Проповедь о любви к Богу и нашей неблагодарности. 2016 г.
Сегодня Святая Церковь предлагает нашему вниманию отрывок из Евангелия от Луки, в котором говорится, как Господь сказал одну притчу: один человек сделал большой ужин и звал многих (но не всех); и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званным: идите, ибо уже все готово (Лк. 14, 16-17). Мало того, что сделал ужин, ещё каждому особое приглашение. Это говорит об особом ожидании и уважении к тем, кого он звал.
И начали все, как-бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю, и мне нужно пойти посмотреть ее; – потому что земля может убежать, и я так её и не посмотрю – прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их – потому что ни завтра, ни послезавтра, ни четыре дня спустя испытать их вообще никак нельзя, вот именно только сейчас. А почему так? Ну потому что мне хочется скорее сесть, включить, поехать, а ты… Ну что я ужинов что ли не видал? – извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти (Лк. 14, 18-20) – потому что с семейной жизнью вся другая жизнь разрушается, поэтому женитьба – это такое замечательное действие, когда всё остальное откладывается на потом. Так что «извини, не могу прийти». Какие, вообще, все вежливые, воспитанные. И возвратившись раб тот донес господину своему (Лк. 14, 21).
Сказано только о трёх, а на ужин звались многие. Для этой притчи выбраны самые уважительные причины. А было ещё много с не очень уважительными, вроде: «я не выспался». Очень часто священники на исповеди слышат такое. Время ещё полшестого вечера, а человек заявляет: «Вот как мне быть завтра? Я не сумею правило почитать». Странно, а что ты ночью-то будешь делать? На бильярде, что ли, играть или «Воскресный вечер смотреть»? Совершенно непонятно, как так. Как так можно не успеть, когда тебя зовут на званый ужин? И кто зовёт! Сам Христос! Нет, человек заранее знает, что ему некогда. Здорово вообще!
И какая реакция у того, что этот ужин устраивал? Тогда разгневавшись хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города, и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых (Лк. 14, 21). Нищих духом, калек от своих грехов, хромых, которые, идя к Богу, хромают на оба колена, и слепых, которые вообще не знают, куда брести.
И сказал раб: господин! Исполнено, как приказал ты, и еще есть место (Лк. 14, 22). Да, есть место. И в том приделе, и в этом. Ещё может даже войти столько же. Здравствуйте, дорогие хромые, слепые, увечные и нищие! Вот нас Господь собрал.
Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой; ибо сказываю вам, что никто из тех званных не вкусит моего ужина: ибо много званных, но мало избранных (Лк. 14, 23-24).
О чём это притча? О многом. В каждой притче есть вообще много слоёв. Самый древний, архаичный – это исторический смысл. Речь идёт о народе Израилевом, который готовился к тому, чтобы встретить Мессию, а когда Он пришёл и предложил Своё Царство, которое сокрыто под образом пира, они стали отказываться, потому что та жизнь, которой они жили, их устраивала целиком и полностью. А те двери, которые Он для них хотел открыть, им были совершенно ни к чему. В этом они были похожи на неразумных детей, которым родители пытаются внушить, что надо учиться, надо развивать свои мозги, что ему это в жизни пригодится. Нет, ребёнка всё устраивает. Устраивает, что папа зарабатывает деньги, устраивает, что мама убирает дом, убирает за ним игрушки, устраивает, что бабушка напоминает, чтоб собрал все необходимые учебники в ранец. И вообще ни о чём не надо думать. Тебя накормят, а если ты не хочешь есть, с ложечки и чем-нибудь вкусненьким. Вообще ничего делать не надо, всё за тебя делают те среди которых ты живёшь. А перед ним открывается возможность эту жизнь улучшать: так же трудиться, как его папа, мама. Но в силу того, что он один, у него нет никакой конкуренции, поэтому он вырастает человеком, который не способен ни на что и не хочет ничего. Он хочет только играть. И нужны соответствующие люди, он обычно и женится на такой девушке, которая обеспечит его игрой на всю оставшуюся жизнь и не предъявит никаких претензий. Он будет с ней играть, а вы будьте любезны, кормите, поите, одевайте. Больших претензий у него нет ни к одежде, ни к марке автомобиля, но надо так, чтоб всё было. А что-нибудь делать для этого, напрягать ум, усилия какие-то совершать не хочется.
