Проповеди на праздники:


Проповедь о двери ко спасению, духовных потерях и христианском служении, 2002 г.

Господь говорит: Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет (Ин. 10, 9). Это, конечно, действительно так, это есть истина, которую нам Господь открывает, но не всегда понятно, как войти в эту дверь. К сожалению, свойство падения нашего ума такое, что мы какие-то простые и ясные вещи воспринимаем с трудом. Голова склонна ко всяким мифам, слухам, ложным представлениям. Есть такое замечательное слово: «предрассудок». Вместо того чтобы следовать словам апостола Павла, который говорит: Всякий поступай по удостоверению своего ума (Рим. 14, 5), мы от этого всячески уклоняемся. Это идёт ещё со школы. Часто учителя совершают такие педагогические ошибки, я понимаю, что это часто происходит от отчаяния. Желание чему-то научить так велико, а нежелание учиться ещё более велико. Поэтому учитель часто довольствуется тем, что дитя выучит, вызубрит какие-то фрагменты из предмета, и учитель остаётся этим доволен, хотя бы что-то. Такая привычка к каким-то готовым рецептам у большинства людей. Может быть, не у большинства, я могу говорить только о тех, кто постоянно в храм ходит, потому что живу среди таких, кто ходит в храм. С людьми вне храма сталкиваюсь редко, общение у нас неглубокое, поэтому что там у них в душе творится, я не знаю. Может быть, такая неспособность соображать что-то – это свойство людей церковных, но и другие тоже попадаются. Поэтому создаётся такое впечатление, что пораскинуть палатой не удаётся, каждый хочет готовое решение. Поэтому и к священникам приходят, рассказывают какую-то жизненную ситуацию, и ты ему должен выдать ответ. Можно выдать, но этот ответ будет исходить из чего? Из того, если бы, допустим, я был в этой ситуации, я бы поступил так. Даже не так, может быть, я испугался бы так поступить, но в моём воображении мне бы хотелось поступить так. Собственно, и всё. Другой человек это не может воспринять, потому что он же другой. Я мужского пола, а в основном народ женского пола. Женщина не может поступить так, как мужчина. Думаю, вот в такой ситуации так бы и дал ему. Не могу же я ей сказать: «Вот ты дай ему». Это она, а это он, совершенно всё по-другому. Поэтому человек может поступать только в зависимости от самого себя, каков он сейчас, что на него влияет, что он в данный момент может. Как поступить правильно? Очень интересно, в одной и той же ситуации разные люди могут по-разному правильно поступить, причём этот правильный поступок может быть противоположен другому правильному поступку. Правильность этого поступка не абсолютна. Для одного человека в один период жизни нужно поступить так, а для другого по-другому. К сожалению, наше нежелание трудиться собственным умом, нехватка мужества, нехватка веры не даёт возможность часто поступать правильно.

Естественно, очень трудно определить, как войти в эту дверь, войдя в которую, можно спастись. Если поразмышлять, здесь какая-то перспектива для каждого из нас, грешного человека, всё-таки видна. Речь идёт, конечно, о спасении. Как я должен поступить, чтобы это способствовало спасению моей души? Если мы будем исходить из этого и руководствоваться Священным Писанием прежде всего, собственной совестью тоже, тогда мы сумеем по милости Божией, если будем просить Его укрепления, поступить правильно, войти в эту дверь, поступить по-христиански. В идеале христианин должен поступить так, как поступил бы на его месте Христос. Вот это будет правильно. Если задавать себе этот вопрос, как бы на моём месте поступил Христос, то тогда мы получим правильный ответ. Понятно, что мы такой христианской жизни устрашаемся, мы её боимся и боимся себе в этом признаться. Чтобы не вести христианскую жизнь, нужно себя как-то в этом оправдать. Мы ходим в храм, вроде бы должны как-то стремиться к духовной жизни, но она нас устрашает своей такой определённостью. Христианская жизнь перечёркивает нашу собственную, а нам хочется жить своей жизнью, мы не хотим, как апостол Павел: уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20). Мы хотим сами своей жизнью жить, причём мы прекрасно себе отдаём отчёт, что то, что мы хотим, это совсем не по-христиански. Наши чувства, желания, стремления вообще не христианские. Мы хотим найти какой-то компромисс между Христом и антихристом. Нас, слава Богу, совесть мучает. Это хорошо, это говорит о том, что не всё ещё в нас умерло, но этого недостаточно. Нужно, чтобы совесть перестала мучить. Не просто, чтобы она заглохла, а чтобы мы в соответствии с ней исправились. Тогда жизнь будет легче, не такая унылая, она будет праздничная и спокойная, потому что мы будем жить в согласии с волей Божьей. Внешне у нас, конечно, покоя не будет, потому что мы живём в грешном мире, всякие проблемы с людьми и так далее, но внутри у нас будет спокойно. Вот к этому надо стремиться. Только так можно войти в эту дверь.

