Проповеди на праздники:


Проповедь о человеке, который расстался с грехом, 2005 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! 

Сегодняшнее воскресенье именуется неделей о Закхее. И мы знаем, что эта неделя предваряет всегда по уставу церкви неделю о мытаре и фарисее, которая будет следующая, и это уже начало пения в церкви триоди постной. Поэтому неделя о Закхее является уже таким преддверием, первым напоминанием о будущем Великом посте. Святая церковь предлагает нам, нашему вниманию, отрывок из Евангелия от Луки, где повествуется о том, как некий человек, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса. Кто Он. И не мог за народом, потому что мал был ростом. 

Этот Закхей, вообще, удивительный человек. И поэтому его имя уже две тысячи лет по всему лику земли прославляется. В чем же его такая необыкновенность, что он был отмечен вот такой божественной печатью? О нем мы мало знаем. Знаем одну очень характерную деталь, что он был мал ростом. Часто бывает, что человек маленький ростом исполнен всяких комплексов, и особенно эти комплексы закладываются в детстве, потому что у маленького человека всегда стремление к неправильно понимаемой справедливости. Ему хочется быть как все, потому что вот этот такой общественный инстинкт есть у каждого человека. А вот эта малорослость, она этому сильно препятствует. Более старшие, более сильные и притесняют, и обижают, и пренебрегают, и часто в человеке развиваются такие качества в душе, которые потом приносят человеку и окружающим очень много хлопот.

Еще было известно о том, что он был начальник мытарям. Человек, который в пользу оккупационной армии римской и вообще римской империи собирал с население налоги. Налоги вообще никогда никому не хотелось платить, поэтому обычная история, когда люди уклоняются от налогов. Не надо думать, что это только у нас в стране происходит, мы только учимся уклоняться от налогов, а во всем мире это люди давно уже умеют и поэтому вот всякие юристы, адвокаты - очень такая престижная и много оплачиваемая повсюду профессия. Вот как так придумать, чтобы на законном основании обойтись без лишней платы. Но это был не просто налоговый инспектор. Он был старший над ними. Если, слово мытарь у евреев древних было равносильно проклятию, ругательству, потому что мытарь собирал налоги не в пользу собственного государства, а в пользу оккупанта, то есть это было еще и вдвойне презренно, а тут, еще раз повторяю, был старейшиной этим мытарям, то есть как бы в квадрате презренный человек.

 С мытарями никто не общался, как с прокаженными вводить с ними дружбу было совершенно неприлично. Поэтому и в писании даже есть такое выражение: «будет тебе как мытарь», то есть, как человек, с которым даже неприлично общаться. Почему же так? Еще и потому, что римляне придумали, тоже весьма умные люди, вот как при всём сопротивлении уклонения от налогов все-таки их собрать; придумали такую замечательную схему, что, если мытарь не наберет нужное количество налогов, он должен заплатить свои к определенному дню, а потом он имел право взять с того, кто ему должен, вдвое больше. И понятно, что мытари очень быстро богатели. Римскую власть, понятно, как всякую власть вообще, не волнует, что там в народе происходит, лишь бы бунта не было. Но на случай бунта в каждом городке - гарнизон военный, который содержит опять же налогоплательщик; тот, кто на чьи деньги живет, тот того и убивает. Все очень, так сказать, устроено в смысле собирания денег очень четко. Поэтому любить этих мытарей на самом деле, оснований-то особенных не было. Тем не менее, вот этот мытарь, наверное, из всех мытарей один, обеспокоился тем, что, желал видеть Иисуса. Кто он есть. Он этим очень заинтересовался. О чем это говорит? Тоже говорит о многом. Что помимо денег его в его жизни интересовало еще не нечто, потому что слухами об Иисусе был она наполнена вся страна. Не было телевидения, не было радио, не было газет, были только слухи. И не было никаких новостей. Конечно, слухи разносили, что где-то кто-то умер, где-то какой-то пожар и так далее и так далее, все это было. Но то, что, появился вот такой человек, Иисус из Назарета, Который проповедует, Который исцеляет больных, Который не берет себе никаких денег и вообще Он не помешан на деньгах, как все остальные и говорит о Царствии Божием, и таким мудрым человеком является, что даже самые книжные и мудрые люди в Израиле не могут того ни уловить в слове, ни в чем-то упрекнуть. А еще Он воскрешает мертвых, а еще Он пятью хлебами накормил тысячи народу, и вот он возжелал увидеть. 

