Проповедь о чудесном камне на Сионе
Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, –
камень испытанный, краеугольный, драгоценный,
[честный,] крепко утвержденный:
верующий в него не постыдится.
Ис.28:16
Сей досточудный камень, братья, – это Сам Господь наш Иисус Христос. Ведь если бы пророк имел в виду обыкновенный камень, то не упоминал бы веру в него; а иначе он прорицал бы идолопоклонство. И у пророка Даниила говорится о камне, который отвалился от горы и разбил большого истукана, а сам сделался великою горою и наполнил всю землю (Дан. 2:34–35). Пророчество о камне у Даниила предназначено для язычников, а у Исаии–для иудеев. Господь Иисус Христос – это Камень, положенный, во-первых, в основание всецелого Божия творения, ибо Он – Слово Божие и Божия разумность [в серб, букв.: словесность. – Пер.]; во-вторых, положен Он в основание Ветхого Завета как подготовительного и, в-третьих, в основание Нового Завета как заключительного. Камень краеугольный – то есть самый твердый и самый прочный, связывающий и сопрягающий другие камни и удерживающий стены разных направлений в единстве и цельности. Если же рассмотреть Господа Иисуса Христа в приложении к нашему внутреннему человеку, то Он – краеугольный Камень, связывающий и сплачивающий наши разнообразные духовные способности в единство и целостность, так чтобы всё действовало в одном стремлении, в устремленности к Богу и Божию Царству. Если же взглянуть на Господа Иисуса Христа в ретроспективе человеческой истории, то Он – краеугольный Камень, связывающий и объединяющий евреев и язычников в единый дом Божий, в Божию Церковь. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос (1Кор. 3:11), – говорит Апостол Нового Завета, в согласии с пророком Ветхого Завета. Кто бы доселе ни веровал в этот Камень спасения, тот не постыдился. И никогда никто не постыдится, если будет в Него веровать. Ведь Камень сей – основание крепко утвержденное и воистину Он – Камень испытанный, драгоценный и честны́й.
О Господи Иисусе, Камень нашего спасения, укрепи в нас веру – святую и спасительную веру в Тебя, единого Спасителя нашего. Тебе слава и похвала вовеки. Аминь.
Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/ohridskij-prolog/8