А иначе происходит, как говорит Господь: Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком (Ин. 10, 10). Вот чего хочет Господь, а всё остальное – воровство, причём не у кого-нибудь, а у самого себя, потому что мы сами себя обкрадываем. Вроде мы хотим жить своей собственной жизнью, выгородить поле от Бога себе, где я устрою свой мир, но на самом деле это самообворовывание. Можно пойти этим путём и убедиться, что он тупиковый, но это всегда трагедия для человека, возвратиться на путь истинный всегда очень сложно. Есть такие вещи, потеряв которые, не вернёшь. Растленный человек как опять станет целомудренным? Или, допустим, человек, потерявший совесть, как её приобретёт? Или человек, потерявший страх Божий, как он опять его возымеет? Как это возможно? Если человек всю жизнь врал, как ему трудно стать честным! Это вообще невозможно, это трудно себе представить. Поэтому вроде бы человек делает то-то и то-то, как бы для себя, потому что мы всегда исходим из собственной выгоды, но вот эта телесная корысть лишает нас, к сожалению, духовного. Надо стараться, чтобы именно приобретать духовное, но духовное даётся только таким путём, если входить в эту дверь христианства, которая есть Сам Христос.

Господь говорит о Себе: Аз есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за овцы (Ин. 10, 11). Да, Господь это всё исполнил, явил и показал. Присутствие в мире христианина именно служебное, Христос пришёл послужить, и Церковь должна послужить. Церковь – это люди, где каждый должен послужить другому, послужить в любви. Каждый должен другого утешить, успокоить, ему что-то дать, его согреть, ему помочь. Почему? Потому что если мы не будем этого делать, то тогда кто это будет делать? Больше никто, потому что никакая другая система взглядов на этот мир не предполагает любви, нигде нет её, только Христос.

