Проповедь о единодушии Сына и Отца
Сын ничего не может творить Сам от Себя,
если не увидит Отца творящего.
Ин. 5:19
Как следует понимать эти слова, братья? Так ли, как разумели это некоторые еретики, утверждая, в частности, что Сын меньше Отца и немощнее Его? Нет, ни в коем случае. Уста, толковавшие подобным образом слова Господни, вещали бесчестье. Глаголы сии надлежит понимать так, как мыслили о них наши Святые Отцы, а именно: что Сын равен Отцу во всем и, по причине равенства их хотения, любви и премудрости, Сын не может ничего творить наперекор воле Отчей, а также вопреки Отчей любви и Отчей премудрости. Равно как ни Отец не может ничего делать в противовес Сыну, ни Дух Святой в противовес Отцу и Сыну. Всё, что́ хочет, и изволяет, и о чем мыслит Отец, то́ и Сын, и Дух Святой хотят, и изволяют, и о том же мыслят. Гармония ни с чем не сравнимая, единство нараздельное, бытие несказанное! Итак, ясно, что Сын и не может, и не хочет ничего творить Сам от Себя, по собственному изволению, без сообразности и единства с силой Отчей и волей Отчей. А о том, что это изъяснение точно, свидетельствует Сам Господь Своими последующими словами: Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет (Ин. 5:21). Усматриваете ли равенство воли и силы? Того, чего хочет Отец, хочет и Сын; то, что́ может Отец, может и Сын. Итак, никто да не разделяет Божество и да не навлекает на себя проклятие. Бог не может разделиться, и тот, кто покушается делить Божество, умаляя одно Лицо и возвышая другое, не может спастись.
Пресвятая Троица, Боже наш, тройственный по Ипостасям и единый по существу, Жизнь, Свет и Любовь, призри на нас и помилуй нас. Тебе слава и похвала вовеки. Аминь.