То же случилось и с Израилем. То, что Господь им предложил, им оказалось совершенно не нужно или, как сейчас говорят, это ими не было востребовано. Поэтому раб пошёл и позвал другие народы. В данном случае под рабами сокрыты апостолы, которые собрали всякий сброд языческий со всего мира. Одни язычники согласились принять, что им предлагается, другие отвергли, так язычниками и остались и поклоняются кто деревяшкам, кто слоникам, кто ещё чему-то и вполне довольствуются этим. Сам Отец Небесный, Творец вселенной им совершенно не нужен, они спокойно Его меняют на всякие приметы, на всякие «вот мне одна женщина сказала». Потому что авторитет «одной женщины» гораздо больше, чем авторитет Священного Писания, всех святых отцов за две тысячи лет, потому что, открыв книгу и прочитав два слова, понимает, что ничего не понимает. А раз не понимает, он из восьмого класса переходит сразу в первый, ему достаточно палочки писать. А как из палочек образуются буквы, а потом слова, а потом предложения – это, во-первых, слишком долго, а во-вторых, в предложении всегда есть смысл, а он не улавливается. Лучше, гораздо проще в переваренном виде от примитивного человека, который никогда в жизни не прочёл ни одной книжки воспринять некую информацию и ей следовать. Так же происходит и в медицине. Я это постоянно наблюдаю. Вместо того, чтобы позвонить, узнать, когда принимает врач, прийти, спросить, человеку разрешается совершить звонок другу, а друг говорит: «О! У меня тоже голова болела и мне вот это помогло». Этот идёт, покупает и ест, после этого с отягчёнными обстоятельствами, потому что уже весь побелел, давление упало, сразу попадает в реанимацию. А что там в реанимации? В реанимации самая страшная вещь на свете, от которой все трепещут и очень этим обычно гордятся: «Мне капельницу ставили!». А что такое капельница? Капельница – это такой же укол, только не внутримышечно, а внутривенно. Собственно, и всё. Больше ничего. Весь состав капельницы – это вообще физиологический раствор, в который вставляется один шприц лекарства. Но при слове «капельница» все трепещут. Почему? Потому что дикость, и больше ничего. Как в вопросах медицины, так и в вопросах духовных и религиозных – полная невозможность к самообучаемости. Почему? Мозг не воспринимает тексты, поэтому гораздо лучше следовать тому замечательному сарафанному радио или, как ещё говорят, системе коммуникации «ОББ» – «одна баба болтнула». Так и лечатся, пока не вгонят себя в гроб или занимаются религиозной жизнью, полностью забыв Христа Бога нашего, ничего не зная о Святой Троице. И так бредут по жизни, пока не окажутся на мытарствах, где уже ждут людей, которые не хотят учиться христианству, не хотят свою жизнь подчинять этому. Поэтому Господь бы рад на Свой пир призвать многих, но, к сожалению, большинство отказывается. Но и то меньшинство, которые пришли, собранные по всяким изгородям, под которыми они валялись, на всяких перекрёстках, ничего не понимают, абсолютные язычники и дикари. Но все люди, родившиеся некогда на земле, Богом любимы, и Он старается каждого, переодев его в брачную одежду, призвать на Свой пир, который устраивает сам Отец Небесный, создатель наш, для того чтобы всегда пребывать с теми, кто пришёл к Нему и в ответ на Его любовь ответил такой же любовью. Но так как жизнь у людей обычно в буквальном смысле безбожная, то есть человек живёт так, как будто никакого Бога нет, то вся она исполнена фобиями, страдами, всякой заботой о хлебе насущном, как будто хлеб насущный вообще не в руках Божиих. Разве мало Господь кормил тысячами людей от пяти хлебов и двух рыбок (см. Мф. 15, 32-38)? Как будто все забыли. А потому что читают и не разумеют, ничего не понимают, доверия к Богу никакого нет, веры нет, поэтому жизнь, конечно, страшна и мрачна и не имеет смысла. Притча говорится для того, чтобы человек уразумел и любовь Бога, и Его заботу о человеке, и, если он поверит, он ни в чём не будет знать нужды. Почему? Потому что все заботы возьмёт на себя Господь, как Он это и обещал нам через Священное Писание.
Второй слой этой притчи о человеке, который является не природной ветвью маслины, как народ Израилев, а из язычников, которых Господь по всему миру собрал. И нас, русских людей тоже. С большим опозданием, на тысячу лет позже, чем многих. А до некоторых наших северных народов и до африканских народов слово Божие дошло ещё через тысячу лет, то есть через две тысячи лет достигло. И многие откликнулись своим сердечком и стали христианами. Для Бога нет никаких временных ограничений, для Него тысяча лет как один день. Подумаешь, сегодня или послезавтра – это для Бога не играет никакой роли. Для Бога драгоценен каждый человек и каждая бессмертная душа. Господь не относится к людям как к некоему материалу для статистики. Совсем нет. Каждый человек – это алмаз, который должен быть огранён, и тогда он засияет, как бриллиант. Вот такова Его цель. Человек сопротивляется, выдвигая всякие аргументы, вроде «у меня такой характер», «меня так воспитали», «я жил там, где церкви не было». Ну так и что? Скопи на электричку-то и поезжай километров за 400, наверняка там есть. Ну и сходи, и узнай. При советской власти возникло такое словосочетание – действующая церковь. Я даже помню, как-то в Вятку приехал лет 45 тому назад, с вокзала вышел, смотрю – женщина лет 58-ми, спрашиваю: «Где тут у вас действующая церковь?», показывает, как пройти. Всё, через 15 минут я был уже там, к началу Литургии опоздал, но было воскресенье, не бродить же в воскресенье по городу, я лучше на архиерейской службе побуду. Вот и замечательно. Потому что хоть мне было 20 лет, но мне это было надо, поэтому я туда попал. А другому человеку надо что-то другое. Может быть, хорошее что-то такое. Но что может быть лучше, чем пир у Господа? Об этом даже странно говорить.