Причём Он начинает с Себя: пастырь добрый душу свою полагает за овцы (Ин. 10, 11). Вот Он на глазах у всего мира её полагает. И каждый из нас в некую меру должен это делать. В этом есть смысл жизни, потому что в какой только бред человек не впадает – то идёт в пустыню спасаться, то каких-то цифр пугается, то ещё чего-нибудь, то начинает сухари сушить. При чём тут христианство? «Надо в леса уходить». При чём тут христианство? Христос что, в леса уходил? Он шёл прямо в Иерусалим. Ему апостолы говорят: «Куда ты идёшь, тебя евреи хотят убить. Тебя же ищут». Он идёт, потом апостол Павел идёт, и ничего страшного. Он на них не обижался, молился за них, любил их, жалел, пытался остановить, вразумить, в притчах говорил и прямо, и обличал, и уговаривал, и лечил, и жалел. Жил в самой гуще жизни. Откуда взялись такие тенденции – куда-то бежать, шкуру свою спасать? Когда и зачем? Да, приехали в тот мир в это время, да в такое трудное, жестокое развращённое, несуразное, очень ненадёжное, опереться ни на кого нельзя, друзей найти нельзя, с супругами проблема, детей воспитывает школа, улица и телевизор, вырастают уродами. Что делать? Ну плачем: «Вот он в церковь не ходит». Ну он же урод и инвалид, ну что к нему приставать! Если кто прибился к Церкви, ну каким-то чудом, а если не прибился, молись за него. Всё равно каждый человек сам выбирает, что тут головой кивать. Что тут можно сделать? Сам человек выбирает свою жизнь, чем мы можем помочь? Если Богу молиться один за другого, тогда можно помочь, или если человек сам хочет. А то приходят: «У меня муж пьёт, сын пьёт. Чем можно помочь?» Да ничем, только если он сам придёт и скажет: «Я хочу всю эту заразу бросить, что мне надо делать? Как я могу сам себе помочь?» Тогда ещё что-то можно сделать. И то сказать: «Ты протрезвей, приходи, тогда будем с тобой заниматься». Если выпивший пришёл, то это бесполезно. За двадцать с лишним лет сколько раз было – придёт человек, винцом попахивает, говорит: «Батюшка, мне надо с Вами поговорить». Я говорю: «Давай завтра. Завтра придёшь трезвый, мы с тобой поговорим. Сейчас, что ни говори, только время терять, всё равно забудешь». За двадцать лет не было ни одного раза, чтобы на следующий день человек пришёл, просто ни одного. Был бы хоть один, я бы запомнил. Это просто бесполезно. Как не было ни одного случая, когда на вопрос, зачем он хочет креститься, человек ответил бы: «Я верую и исповедую Пресвятую Троицу, хочу покаяться в своих грехах и начать новую христианскую жизнь». Такого не было. Начинают говорить: «Вот у меня прабабушка была верующая». Или: «Я грузин, а мы все православные». Что угодно, но только не то, что надо. Спрашивается, зачем человек крестится? Не поймёшь, что у него в голове. Это не какая-то его вина. Разве можно винить человека в том, что он больной или что его так дурно воспитала жизнь. Степень ответственности очень небольшая. Все мы, как заблудшие дети, Божьи создания. Все несчастные, все глупые, все бредём незнамо куда, все полны всяких чудаческих идей. Мы не понимаем, несчастные, что большинство наших идей, стремлений, каких-то мечтаний – это сущая работа дьявола. Николай Алексеевич Некрасов заметил: «Мужик, что бык: Втемяшится в башку какая блажь – колом её оттудова не выбьешь». Какая-то мысль засела в голову, человека куда-то понесло, всю свою жизнь испортил, семью поломал, детей бросил, больным стал, вляпался в какие-то уголовные истории. А что было в начале? В начале была какая-то мысль, которая просто человеку понравилась. Хоть бы задумался, а может эта мысль от дьявола? В плохих советских кинофильмах очень часто повторяется такой штамп – сидит какой-нибудь дядя, парторг и говорит: «Сложная штука – жизнь». Да чего в ней сложного? Встал, помолился, поел, пошёл на работу. Поработал хорошо и честно, собрал инструмент, руки помыл, пришёл, поел, помолился, лёг спать. Чего тут сложного? Да ничего сложного нет. А отчего сложности? Оттого, что человека несёт незнамо куда, причём всем окружающим понятно, куда его несёт, ему самому не понятно. Начинает спорить, что-то доказывать, отстаивать. Обычно это на детях понятно. Родителям-то понятно, что когда на улице минус восемнадцать градусов, нельзя без шапки ходить. У нас не Париж, не Копенгаген. Мало ли, что в кино они все без шапки ходят, а у нас надо в шапке. А он нет, лучше я облысею, лучше у меня гланды гноем изойдут, лучше пусть будет воспаление лёгких, но я шапку не надену. Он не может надеть, у него как обух в голове торчит эта мысль, которую он не может преодолеть, потому что все без шапки. Пусть снег четырнадцать сантиметров на льду, нет, я буду на каблуках. Пусть я себе все ноги изломаю, пусть связки порву, но я буду на каблуках, но на низком каблуке туфли не надену. Всё какие-то предрассудки. Рассудка-то нет, но заранее человек в чём-то убеждён. Убеждённость на самом деле в какой-то чепухе. Когда ребёнку три-четыре года, в этот период дети обычно бывают очень упрямы, потому что у них пик самостоятельности, завершение первого этапа их четырёхлетнего цикла. Идёт крупными мазками интеллектуальное формирование. Очень трудно с ними, что ему ни скажешь, он всё наоборот. Родители в безумии начинают наказывать, лупить, не понимая, что это возрастная психология, это никак не переступишь. То же самое проходят все люди на разных этапах своего бытия, это абсолютно закономерно. Как-то это корректировать можно незначительно, на 3-5 процента, но не радикально. Человека нужно принимать таким, как он есть. Ничего не сделать, он должен сам доплыть, он должен сам осознать своё безумие.

