Проповедь о единстве существа Отца и Сына
Я и Отец – одно.
Ин. 10:30
Чем больше чудес творил Господь Иисус и чем ближе подходил Он к смерти, тем откровеннее говорил Он о Себе. Многочисленные знамения и длительность времени, достаточная для размышления, действовали как на злобных, так и на незлобивых: сии последние стали восприимчивыми к откровению высоких Божиих тайн, первые же своей злобой всё больше себя омрачали, делая себя не способными к их принятию. Посему злобные схватили камни, чтобы побить Его.
Я и Отец – одно. Отец и Сын суть одно по существу [букв.: по сущности существа. – Пер.], но не одно по Ипостасям, ибо в противном случае не нарицались бы они двумя именами: Отец и Сын. Все свойства существа Отчего имеет и Сын, имеет и Дух Святой, однако особенности Отчей Ипостаси принадлежат только Отцу, особенности Ипостаси Сына принадлежат только Сыну, а особенности Ипостаси Духа принадлежат только Духу. Но когда речь идет о Божественном существе, Сын может сказать: Я и Отец – одно; и Отец может сказать: Я и Сын – одно; и Дух Святой может сказать: Я и Отец – одно и: Я и Сын – одно.
Единство Своего существа с Отцом Господь Иисус выразил и последующими словами: Отец во Мне и Я в Нем (Ин. 10:38). Можно ли яснее говорить о Божестве Сына? Способен ли человеческий язык сильнее выразить единство Триипостасного Бога? Догмат о Божестве Сына Божия, равно как и догмат о единстве Божия существа, открыты и заложены Самим Господом Иисусом Христом. Итак, пусть никто не вверяется басням некоторых неверующих людей и еретиков, что Сам Господь Иисус якобы не возвестил о Своем Божестве, но что будто бы сей догмат был лишь впоследствии выдвинут в Церкви. Если Христос не объявил о Своем Божестве, то почему тогда евреи упрекнули Его: Делаешь Себя Богом! И к чему бы тогда ополчаться им против Него с каменьями?
О Господи Иисусе, Сыне Божий, единосущный со Отцем и Духом Святым, помилуй нас и спаси нас силой и благостью Божества Твоего, всесильного и всеблагого. Тебе слава и похвала вовеки. Аминь.