Третий есть слой у этой притчи. Речь идёт о Божественной литургии и о христианах. Конечно, никудышных: хромых, слепых, горбатых, беззубых, глухих, которые и слышать-то не могут, что им говорят. Запомните одну простую мысль, которую выразил народ в своей пословице, сказанную мне соседом по деревне: дурак знает, что в воскресенье праздник. Каждый из нас же считает себя умным, тогда нам тем более надо здесь по воскресеньям быть. Умный тем более должен знать. Но всякие дела, всякие обязанности, саможаление, всякие поиски штанов и носков по утрам препятствуют тому, чтобы вовремя встать и прийти на то, что в нашей вселенной является самым главным. Это самая главная новость. Святая Троица собирает всех, кто любит Христа, для того чтобы напитать их Пречистым Телом и Кровью, очистить от всякого греха на исповеди и дать им жизнь вечную. Давай сравним с этим, что в этом мире может быть важней, чем это? Поэтому нечего отворачиваться от этого и искать себе каких-то очень важных занятий. Это самое главное на свете.
Есть ещё четвёртый слой в этой притче. Это взаимоотношения человеческой души и Бога. Потому что каждый человек то волов купит, то земельку приобретёт, то женится в шестой раз, то ещё какие-то у него важные дела. Эта притча об отношении человека к Богу. Отношение к Богу у человека, имеются в виду уже христиане, самое равнодушное. Даже стараются выстроить отношения с Богом по той же модели, что и с окружающими людьми. Люди привыкли манипулировать друг другом, подчиняя себе людей и заставляя их делать то, что манипулятору надо. Некоторые уже с трёх лет отроду являются виртуозами по этой части и с помощью нытья добиваются чего угодно. Чтобы не слышать этого нытья от ребёнка, родители готовы на всё, кроме самого главного. Резко сказать: «Не сметь!». Да. Он сразу поймёт – ему дают отпор. Этот номер ни с папой, ни с мамой, ни с бабушкой, ни со старшим братом и сестрой не проходит. Голубчик, ты ещё мал и ещё не всегда пользуешься даже ночным горшком. Поэтому ты здесь уже не главный. Ты был главный, когда тебя грудью кормили. Да, все к твоим звукам прислушивались и по звукам определяли, какой ты – мокрый, или грязный, или, может быть, в тебя какая-то булавка впилась. Всё по звуку голоса можно было определить. Но это не значит, что твоё нытьё теперь распространится на всю твою жизнь. Нужно вовремя это прекратить, иначе будет беда. Поэтому те, кто руководствуется пословицей «лишь бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало», воспитывают себе монстра, который будет их пожирать всю последующую жизнь. А может, будет даже и бить в раздражении, потому что «что это мама не делает, что я хочу, что мне надо». «Мам, ты это продай», «это мне», «это мне купи», «давай сначала съедим всё твоё, а потом моё». Нет, совсем не так. Почему не так? А это не угодно Богу. Совершенно не угодно Богу. Угодно Богу, чтобы дети почитали своих родителей, чтоб они благоговели перед ними, а совсем не манипулировали. А человек переносит свой навык в манипуляции на Господа Бога. «Батюшка, что бы мне такого прочитать, чтобы мне было то, моему внуку было то, моему зятю было сё?». Такая магия. У вас что, зуб болит? Так, вот это почитай. У тебя крыша потекла? Так-так-так, вот эта молитва подходит. И так далее. Теперь вот на все случаи жизни давай. И сейчас, вынь да положь, всё, что ты ни придумаешь, тебе принесут. С какого это рожна? Никогда. Господь только даёт, только чтобы его милость вразумила человека, либо как награду за его добрые дела, но не как потакание его всяким претензиям к Небу, спаси и сохрани. Господь нас никогда не воспитывает подобно некоторым неразумным родителям.
Вот об этом эта замечательная и прекрасная притча. О любви к Богу, о неблагодарности к Нему, о том, что есть Божественная литургия и о том, как нужно относиться нам, христианам, к этому Божественному дару, и от том, как мы сами относимся к нашему Творцу и Спасителю.