Слава Богу, это какая-то милость Божия к падшему человечеству, что приходит в мир Господь Иисус Христос и всем являет этот эталон самого высочайшего проявления обоженного человечества. Он принял на Себя плоть и не было в Нём не единого греха. Даже в каждом святом человеке, который нам в жизни встречается, или в житиях святых, всё равно есть какие-то изъяны, как на солнце бывают пятна. В Господе Иисусе Христе не было греха. Во всём подобен нам, но без греха, для того чтобы мы смотрели и старались размышлять, как нам войти в эту дверь. Задача именно так стоит. Собираюсь это сделать, угодно ли это Богу? Как бы на моём месте Христос поступил? Нужно ли это делать?

Если так поступать, тогда будем поступать так же просто, как святитель Николай. Жизнь очень проста – есть у него возможность избавить этого человека от тюрьмы, от казни лютой, он идёт и избавляет. Есть случай помочь девчонкам, чтобы папаша их не продал за деньги, он им кидает мешочки с золотом и тем освобождает их от страшной участи. Всё очень просто. Жизнь очень проста, а христианская жизнь ещё проще, потому что она ясная. Тут настолько легко разобраться, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы быть христианином. Даже человек убогий, какой-нибудь инвалид или со слабой головкой вполне может с этим разобраться. Никакого особого ума не надо, всё очень просто. К сожалению, всякие над нами тяготеют идеи, мысли, влияние других людей, которых мы воспринимаем за авторитеты для себя и попадаем в яму, потому что мы должны смотреть на Господа нашего Иисуса Христа. У нас в сердце должен быть Христос, а не какой-то человек, даже который нам нравится, его жизнь и слова для нас убедительны.

Одна раба Божия мне говорила, что в каком-то городе живёт сильный старец. Я спрашиваю: «Он штангист?» Она отвечает: «Нет, сильный духом». Я говорю: «У тебя благодатометр есть?» Как ты, человек, можешь замерить силу духа? Сила духа познаётся только в одном – не в величии позы, не в красоте слов, а в том, чем человек может пожертвовать. Апостол Павел пожертвовал своей головой, наполненной огромными знаниями. Блестяще образованный человек, мужественный, трудолюбивый сложил свою голову. Вот это да, этот человек сильный духом. Или солдат Женя Родионов, которого чеченцы просили снять крест, а он говорит: «Не сниму». Они настаивают: «Мы тебе голову отрежем». Он говорит: «Отрезайте, не сниму». Отрезали. Вот это сильный духом человек. Или, допустим, человеку неохота посуду мыть, а он думает: «Я буду и утром мыть, и вечером». Никому об этом не говорит, а просто моет. Вот это сильный духом человек. Пришёл какой-то человек с животиком, с крестиком, всё нормально при нём, какая у него сила духа? Что он может? В чём проявляется сила духа? Преподобный Серафим тысячу дней и тысячу ночей на камне стоял – вот это сила духа. Или его избили топором, а он говорит: «Мстить им нельзя, отпустите, иначе уйду». Простил. Когда тебя изобьют топором, а ты прости, в суд не подавай, вот это сила духа. Сила духа может проявиться только в подвиге. Для одного подвиг – пойти у жены прощения попросить. Иногда приходится месяцами биться, чтобы человек выговорил, а ей не нужно, чтобы он выговорил, ей нужно, чтобы он другим стал. Всё это проявление может быть небольшой, но всё-таки силы духа. Это может проявляться только в самоотречении и самоограничении. Вот сейчас идёт пост, для чего он нужен? Чтобы немножко тренировать свой дух. А жизнь очень проста, ничего сверх того, что нам приходится преодолевать в обычной жизни, не требуется. Что такое сила духа? Чем святитель Николай так знатен? В чём такая любовь проявляется? Любовь в нём побеждала всё. Такое устроение – это, действительно, сила духа. Каждый человек грешный, каждый человек слабый, каждый человек больной на всю голову или на полголовы. В этом греховном состоянии он всё-таки совершает духовные поступки. Вопреки себе служит не себе, а ближнему — вот это сила духа. Господь говорит: сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12, 9). Мы должны осознать свою немощь и понимать, что даже если нам что-то удастся совершить, мы можем это совершить только с помощью Божьей, это Ему принадлежит. Поэтому сила духа — это не принадлежность самого человека, это не мышцы. Сила духа – это есть прерогатива Бога, Который пребывает в человеке. Мы условно говорим — сильный духом человек, но дух-то имеется в виду Божий, благодати Божией. В этом нет заслуги человека, это присутствие Бога в нём. Поэтому апостол Павел говорит: я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1 Кор. 15, 10). Он прекрасно понимает, что это не его. Он про себя говорил, что он первый грешник. Он это понимает и осознаёт. Он знал и помнил всегда, что он гнал Церковь Божию, то есть был, как он сам себя именует, извергом. Так относиться к людям только за то, что они веруют во Иисуса Христа, в этом нет никакой справедливости, в этом нет никакой правды Божьей. Пока Господь не обратил к нему Свой взор, он и пребывал в этом заблуждении. Он, опять же, понимал, что не его заслуга в том, что он вдруг прозрел. Не вдруг, а Господь его призвал. Всё, что в нас есть даже доброго – это всё равно от Бога, поэтому нам надо учиться на Него взирать. Ежедневное упражнение в чтении Евангелия – не для того, чтобы просто знать фабулу, весь текст и притчи, а чтобы в эту дверь входить, чтобы это запечатлевалось в душе, чтобы это имело печать и продолжение в нашей жизни. Тогда мы ни на какие глупости никогда не поддадимся. Никто нас никогда не взбудоражит, мы никогда от Церкви не отпадём никуда, мы в какую-то дурь не ударимся.

