Проповедь о Христовой скорби
Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать?
Отче! избавь Меня от часа сего!
Но на сей час Я и пришел.
Ин. 12:27
В сей земной мир не входило ничто более реальное, чем Господь Иисус Христос: ничто более реальное как Бог и ничто более реальное как человек. Собственно, весь этот мир вне Иисуса Христа похож на призрак. Ни земля, ни вода, ни воздух, ни свет даже близко не обладают той реальностью, какая присуща Ему. Ведь всё это пройдет и минует, а Он останется и пребудет. Воистину Он краеугольный камень мира нетленного, и только тот или то, что прочно прильнет к этому камню, сможет иметь удел в оном непреходящем мире, в непреложной действительности. Бурные, но немощные волны времени неистово бились и доселе ударяются то о реальность Христова Божества, то о реальность Его человечества. Ибо сколько потребовалось христианам усилий, чтобы отверзать очи безбожникам, доказывая Христово Божество, столько же трудов положили они на то, чтобы, отверзая очи еретикам, удостоверить Его человечество. Впрочем, всеведущий Дух Святой наперед постарался и через евангелиста загодя оснастил оружием христианских ратников. Душа Моя теперь скорбит. Разве ощущал бы Господь скорбь, если бы не был Он настоящим человеком, подверженным всем немощам телесной природы, кроме греха? Налицо не только скорбь, но и страх; Отче! избавь Меня от часа сего! Это говорит немощное человеческое естество, ужасающееся смерти (ибо о смерти здесь идет речь), однако не греховное человеческое естество, а безгрешное, ибо Господь тотчас добавляет: Но на сей час Я и пришел. Видите ли, сколь важна Христова смерть? Мы ею искуплены, ею спасены. Итак, да не останавливается никто лишь на Христовом учении, но да перенесется на Голгофу и с трепетом взглянет на кровавую Жертву на Кресте, принесенную за грехи наши и ради нашего спасения из смердящих челюстей преисподнего змея.
О Господи Иисусе, пострадавший ради нас и нашего спасения, помилуй нас паки и паки. Тебе слава и похвала вовеки. Аминь.