И чтобы ему увидеть из-за толпы, ему пришлось залезть на дерево. Чтобы взрослому человеку залезть на дерево, нужно многое в себе преодолеть. А чтобы залезть на дерево какому-то начальнику, не боясь уронить свое достоинство, нужно еще больше. А если еще такому маленькому человеку, над которым все немножко посмеиваются из-за его небольшого роста, и так залезть на всеобщее обозрение и стать посмешищем, потому что ну невозможно представить, чтобы люди видели Закхея, вот этого старейшину над матерями, и вот этого очень богатого человека,  залезшим на дерево, чтобы они не показывали пальцем: «Смотри, Закхей совсем с ума сошел, куда залез», -  вот он это все в себе преодолел только ради одного: чтобы увидеть Спасителя. 

И, конечно, вот это стремление неосознанное его души, оно было замечено Иисусом Христом.

Иисус, когда прошел на это место, взглянул, увидев его и сказал: «Закхей, сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме», и он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать и говорили, что он взошел грешному человеку. (Лк. 19, 5–6),

Казалось бы, ну какое тебе дело? Ну он зашел к грешному человеку. Нет, человек всегда считает, что его собственное мнение обязательно должно быть всеобщим. Больше всего обидно, когда, если между двумя людьми ссора, а кто-то общается с одним из них, то вот первому, считается это несправедливым, и он хочет добиться справедливости, чтобы и другие с этим человеком не общались. 

 И вот поднялся робот. Ропот, почему пришел к грешному человеку. Мы все с ним, Закхеем, не общаемся, а Господь идёт против этого. Здесь мне сейчас пришла в голову мысль, вернее, я вспомнил, как один (и сегодня ведь еще у нас день святых мучеников), один старенький священник, ему уже сейчас около 90 лет, а, может быть, немножко больше, который 10 лет или одиннадцать, точно уже не ,помню провел в лагере, как все священники такого возраста, слава Богу, что остался жив. Потом мне говорил, давно уже может быть лет 30 назад, но я это очень хорошо запомнил. Когда его выпускали уже на свободу после смерти Сталина, ему ну толи начальник какой-то, но вряд ли начальник лагеря, какой-нибудь вот из людей, которые там занимались этим освобождением, говорит: «Ну вот, батюшка, вы поняли за что вы сидели?» Потому что тогда еще не было реабилитации. Это уже потом признали всех невиновными, а так это просто упрощали, амнистировали. Он говорит: «Вы знаете, простите, 10 лет отсидел, но так и не понял». Вот ну вот вам и говорю: «Надо», - говорит, - «идти за народом, (сделал паузу). А не народ вести за собой.» То есть вот народ - в революцию, значит, и ты должен быть с народом; если народ ворует, значит, и ты должен воровать; если народ ругается, значит и ты должен ругаться; если народ спивается, значит, и ты должен спиваться; если народ «УРЯ» кричит, и ты должен «УРЯ» кричать, по тому поводу, по которому кричит народ. А он, как бы, шел, повинуясь, конечно, голосу Христа, наоборот, против народа. Народ прет в безбожие и церкви ломать, он этому препятствует. Вот за это и получил 10 лет. Но даже если бы он и не получил эти десять лет и даже бы не вел за собой, все равно сам факт, что ты во время строительства нового общества, которое по отношению к России географически вообще задумано незнамо, где и незнамо кем, все это так сказать, некоторым способом искусственно принесено на нашу почву, то сам факт твоего существования, он уже неприятен и соответствующие, так сказать, организационные делаются выводы. Потому что даже не те, которые вели за собой, а просто тихо и смиренно никого никуда не видя, просто смиренно служили Богу, как умели и пострадали практически стопроцентно без какого-то исключения в той или иной степени. Одни больше другие меньше. Я знал даже одного священника, который вообще под арестом был один день, тоже дожил до 90 с лишним лет, в Москве служил. Как можно теперь сказать, человеку повезло. Ну вот он был такой тишайший совершенно человек, и как там машина не сработала, остался, так сказать, на свободе, но все равно один день просидел на Лубянке и был выпущен, и как-то так его и оставили в покое. 