Монастырей уже открылось шестьсот штук, люди туда идут часто не потому, что они склонны к духовной жизни, а по безумию, потому что понравилась идея, потому что книжку прочёл, потому что с мамой и папой поругался. Некоторые назло, а некоторые идут, чтобы архимандритом стать. Представим себе, преподобный Сергий пошёл в лес, его спрашивают: «Варфоломей, ты чего в лес пошёл?», а он ответил бы: «Хочу архимандритом стать». Ну это же бред, он же шёл душу спасать, а уже потом стал преподобным Сергием. Он об этом даже и не думал, что ему придётся князей мирить, заниматься государственной деятельностью, что митрополит Московский будет с ним советоваться и даже захочет сделать его своим преемником, что он будет участвовать своим благословением в Куликовской битве. Разве он об этом думал? Он в лес от всего этого ушёл, у него были совершенно другие планы. К сожалению, наш греховный ум всё время скатывается на какие-то вещи, далёкие от того, что на самом деле нужно. Едино же есть на потребу (Лк. 10, 42).

В этом смысле святитель Николай даёт совершено дивный образ правила веры и образ кротости, в котором проявляется истинное христианство. Поэтому он так любим Церковью, поэтому целый день, четверг каждой седмицы, посвящён его памяти вместе с апостолом, чтобы люди всегда помнили о нём, какой это великий был человек. А если рационально подходить, Римско-Католическая Церковь очень рациональна, никаких сведений нет, это фольклор, значит пусть будет местночтимым святым. Если рационально посмотреть, нет в Нем ни вида, ни величия (Ис. 53, 2).

Кто-нибудь скажет: “Ну а что Иисус Христос? То ли дело Мохаммед, полмира завоевал. А Он чего? Три года проповедовал, потом Его распяли”. То-то и оно, а ты поди, приглядись. Таких завоевателей, как Мохаммед, полно было. Шашкой рубить, жениться пятнадцать раз, такое всё было, а вот кто душу свою положит за грешника, а потом в третий день воскреснет, такого ещё не было. Красота-то совсем в другом, сила совсем в другом. Подлинная сила Евангелия именно в такой тихой кротости и в любви. Господь её и являет. Поэтому Он говорит: Мои знают Меня (Ин. 10, 14). Он среди всего шестимиллиардного мира таких людей отыскивает, которые именно Его возлюбят, которые захотят идти именно таким путём не внешнего, а внутреннего. Поэтому будем молить святителя Николая, чтобы и нам эта дверь открылась когда-нибудь. Помоги нам в этом, Господи!



https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/propoved-109850/




Проповеди на праздники:

Наверх