Господь! Только Он это может. А мы постараемся перво-наперво увидеть неприятеля в нас самих – того, кто притягивает к нам всех прочих врагов. Величайшее бедствие для грешника – в том, что сам он – союзник собственных супостатов, то есть сознательно или даже не осознавая того противник самому себе. А праведник надежно утвердил свою душу в Боге и в Божием Царствии, и посему он не боится: не боится, во-первых, самого себя и, во-вторых, не испытывает страха перед всеми прочими неприятелями. Нет у него ни смущения, ни тревоги, ибо не союзник и не сообщник он врагам души своей. Поэтому ни люди, ни бесы не способны причинить ему вреда. Его Союзник – Бог, его защитники – Божии Ангелы, – что тогда может сделать ему человек, или демон, или любой прах и брение?
О Господи Боже наш, Триипостасный и Единый, вдохнувший живую душу в брение нашей плоти, спаси нас по милости Твоей, дабы не погрязли мы и не утонули ни в прахе, ни в брении. Тебе слава и похвала вовеки. Аминь.