Проповедь о Христе как хлебе жизни
Я есмь хлеб жизни.
Ин.6:35
Кто способен оживлять, братья, кроме Того, Кто и сотворил всё сущее? Кто поистине может быть хлебом жизни, кроме нашего Создателя? Он сотворил всё сущее, Он удерживает всё это в бытии, Он насыщает, Он оживотворяет. Если пшеница питает тело, то Христос питает душу. Если от земного хлеба получает поддержку наше тело, то Христом насыщается и живет наша душа. Если же душа наша вбирает в себя какую-то другую пищу, а не Христа, то истлевает она и умирает, а не живет. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную (Ин. 6:27). Так наперед сказал Господь. Сперва испытывает Он алчбу людей, а затем предлагает хлеб; собственно говоря, сперва предлагает голод, а потом хлеб. Ведь перед лицом голода люди пребывают в смятении. Алчут они чего-то, но не ведают чего. Напитавшись пищей земной и пресытившись ею, они все-таки ощущают какой-то неотвратимый голод. И хотя видят они, что вся земля и весь хлеб на земле не может утолить эту таинственную тягу к пище, однако же спешат и устремляются за тленными снедями, вырывая и похищая друг у друга землю и ратуя только за земельные угодья. Между тем подлинный голод людей – это алчба неба, вечной жизни, Бога. Сначала этот голод Господь Иисус выдвигает на первое место, а затем ставит трапезу для его утоления. Трапеза сия – это Он Сам. Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать. Таковой насытится, возрадуется, оживет, познает Бога и осмыслит самого себя. О братья мои – таковой воскреснет из мертвых! Ибо непрестанное насыщение пищей тленной, без пищи бессмертной, духовной, исподволь умерщвляет душу и в конце концов делает ее всецело мертвой. Из-за чего? Из-за голода. Тело – из земли, и оно довольствуется пищей бренной. А душа – из дыхания Самого Источника жизни, а потому и пища, и питие для нее требуется именно из этого единственного Источника.
О Господи Иисусе, хлеб жизни вечной, жизни истинной и непреходящей, хлеб сладчайший, напитай нас Собою. Тебе слава и похвала вовеки. Аминь.