А теперь вернемся к нашему Закхею. Закхей же, став, сказал Господу: «Господи, половину имения моего я отдам нищим. Если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.» 

Пришел взыскать, и нашел Закхея, а Закхей нашел Христа. Совершилось то главное чудо, ради которого Господь и пришел на землю. На землю он пришел, чтобы найти грешника и его спасти. И этот грешник - каждый из нас. На примере этого Закхея всем тем людям, которые стояли вокруг и роптали, потому что, может быть, кто-то из них надеялся, что такой вот великий и известный человек зайдет кому-то из них. Может быть, начальник синагоги думал, что придет к нему, а может другой какой богач думал, что придет ко мне, а может быть еще кто-то. А тут вдруг к Закхею, с которым никто не здоровался. И вот он приходит к нему. И вот они роптали, а Господь им показывает, что самый грешный из вас человек, а лучше сказать, тот самый, которого вы считаете грешником, вот он-то и обрел истину. Ну конечно, не потому, что он грешник, а вопреки греху. Потому что он решил расстаться с этим грехом. И не просто решил расстаться, а решил исправить то зло, которое он сотворил. От этого и фраза: половину имения отдам нищим. Вот ту самую половину, которую я взыскал с тех, у которых не было денег, чтобы даже уплатить налог. Я у них забрал и последнее, и поэтому они стали нищие, вот все который есть нищие те которые разбрелись, уже невозможно, вот я им половину всего того, что я вот таким образом как теперь говорят, заработал, я отдам. А если кого обидел, возвращу в четверо. То есть, если обретется человек, которого, действительно, я конкретно обидел; я, чтобы загладить свою вину, не только отдам то, что я у него отнял, а чтобы он на меня больше сердце не держал, отдам в четыре раза больше. Что же понудило Закхея к покаянию?  Понудила любовь, которую оказал ему Христос тем давая пример, как мы должны воздействовать на грешников. Апостол Павел говорит: «Увещевайте такового в духе кротости».  (Гал., 6, 1). 

Господь ничем не укорил Закхея. Не сказал: «Ну что что ж ты, Закхей, нельзя ж так безбожно Грабить». Ничего ему сказал. Ни в какой форме. Даже не намекнул на то, каков он есть, а просто вышел ему навстречу. Увидев желание Закхея, Он ответил на это желание.

Он, Закхей, хотел только увидеть Его. Господь ему воздал гораздо больше. ему то, на что Закхей даже не мог надеяться. Господь всегда так поступает. Он дает человеку часто то, на что человек и надеяться не может. В надежде, что в человеке проснется ответное чувство любви. В надежде…Оно не всегда просыпается. Не всегда человек бывает, к сожалению, благодарен, но Господь хочет только этого. И вот таких благодарных Богу людей Он себе и собирает. 

И дай Бог, чтобы нам оказаться в числе таковых, потому что Закхей в этом смысле нам всем пример. Поэтому евангелист Лука и поместил этот эпизод со повествование, потому что уж очень назидательный для нас пример. И вот если мы также будем отвечать на любовь Господню к нам, тогда мы сможем стать подлинным учениками Христовыми.

Проповеди на праздники:

Наверх